Методы и средства воспитания в педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:14, реферат

Описание работы

В противоположность авторитарному воспитанию с давних времен в педагогике начали разрабатываться идеи о том, что этот процесс нужно осуществлять на основе гуманного отношения к детям предоставления им полной свободы, а в качестве методов воспитания стали выступать различные формы благожелательных уговаривания, разъяснительные беседы, убеждения, советы, включение в разностороннюю и интересную деятельность и т.д. Такой подход к воспитанию нашел свое яркое отражение в теории «свободного воспитания», основные идеи которого сформулировал в XVIII в. французский просветитель Ж. Ж. Руссо в своей книге «Эмиль».

Файлы: 1 файл

Некита реферат.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

     4. Наказание действенно, когда оно  понятно ученику, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.

     5. Употребляя наказание, нельзя  оскорблять воспитанника. Наказывают не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. Формула «проступок — наказание» должна соблюдаться неукоснительно.

     6. При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых — выработать определенные положительные качества.

     7. Основа для применения метода  наказания — конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и  отклонения от нормы приводят  к действительным конфликтам, и,  следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть различным — от самого легкого до самого сурового.

     8. Наказание — сильнодействующий  метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае.

     9. Не допускайте превращения наказания  в орудие мести. Воспитывайте  убеждение, что воспитанника наказывают  для его же пользы. Не становитесь на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.

     10. Индивидуализация, личная направленность  наказаний не означает нарушения  справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индивидуальный подход, как упомянутая выше прусская школа, то видит лишь проступок, но не человека, его совершившего. Надо объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает, так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они разделяют.

     11. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

     Субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения воспитанников основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, экономически накладно. Развитие общественных и экономических отношений с раннего детства погружает детей в жестокую конкурентную борьбу и заставляет готовиться к жизни со всей серьезностью. Не удивительно, что школьное воспитание в развитых странах приобретает все более утилитарный характер и подчинено по сути одной главной цели — найти после окончания учебного заведения работу, не остаться без средств к существованию.

     Педагоги  используют напряженную общественно-экономическую ситуацию в воспитательных целях. Они, прежде всего, подчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим социально-экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что маловоспитанные, необразованные люди имеют мало шансов занять хорошие должности, оказываются на низкооплачиваемых и непрестижных работах, первыми пополняют ряды безработных. В этой связи воспитание приобретает обостренно-личностную направленность, когда воспитанник изо всех сил стремится заслужить положительные отзывы, которые большинство предприятий в ряде стран сделали обязательным условием для поступления на работу или учебу. Если академические успехи, считают они, зависят от способностей и не каждому даются, то хорошо воспитанными гражданами должны быть все. 

 

    Литература 

     
  1. Рожков  М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд.  Владос. 2004.- 382с.
  2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.  М.: Академия. 2004.- 336с.
  3. Азаров Ю.П.  Искусство воспитания – М.: «Просвещение», 1985г.
  4. Макаренко А.С. О воспитании – М.; Политиздат, 1990г.
  5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических  Вузов в 2х книгах – М, 1999г.
  6. Хофман, Франц.  Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.: «Педагогика», 1979г.
  7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…  Воспитание! – Теория и практика воспитательных систем. – М; 1996г.
  8. Лихачев Б.Т. Педагогика.  Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Просвещение, 1998г.-460с.
  9. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. – Казань.  Центр инновационных технологий, 2002г. – 608с.
  10. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.: Издательский Дом «Моосфера», 1999г. – 300с.

Информация о работе Методы и средства воспитания в педагогике