Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 10:58, реферат
Коррекция двигательных нарушений предполагает комплексное, систематическое воздействие, включающее медикаментозную терапию, физиотерапию, ортопедическое лечение, массаж, лечебную физкультуру. Медикаментозное лечение направлено на нормализацию мышечного тонуса, уменьшение насильственных движений, усиление активности компенсаторных процессов в нервной системе. В каждом конкретном случае терапия носит индивидуальный характер с учетом формы ДЦП, структуры двигательного дефекта, особенностей психической деятельности и соматического состояния ребенка. Физиотерапевтические процедуры направлены на уменьшение спастичности, улучшение трофики тканей и кровообращения в мышцах (грязевое лечение, тепловые процедуры). Ортопедическая работа предусматривает соблюдение ортопедического режима, использование ортопедических приспособлений для ходьбы, коррекции положения конечностей и др.
Методы конструктивной педагогики
в коррекции двигательных
нарушений у детей с ДЦП.
Коррекция двигательных нарушений предполагает комплексное, систематическое воздействие, включающее медикаментозную терапию, физиотерапию, ортопедическое лечение, массаж, лечебную физкультуру. Медикаментозное лечение направлено на нормализацию мышечного тонуса, уменьшение насильственных движений, усиление активности компенсаторных процессов в нервной системе. В каждом конкретном случае терапия носит индивидуальный характер с учетом формы ДЦП, структуры двигательного дефекта, особенностей психической деятельности и соматического состояния ребенка. Физиотерапевтические процедуры направлены на уменьшение спастичности, улучшение трофики тканей и кровообращения в мышцах (грязевое лечение, тепловые процедуры). Ортопедическая работа предусматривает соблюдение ортопедического режима, использование ортопедических приспособлений для ходьбы, коррекции положения конечностей и др. Лечебная физкультура направлена на развитие двигательных навыков и умений, обеспечивающих социально-бытовую адаптацию детей.
Коррекция двигательных нарушений
должна носить постоянный, непрекращающийся
характер, поэтому занятия физической
культурой, музыкальные занятия, занятия
по формированию элементарных математических представлений, лепке,
аппликации, рисованию, конструированию,
труду, игре, ознакомлению с окружающим,
развитию речи, а также все режимные моменты
должны иметь коррекционную направленность
и проводиться с учетом особенностей двигательного
развития детей с ДЦП, при этом систематическое
использование игровых методов при проведении
ЛФК и других видов занятий позволяет
добиться хороших результатов в улучшении
двигательных навыков.
Подбор дидактических игр и
игровых занятий для дошкольников с церебральными
параличами должен основываться на знании
специфических структурных нарушений
познавательной деятельности и быть направлен
на коррекцию этих нарушений. Большое
значение имеет включение в комплекс коррекционных
мероприятий таких видов деятельности,
которые в своих истоках связаны с игрой:
рисование, лепка, аппликация, конструирование,
труд и др. Эти виды деятельности направлены,
прежде всего, на развитие способности
различать цвет, форму, величину, а также
на развитие мышечно-суставного чувства
и мелкой моторики. Вместе с тем эти виды
деятельности существенно обогащают все
психические функции и личность в целом.
Для проведения диагностического
эксперимента воспользуйтесь упражнениями
из книги И.С. Лопухиной "Логопедия –
ритм, речь, движение", вошли следующие
задания:
1) На координацию
движения:
"По
тропинке" – по доске шириной 20 см нужно
пройти, перешагивая через различные предметы
(камушки, игрушки, палочки и т.д.).
"Мишка
на бревне" – по доске 20 см необходимо
пройти на четвереньках туда и обратно.
"Акробат" – на полу шнур (2 скакалки) вытянутые
по прямой линии. Ребенок идет по шнуру
(скакалке), приставляя пятку к носку. Руки
- в стороны.
"Прыжки" – нужно взять ребенка за руки,
помочь ему подпрыгнуть, мягко приземлиться.
Затем несколько ослабляйте поддержку.
"Ручеек" – ребенок должен перепрыгнуть
на двух ногах через ленту или шнур, лежащий
на полу.
2) Упражнения для
рук:
"Петрушка" – слегка наклонившись. Прямые
повисшие руки раскачиваются в стороны,
затем перекрещиваются.
"Маятник" – слегка наклонившись. Руки
– вниз, перед собой; раскачиваются параллельно
вправо – влево.
"Балерина" – стоя. Широкий взмах руками,
разведенными в стороны. Подняться на
носки. Взмах кистями рук.
"Дерево
на ветру" - руки подняты. Раскачиваются
параллельно вправо – влево.
3) Игры с воображаемыми
предметами:
"Шофер" – вращая руками воображаемый
руль, передвигаться по условным дорожкам,
поворачивая то вправо, то влево. Хорошо,
если "шофер" сумеет правильно реагировать
на зеленый, красный, желтый свет (Цветные
кружки).
"Дворник"-а) Руки – одна наверху, другая
внизу – обхватывают рукоятку воображаемой
метлы. Широкими взмахами подметаем тротуар.
в) Руки "обхватывают черенок
лопаты". "Сгребаем снег".
"Дровосеки" – а) Встать друг против друга.
Левая нога выдвинута вперед. Правой рукой
двигать воображаемую пилу к себе и от
себя.
в) Рубим дрова. Расставить ноги
на ширину плеч. Руки со сцепленными пальцами
– над головой. Наклоняясь, широким взмахом
опускать руки вниз.
4) Обследование движений
рук.
Простые упражнения:
- Руки в стороны. Руки подняты
до уровня плеч и составляют с ними одну
линию.
- Руки вперед. Руки подняты
до уровня плеч и параллельны одна другой.
- Руки наверх. Руки подняты
вертикально и приблизительно параллельны
одна другой.
- Встать, слегка наклонившись.
Руки в стороны. Затем уронить руки "как
веревочки".
5) Обследование мелкой
моторики.
Для обследования мелкой моторики
были использованы упражнения из И.С. Лопухиной
"Логопедия – речь – ритм - движение".
В соответствии с методикой
были предложены следующие упражнения:
"Гармошка" – сначала пальцы раздвигаются,
затем сдвигаются, имитация игры на гармошке.
"Гребешок" – проведение данного упражнения
в приложении.
"Кошка
выпускает коготки" – проведение данного упражнения
в приложении.
"Волшебный
мешочек" – развивается зрительное
внимание, память и свою способность узнавать
предметы на ощупь. Набор мелких игрушек
нужно поместить в мешочек, игрушки из
такого же набора по одной показываются
ребенку. Он должен на ощупь выбрать из
мешочка такую же.
Деревянные матрешки.
Мозаика, конструктор.
Для проведения диагностического эксперимента пользоваться упражнениями из книги И.С. Лопухиной "Логопедия – ритм, речь, движение", вошли следующие задания: