Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 19:41, реферат
Далькроз осмыслил, именно наше тело является инструментом, наиболее чутко реагирующим на ритмические и музыкальные импульсы. В основе его педагогического учения - идеал гармонически развитого человека. Он поставил целью найти средства воспитания, способные обеспечить равновесие и согласие между физической и духовной деятельностью людей. Главную роль в этом отводил овладению ритмом, который понимал как организующее начало любой деятельности, искусства, всей жизни природы и человека. По убеждению Далькроза, чувство ритма можно постигнуть только через искусство (музыку, танец).
Детская музыкальная школа №31
школьное методическое объединение
Методическая разработка
на тему:
«Методы музыкальной импровизации на уроках сольфеджио
(на основе идей
музыкально-творческого воспитания
Эмиля Жака Далькроза и Карла Орфа) »
Преподаватель теоретических дисциплин, фольклора – Ватагина Н. Н.
Казань, 2011
«Люблю радость – в ней жизнь!»
Эмиль Жак Далькроз
На уроках сольфеджио мы широко используем методы музыкальной импровизации, основываясь на идеях Эмиля Жака Далькроза и Карла Орфа.
Далькроз осмыслил, именно наше тело является инструментом, наиболее чутко реагирующим на ритмические и музыкальные импульсы. В основе его педагогического учения - идеал гармонически развитого человека. Он поставил целью найти средства воспитания, способные обеспечить равновесие и согласие между физической и духовной деятельностью людей. Главную роль в этом отводил овладению ритмом, который понимал как организующее начало любой деятельности, искусства, всей жизни природы и человека. По убеждению Далькроза, чувство ритма можно постигнуть только через искусство (музыку, танец). Также он исследовал влияние музыкального ритма на формирование психики, выдвинул идею всеобщего ритмического воспитания, которое приблизит человека к искусству, одухотворит и упорядочит его внутреннюю жизнь, откроет новые возможности для самовыражения. Далькроз предложил систему упражнений для детей, построенную на взаимосвязи музыки, музыкального впечатления и движений тела. Движение служило основным средством передачи музыкальной динамики, эмоционального и образного содержания произведения. Параллельно с развитием пластики такие тренировки способствовали тонкому эстетическому восприятию, выработке определённых черт характера: внимания, воли, воображения, находчивости, решительности. Давая ученику, физическое ощущение ритма и умение его воспроизводить с помощью мускулов, система Жака Далькроза содействовала развитию абсолютного слуха, способности к музыкальной и пластической импровизации. Чтобы доставить ученику чувство радости и непринужденности, занятия должны были проходить в форме увлекательной ритмической игры. Совершенствуя тело и раскрепостив дух с помощью ритмического воспитания, в каждом ребенке, по мысли Далькроза, можно открыть различные творческие способности.
Эмиль Жак-Далькроз, очень веселый и талантливый человек, был озабочен тем, как скучные и нудные занятия музыкой сделать живыми и интересными. Съездив в Алжир и увидев, с какой грацией и пластикой двигаются танцоры под сложные ритмы, исполняемые народными музыкантами, швейцарец вернулся домой совершенно потрясенный. При помощи азбуки движений, доступных всем - ходьбы, бега, прыжков - он заставляет своих учеников из консерватории, где он преподает, исполнять музыкальный ритм. Результат был настолько удивительным, что весь мир захотел этому учиться. Буквально за год близ Дрездена (Германия), в Хеллерау, был построен и открыт (в 1911 году) похожий на античный храм Институт Ритма. Сами занятия проходили так: месье Жак (как называли Далькроза ученики) сидит за роялем, а ученики, чутко повинуясь малейшим изменениям ритма и мелодии его музыкальной импровизации, отражают все это в движении. На первый взгляд, это - увлекательная игра, взрослые и дети в восторге и не чувствуют никакой усталости. Так изучают они музыкальную азбуку и от простых упражнений постепенно переходят к очень сложным, к сочинению ритмов, пластических этюдов, передающих все особенности исполняемого произведения.
В своей знаменитой работе «Ритм» основатель ритмической гимнастики Эмиль Жак-Далькроз дает ответ на самые актуальные вопросы: как ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Основу книги составляют шесть широко известных лекций Далькроза по ритмике, полностью раскрывающие философскую и эстетическую программу швейцарского педагога. В приложении опубликованы программа упражнений по ритмике, ритмические игры, марши и этюды, приведена методика развития беглости пальцев «по Далькрозу» и др. Книга адресована широкому кругу читателей - преподавателям ритмики, сольфеджио, фортепиано, учащимся и студентам музыкальных и театральных учебных заведений.
Каждое третье лето в Швейцарию съезжаются ритмисты, музыканты, танцоры и просто люди, которым интересно пробираться в музыку через тело. Международные конгрессы ритмики проходят в Институте Эмиля Жака-Далькроза. он создал знаменитую систему музыкального воспитания через ритм и тело. Со всех концов света в Хеллерау приезжали учиться, да и просто взглянуть на занятия. Там побывали Поль Клодель, Гордон Крэг, Бернард Шоу, Рудольф Лабан, наши знаменитые соотечественники - Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Сергей Дягилев, Фёдор Комиссаржевский, Константин Станиславский.
На Россию Далькроз возлагал особые надежды. Тогда, в начале прошлого века, ритмика в нашей стране была почти столь же популярна, как сейчас аэробика. Из двадцати тысяч официально зарегистрированных последователей Далькроза, семь тысяч жили в России. Да и гуманизм Далькроза с его идеей раскрепощения личности при помощи ритма пришелся по душе нашим творцам нового театра и нового общества, от Станиславского до Луначарского. Первые же курсы ритмики в Москве организовала Нина Александрова - одна из любимых учениц Далькроза. Подобные же курсы в Петербурге возглавил князь Сергей Волконский, блестящий русский аристократ, писатель, искусствовед и горячий сторонник ритмики Далькроза. Но все это до поры, до времени... В 1920-х годах, после ожесточенных дискуссий о том, имеет ли право на существование в нашем отечестве что-либо, кроме классического балета и народного танца, в Москве закрылись Институт ритмического воспитания и многие ритмопластические студии. Железный занавес опустился перед носом наших ритмистов, отрезав их от всего мира. Ритмика осталась лишь в нескольких театральных, балетных и музыкальных школах. Имя Далькроза перестало упоминаться, а метод был назван архаичным и неэффективным. Между тем, принципы его продолжали жить - без них стали немыслимы, например, логопедическая коррекция, преподавание сценической речи и движения в театральных школах. В настоящее время идеи Далькроз - ритмики применяются в работе с фольклорными певческими ансамблями.
Элементарная, на первый взгляд, я - фраза Далькроза: «Люблю радость -в ней жизнь!», на самом деле вмещает в себя очень много. Та радость, которая возникает во время занятий ритмикой, во время коллективного действия, пластической импровизации - это радость общения. Ты общаешься с людьми, с музыкой, познаешь мир и, в конечном итоге, самого себя. И как бы ни были хороши разного вида фитнесы и аэробики, - ритмика, как писал Сергей Волконский , «воспитывает те невидимые способности, которые управляют взаимодействием духа и тела, которые помогают нам проявлять вовне то, что внутри нас».
Система Далькроза нашла последователей во многих странах мира. Его идеи оказали сильное влияние на систему, создателем которой был Карл Орф (1895-1982). Австрийский композитор и педагог пошел дальше Ж.Далькроза и взял метод музыкальной импровизации за основу своей новой дидактической системы элементарного воспитания и обучения. К.Орф создал синтетические формы музицирования: сочетание пения, стихов и игры на элементарных инструментах. Элементарное - это простое, а не примитивное. Под примитивным понимается грубое, топорное, небрежное. Если дети поют фальшиво - это примитивно. Если они поют на двух нотах чисто и выразительно - это простое, но не примитивное. Идея элементарной музыки исходит из постулата о наличии у каждого человека элементарных, почти биологических по своей природе музыкальных способностей.
Система Орфа получившая название "Шульверк" опиралась на стремление развивать творческое начало и самостоятельность мышления детей, а также на систему Золтана Кодая и Белы Бартока, по-новому взглянувших на фольклор, народные лады и ритмы в детском музыкальном воспитании.
Суть системы Орфа: развитие свободного, не скованного условностями восприятия и отношения к музыкальному искусству. Пройдя через собственное творчество, узнав законы элементарной музыки, можно предположить, что слушатель будет подготовлен к общению с музыкальной культурой в целом, куда он войдет как неотъемлемая ее часть.
Это в какой-то степени игра, но это еще и труд, поэтому привитое желание трудиться, воспитанная потребность в собственном творчестве будут затем перенесены на более широкие области деятельности. Поэтому "Шульверк" - система целостного музыкально-эстетического воспитания. Это ноты, но когда начинаешь их смотреть, появляются идеи, творческий импульс. Как отмечал Л.А.Боренбойм3, в 70% пьес и упражнений «Шульверка» К.Орфа доминировал вокальный элемент.
Система К.Орфа опиралась на гуманистические идеи просветителей XVIII в. Руссо и Песталоцци с их стремлением развивать творческое начало и самостоятельность мышления детей; на систему Золтана Кодаи и Белы Бартока, по-новому взглянувших на фольклор, народные лады и ритмы в детском музыкальном воспитании.
Педагогические идеи К.Орфа подводили учеников к тому, что они могли сами сочинять музыку и сопровождение к движению хотя бы в самой элементарной форме. Им была создана новая соответствующая детскому возрасту система музыкального воспитания: элементарная музыка, элементарные инструменты, элементарные словесные тексты, элементарные формы движения. К Орф вьщвинул требование: элементарная музыка должна быть стержнем общего музыкального воспитания, которым может овладеть каждый.
В целях доступности музыкального творчества для детей К.Орф отказался от крупных музыкальных форм, применяя в своей системе рондо, остинато, песенные формы. Речевую основу его системы составили детские имена, считалки, простые детские песни. Мелодической основой и отправным пунктом музыкальных игр и импровизаций являлась нисходящая малая терция («зов кукушки»).
Надо сказать, что многие педагогические находки К.Орфа обнаружились в процессе его работы с умственно отсталыми детьми. Педагог сознательно ограничил возможности развития детей элементарной музыкой, тем самым изолировал их от культуры музыкального мышления, объема художественной информации. В таком случае дети получали одностороннее музыкальное воспитание. Сознательное ограничение музыкального материала по системе
К.Орфа неизбежно вело бы учащихся к ограничению результата творческого потенциала человеческой личности. По системе К.Орфа творческий потенциал ребенка был бы развит своевременно, но не полностью и не до конца. Основные принципы методики:
Педагогическая система К. Орфа получила распространение во всех странах Западной Европы с учетом особенностей их национального языка и музыкальной культуры. Отдельные эксперименты и пробы с применением инструментов К. Орфа проводились и в России в 70 - х годах нашего столетия. Педагогическая концепция К. Орфа нашла много приверженцев и немалое число противников среди авангардистов.