Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:46, реферат
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Суть воспитания состоит в построении такой системы практических связей и отношений личности с коллективом и обществом, которая обеспечивает её социализацию – овладение совокупностью общественных норм, социальных ценностей. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребёнка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.
Введение…………………………………………………………………..……….3
Понятие о методах и средствах воспитания…………………………………….5
Основные методы и средства воспитания………………………………………8
Заключение………………………………………………………………….……20
Список используемой литературы…………………………………………..….22
ГБОУ ВПО ОрГМА МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ
КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
Реферат на тему:
«Методы и средства воспитания»
студент 13 гр.
педиатрического факультета
Галилов И. И,
Проверила:
д. п. н. Болотова М.И.
Оренбург, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие о методах и
средствах воспитания…………………………
Основные методы и средства воспитания………………………………………8
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..….
Введение
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Суть воспитания состоит в построении такой системы практических связей и отношений личности с коллективом и обществом, которая обеспечивает её социализацию – овладение совокупностью общественных норм, социальных ценностей. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребёнка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. «Воспитывать – это значит направлять развитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит формирование программ социального поведения человека, развитие человека как личности. Воспитание включает в себя процесс овладения всей совокупностью общественного опыта, т.е. знаниями, умениями и навыками, социальными и духовными (нравственными, эстетическими и мировоззренческими) отношениями. Через воспитание человек впитывает лучшие достижения мировой культуры, народные традиции, утверждающие добро и совесть, любовь и красоту, честь и справедливость. Так формируется полноценная личность. Именно поэтому вопрос о воспитании во все времена является актуальным.
Понятие о методах и средствах воспитания
Метод воспитания не придумывается, но создается произвольно, он даже не является продуктом творчества субъекта. В выборе метода субъект полностью зависит от того, каким он предвидит результат.
Метод воспитания - это модель
организации взаимно
Система методов воспитания сложна, потому что цель воспитания многопланова, многомерен человек, противоречивы взаимоотношения его с миром. Вся эта сложность добавляется традиционно укрепившимся смешением понятий "методы воспитания" и "методы воздействия". Говоря о первом, многие педагоги разумеют второе, сводят предполагаемый результат воспитания к конкретной сиюминутной реакции ребенка. Например, говорят: "Применил метод упражнения, когда организовал правильное поведение ребенка", или "Я воспользовался убеждением, разъясняя детям значение нормативного поведения". Не отрицая правомерности сказанного, отметим, что сказанное относилось к методам воспитательного воздействия - отнюдь не к методам воспитания.
Методы воспитания - это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.
Если нам известны факторы воспитания, то, следовательно, остается произвести проекцию этих факторов на реальность воспитательного процесса и обозначить факторные (объективно обусловленные) влияния как способы воспитания личности. Разумеется, эти факторные влияния нуждаются в педагогической инструментовке. Конечно же, педагог не пассивно наблюдает, какое воздействие производят факторы формирования личности, он задает им определенное направление (социально-ценностный вектор), сопровождая происходящее педагогическим комментарием, инициируя социально-ценностную реакцию детей. Но, зная факторы формирования, педагог уже знает способы воспитания.
Фактор социальной среды
в личностном формировании трансформируется
в воспитательной практике в метод
организации воспитывающей
Фактор собственной активности человека, решительным образом влияющий на развитие человека, проходит педагогическую трансформацию и получает название метода организации воспитывающей деятельности.
Фактор возвратно-оценочного
влияния взрослых на ребенка проецируется
на воспитательную действительность,
трансформируясь в
Таким образом, надо признать существование трех методов воспитания стратегического плана:
метод организации воспитывающей среды;
метод организации воспитывающей деятельности, то есть, взаимодействия детей со средой;
метод организации осмысления ребенком разворачивающейся перед ним жизни.
Перечисленные методы носят факторный характер: обладают силой объективного, неотвратимого влияния на подрастающую личность. Иногда все эти методы называют методами организации жизни ребенка .
Однако от методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания - это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядны пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.
Иногда, однако, разъяснительные беседы и различные собрания в работах не строго научного характера называют методами воспитания, допуская определенное смешение понятий. Но большой ошибки здесь нет. Всякая разъяснительная беседа или собрание, будучи конкретными средствами реализации метода, убеждения, выступают в качестве частных форм его осуществления и в этом смысле выполняют роль методов воспитания .
Основные методы и средства воспитания
Долгое время в педагогике не было четко очерченной системы методов воспитания. Но с течением времени начали формироваться определенные методологические подходы к осуществлению воспитательного процесса, к ним были отнесены следующие основные методы и средства воспитания:
Убеждение. Уже в 20-е гг. этот метод получает научное признание. Его педагогическая роль определяется тем, что процесс воспитания органически связан с развитием сознательности учащихся, с понимаем ими правил поведения и своего места в преобразовании окружающей жизни. В педагогике подчеркивалось, что организация жизни и деятельности учащихся должна находиться в органическом единстве с развитием их нравственного сознания, с расширением их гражданского кругозора, с постоянной разъяснительной работой. Все это говорит о необходимости широкого использования метода убеждения в воспитании, о многогранности его педагогического влияния на развитие и социализацию учащихся.
Указывая на сущность этого метода, известный педагог Н.И. Болдырев писал, что убеждение - это воздействие воспитателя на сознание, чувства и волю воспитуемых с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в их характере и поведении. Данная дефиниция нуждается в уточнении, поскольку она исходит из идеи внешнего воздействия на детей. Более правильным будет сказать: убеждение - глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности. Только через механизмы содержательной и эмоционально окрашенной разъяснительной работы этот метод находит свое педагогическое осуществление. Конечным же результатом этого процесса должно быть формирование твердой, глубоко осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения по различным вопросам отношения к окружающему миру, т.е. убеждений как цементирующей основы сознания и поведения. Вот почему необходимо отличать убеждение как метод, как процесс воспитания и убеждение как результат этого процесса, как устойчивую жизненную позицию личности.
Психологической основой
этого метода является принцип опережающего
отражения в сознании ученика
тех действий и поступков, которые
он собирается совершить. Это опережающее
отражение (планирование, мысленное
моделирование) поведения базируется
не только на приобретенном опыте, но
и на знании норм, правил и принципов
деятельности. Предпринимая те или
иные действия, личность, так или
иначе, сообразует их с моральными предписаниями
и общественными требованиями. Именно
поэтому весьма важно развивать
сознательность учащихся в различных
видах деятельности, приучать их к
обдумыванию своего поведения. Сопоставляя
свои действия и поступки с тем, как
необходимо себя вести, личность полнее
осознает и переживает те противоречия,
которые возникают между
Существенное значение имеют
те конкретные средства, которые используются
в процессе применения метода убеждения.
К важнейшим из этих средств относятся:
формы учебной работы, разъяснительные
индивидуальные и коллективные беседы,
ученические вечера, конференции
на научные, нравственные, эстетические
и санитарно-гигиенические
Положительный пример. Развитие личности происходит не только в результате воздействия слова и мысли как средств разъяснения и убеждения. Исключительно большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Вот почему в процессе формирования личностных качеств учащихся широкое применение находит положительный пример как метод воспитания.
Сущность положительного
примера как метода воспитания состоите
использовании лучших образцов поведения
и деятельности других людей для
возбуждения у учащихся стремления
(потребности) к активной работе под
собой, к развитию и совершенствованию
своих личностных свойств и качеств
и преодолению имеющихся
Психологической основой
влияния положительного примера
на воспитание детей является их подражательность.
Этот механизм воздействия подражания
заключается в том, что, воспринимая
различные образцы поведения
и деятельности, дети переживают внутренние
противоречия между достигнутым
и необходимым уровнем
Хотя пример как метод воспитания основывается на подражательности детей, его психолого-педагогическое значение не сводится только к приспособительной деятельности. Он оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств детей. Наблюдая и анализируя живые образцы патриотизма, мужества, трудолюбия, культуры отношений между людьми, школьник отчетливее осмысливает сущность и содержание этих качеств. С этой точки зрения метод положительного примера выполняет своеобразную роль убеждения и служит важным средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы, формирования у учащихся духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок.
Упражнение (приучение). Под этим методом понимается многократное повторения действий и поступков, учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. Это определение в основном правильно раскрывает сущность упражнения, хотя и нуждается в некотором дополнении. Речь идет о том, что в процессе формирования у учащихся навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, т.е. те внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.
Сущность упражнений (приучения)
как повторения одних и тех
же действий и поступков и вызывающих
их потребностей и мотивов поведения
находит свое подтверждение в
физиологии и психологии. С физиологической
точки зрения, навыки и привычки
поведения представляют собой результат
повторения и закрепления определенного
образа действий, определенных нервных
связей между организмом и средой.
Но если физиологи рассматривают
деятельную сторону образования
навыков и привычек поведения, то
психологи связывают их с многократным
повторением одних и тех же
переживаний. Указывая на эту сторону
упражнений, С.Л. Рубинштейн писал, что
проблема формирования характера и
свойств личности должна "сосредоточиться...
на... проблеме перехода ситуационно, стечением
обстоятельств порожденных