Методы и средства воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:46, реферат

Описание работы

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Суть воспитания состоит в построении такой системы практических связей и отношений личности с коллективом и обществом, которая обеспечивает её социализацию – овладение совокупностью общественных норм, социальных ценностей. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребёнка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……….3
Понятие о методах и средствах воспитания…………………………………….5
Основные методы и средства воспитания………………………………………8
Заключение………………………………………………………………….……20
Список используемой литературы…………………………………………..….22

Файлы: 1 файл

Реферат Педагогика.docx

— 40.36 Кб (Скачать файл)

ГБОУ ВПО ОрГМА МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Методы и средства воспитания»

 

 

 

 

                                                                                 Выполнил:

студент 13 гр.

педиатрического факультета

Галилов И. И,

Проверила:

д. п. н. Болотова М.И.

 

                                         

Оренбург, 2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3

Понятие о методах и  средствах воспитания…………………………………….5

Основные методы и средства воспитания………………………………………8

Заключение………………………………………………………………….……20

Список используемой литературы…………………………………………..….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Воспитание растущего  человека как формирование развитой личности составляет одну из главных  задач современного общества. Суть воспитания состоит в построении такой системы практических связей и отношений личности с коллективом  и обществом, которая обеспечивает её социализацию – овладение совокупностью общественных норм, социальных ценностей.  Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребёнка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. «Воспитывать – это значит направлять развитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребёнка.                Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит формирование программ социального поведения человека, развитие человека как личности.            Воспитание включает в себя процесс овладения всей совокупностью общественного опыта, т.е. знаниями, умениями и навыками, социальными и духовными (нравственными, эстетическими и мировоззренческими) отношениями. Через воспитание человек впитывает лучшие достижения мировой культуры, народные традиции, утверждающие добро и совесть, любовь и красоту, честь и справедливость. Так формируется полноценная личность. Именно поэтому вопрос о воспитании во  все времена является актуальным.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие о методах  и средствах воспитания

Метод воспитания не придумывается, но создается произвольно, он даже не является продуктом творчества субъекта. В выборе метода субъект полностью  зависит от того, каким он предвидит  результат.

Метод воспитания - это модель организации взаимно обусловленной  деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного  отношения к миру и самому себе. Следовательно, метод выводится  в процессе осознания природы  поставленной цели, он жестко диктуется  ходом производимого мыслительного  анализа.

Система методов воспитания сложна, потому что цель воспитания многопланова, многомерен человек, противоречивы  взаимоотношения его с миром. Вся эта сложность добавляется  традиционно укрепившимся смешением  понятий "методы воспитания" и "методы воздействия". Говоря о первом, многие педагоги разумеют второе, сводят предполагаемый результат воспитания к конкретной сиюминутной реакции ребенка. Например, говорят: "Применил метод упражнения, когда организовал правильное поведение  ребенка", или "Я воспользовался убеждением, разъясняя детям значение нормативного поведения". Не отрицая  правомерности сказанного, отметим, что сказанное относилось к методам  воспитательного воздействия - отнюдь не к методам воспитания.

Методы воспитания - это  педагогическая проекция объективных  факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.

Если нам известны факторы  воспитания, то, следовательно, остается произвести проекцию этих факторов на реальность воспитательного процесса и обозначить факторные (объективно обусловленные) влияния как способы  воспитания личности. Разумеется, эти  факторные влияния нуждаются  в педагогической инструментовке. Конечно  же, педагог не пассивно наблюдает, какое воздействие производят факторы формирования личности, он задает им определенное направление (социально-ценностный вектор), сопровождая происходящее педагогическим комментарием, инициируя социально-ценностную реакцию детей. Но, зная факторы формирования, педагог уже знает способы воспитания.

Фактор социальной среды  в личностном формировании трансформируется в воспитательной практике в метод  организации воспитывающей среды, а точнее, в метод организованного  взаимодействия детей со средой.

Фактор собственной активности человека, решительным образом влияющий на развитие человека, проходит педагогическую трансформацию и получает название метода организации воспитывающей  деятельности.

Фактор возвратно-оценочного влияния взрослых на ребенка проецируется на воспитательную действительность, трансформируясь в организованное осмысление ребенком разворачивающейся  жизни.

Таким образом, надо признать существование трех методов воспитания стратегического плана:

метод организации воспитывающей  среды;

метод организации воспитывающей  деятельности, то есть, взаимодействия детей со средой;

метод организации осмысления ребенком разворачивающейся перед  ним жизни.

Перечисленные методы носят  факторный характер: обладают силой  объективного, неотвратимого влияния  на подрастающую личность. Иногда все  эти методы называют методами организации  жизни ребенка .

Однако от методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания - это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядны пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.

Иногда, однако, разъяснительные  беседы и различные собрания в  работах не строго научного характера  называют методами воспитания, допуская определенное смешение понятий. Но большой  ошибки здесь нет. Всякая разъяснительная  беседа или собрание, будучи конкретными  средствами реализации метода, убеждения, выступают в качестве частных  форм его осуществления и в  этом смысле выполняют роль методов воспитания .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные методы и средства воспитания

Долгое время в педагогике не было четко очерченной системы  методов воспитания. Но с течением времени начали формироваться определенные методологические подходы к осуществлению  воспитательного процесса, к ним  были отнесены следующие основные методы и средства воспитания:

Убеждение. Уже в 20-е гг. этот метод получает научное признание. Его педагогическая роль определяется тем, что процесс воспитания органически  связан с развитием сознательности учащихся, с понимаем ими правил поведения и своего места в преобразовании окружающей жизни. В педагогике подчеркивалось, что организация жизни и деятельности учащихся должна находиться в органическом единстве с развитием их нравственного сознания, с расширением их гражданского кругозора, с постоянной разъяснительной работой. Все это говорит о необходимости широкого использования метода убеждения в воспитании, о многогранности его педагогического влияния на развитие и социализацию учащихся.

Указывая на сущность этого  метода, известный педагог Н.И. Болдырев писал, что убеждение - это воздействие воспитателя на сознание, чувства и волю воспитуемых с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в их характере и поведении. Данная дефиниция нуждается в уточнении, поскольку она исходит из идеи внешнего воздействия на детей. Более правильным будет сказать: убеждение - глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности. Только через механизмы содержательной и эмоционально окрашенной разъяснительной работы этот метод находит свое педагогическое осуществление. Конечным же результатом этого процесса должно быть формирование твердой, глубоко осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения по различным вопросам отношения к окружающему миру, т.е. убеждений как цементирующей основы сознания и поведения. Вот почему необходимо отличать убеждение как метод, как процесс воспитания и убеждение как результат этого процесса, как устойчивую жизненную позицию личности.

Психологической основой  этого метода является принцип опережающего отражения в сознании ученика  тех действий и поступков, которые  он собирается совершить. Это опережающее  отражение (планирование, мысленное  моделирование) поведения базируется не только на приобретенном опыте, но и на знании норм, правил и принципов  деятельности. Предпринимая те или  иные действия, личность, так или  иначе, сообразует их с моральными предписаниями  и общественными требованиями. Именно поэтому весьма важно развивать  сознательность учащихся в различных  видах деятельности, приучать их к  обдумыванию своего поведения. Сопоставляя  свои действия и поступки с тем, как  необходимо себя вести, личность полнее осознает и переживает те противоречия, которые возникают между достигнутым  и необходимым уровнем интеллектуального, нравственного, эстетического и  физического развития, и на этой основе у нее появляется потребность  в совершенствовании своего поведения  и личностных качеств.

Существенное значение имеют  те конкретные средства, которые используются в процессе применения метода убеждения. К важнейшим из этих средств относятся: формы учебной работы, разъяснительные  индивидуальные и коллективные беседы, ученические вечера, конференции  на научные, нравственные, эстетические и санитарно-гигиенические темы, диспуты, встречи с деятелями  науки, техники и искусства и  т.д. Об использовании этих средств  воспитания и их методике более подробно будет идти речь при освещении  вопросов нравственного, эстетического  и физического воспитания. Здесь  же следует подчеркнуть, что только глубокая содержательность и эмоциональность  убеждения способствуют развитию сознательности учащихся и действенному формированию у них личностных черт и качеств и придают воспитанию подлинно гуманистический характер.

Положительный пример. Развитие личности происходит не только в результате воздействия слова и мысли  как средств разъяснения и  убеждения. Исключительно большое  воспитательное значение имеют положительные  образцы и примеры поведения  и деятельности других людей. Недаром  один мудрый человек сказал, что  для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие  примеры. Вот почему в процессе формирования личностных качеств учащихся широкое  применение находит положительный  пример как метод воспитания.

Сущность положительного примера как метода воспитания состоите использовании лучших образцов поведения  и деятельности других людей для  возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе под  собой, к развитию и совершенствованию  своих личностных свойств и качеств  и преодолению имеющихся недостатков.

Психологической основой  влияния положительного примера  на воспитание детей является их подражательность. Этот механизм воздействия подражания заключается в том, что, воспринимая  различные образцы поведения  и деятельности, дети переживают внутренние противоречия между достигнутым  и необходимым уровнем развития, и у них появляется потребность  в совершенствовании своих личностных черт и качеств.

Хотя пример как метод  воспитания основывается на подражательности детей, его психолого-педагогическое значение не сводится только к приспособительной  деятельности. Он оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств детей. Наблюдая и анализируя живые образцы патриотизма, мужества, трудолюбия, культуры отношений  между людьми, школьник отчетливее осмысливает сущность и содержание этих качеств. С этой точки зрения метод положительного примера выполняет  своеобразную роль убеждения и служит важным средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы, формирования у учащихся духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок.

Упражнение (приучение). Под  этим методом понимается многократное повторения действий и поступков, учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. Это определение в основном правильно раскрывает сущность упражнения, хотя и нуждается в некотором дополнении. Речь идет о том, что в процессе формирования у учащихся навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, т.е. те внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.

Сущность упражнений (приучения) как повторения одних и тех  же действий и поступков и вызывающих их потребностей и мотивов поведения  находит свое подтверждение в  физиологии и психологии. С физиологической  точки зрения, навыки и привычки поведения представляют собой результат  повторения и закрепления определенного  образа действий, определенных нервных  связей между организмом и средой. Но если физиологи рассматривают  деятельную сторону образования  навыков и привычек поведения, то психологи связывают их с многократным повторением одних и тех же переживаний. Указывая на эту сторону  упражнений, С.Л. Рубинштейн писал, что  проблема формирования характера и  свойств личности должна "сосредоточиться... на... проблеме перехода ситуационно, стечением  обстоятельств порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения".

Информация о работе Методы и средства воспитания