Методы обучения детей
дошкольного возраста.
Методы обучения – это способы
совместной деятельности педагога и ребенка,
направленныей на решение обозначенных
задач.
Приём это часть метода.
В современной дошк. педагогике широкое
распространение получила классификация
методов обучения по характеру познавательной
деятельности, предложенная Лернером
и Скаткиным, включающая в себя:
1.Обьяснительно – иллюстративные, или
информационно – рецептивные
2. Репродуктивные
3.Проблемного изложения материала
4.Частично поисковые
5.Исследовательские.
В дошк педагогике долгие годы широко
используются методы по источнику получения
знаний, которые делятся на наглядные,
словесные, практические, игровые.
1.Наглядные методы включают в себя:
- наблюдение;
По мнению Рубенштейна наблюдение это
результат осознанного восприятия в процессе
которого происходит развитие мыслительной
деятельности ребёнка. Для реализации
наблюдения как метода необходимы следующие
условия: наличие объектов для наблюдения;
определение содержания наблюдения; правильная
организация наблюдения. В наст время
в практику вошли циклические наблюдения.
Циклические наблюдения – это наблюдения
состоящие из отдельно взятых циклов,
каждое из которых имеет свою цель, своё
содержание, но логически они взаимосвязаны.
, рассматривание картин, иллюстраций,
игрушек и предметов;
- просмотр видео, кинофильмов, слайдов,
мультимедиа и т.д.
2.Словестные методы. К ним относятся: беседа,
рассказ, чтение худ. произведений.
3.Практические методы: упражнение, моделирование,
опыты, эксперименты.
- Упражнение - многократное повторение
ребёнком умственных или практических
действий заданного содержания. Различают:
подражательные, конструктивные, творческие.
- Моделирование. Модель – это предметное
или графическое изображение чего-либо.
Процесс создания модели называется моделирующей
деятельностью.
В дошк. педагогике для звукового анализа
слова разработаны специальные модели
Журовой (фишки разного цвета – гласные,
ударные, безударные и т.д.). Для обучения
детей конструированию разработан материал
Парамоновой. По экологическому образованию
разработаны модели Николаевой, Рыжовой
и др.
По ознакомлению детей с трудом взрослых
– Крулехт. Опыты и эксперименты относятся
к практическим методам.
4.Игровые методы: Игровые обучающие ситуации.
В результате исследований Комаровой
и Николаевой были предложены следующие
виды ИОС.
- ИОС с игрушками-аналогами;
- ИОС с литературными персонажами
- ИОС типа игр-путешествий.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ - объективные закономерности
обучения, исходные положения, которыми
руководствуется воспитатель при отборе
содержания, организации и методов обучения.
Принципы обучения - категория исторические.
По мере развития психолого-педагогический
неуки и совершенствования практики появляются
новые законы процесса обучения и на их
основе разрабатываются новые принципы
обучения.
Содержание, методы и формы организации
учебной работы в детском саду находятся
в существенной зависимости от дидактических
принципов.
Впервые дидактические принципы были
сформулированы Я.А.Коменским в книге
"Великая дидактика". Уже тогда он
выдвинул принцип доступности, систематичности
и последовательности обучения, концентрированности,
наглядности, активности. В дальнейшем
дидактические принципы были разработаны
К.Д.Ушинским, который дал научное обоснование
дидактических принципов, которые составляют
основу обучения детей дошкольного возраста.
Принцип гуманизации и демократизации
заключается в ориентации педагога на
личность ребенка, в обеспечении условий
для творчества детей, проявления уникальности
каждого ребенка, в возможности педагогам
выбирать программу, формы и методы реализации
программы обучения.
Принцип воспитывающего характера обучения.
Правильно организованный процесс обучения
всегда носит воспитывающий характер
и не только обогащает детей знаниями,
но и развивает умственные способности,
формирует личность в целом. Обучение
и воспитание всегда выступают в единстве,
хотя и имеют свое содержание, свои методы,
свои психологические предпосылки.
Принцип развивающего обучения. Умственное
развитие ребенка зависит от обучения.
Л.С.Выготский разработал теорию взаимоотношения
обучения и развития, известную как учение
о "зоне ближайшего развития". Он
выделял два уровня развития возможностей
ребенка: уровень актуального развития,
при котором ребенок может Самостоятельно
решать практические и познавательные
задачи уже сегодня, и зону ближайшего
развития - то, что находится в процессе
становления, т.е. завтрашний день развития,
при котором ребенок решает задачи определенной
трудности при некоторой помощи взрослого.
Если ребенок сегодня выполняет задание
с помощью взрослого, то завтра он будет
выполнять его самостоятельно. То, что
входило в зону ближайшего развития ребенка,
в процессе его обучения перешло на первый
уровень наличных знаний, а роль обучения
и заключается в том, чтобы снова создавать
для ребенка новую зону ближайшего развития.
Принцип научности. На занятиях вос-ль
формирует у детей реальные представления,
знания об окруж. мире. Со временем они
становятся основой для формирования
научных знаний. Знания могут с разной
глубиной отражать действительность,
не теряя своей научности. Поэтому правильное
объяснение явлений окружающего возможно
на всех этапах обучения, значит, и в дошкольном
возрасте. Эти знания не вступят в противоречие
с теми, которые будет давать школа.
Принцип наглядности обучения. Необходимость
этого принципа объясняется конкретностью
мышления дошкольника. Впервые в педагогике
теоретическое обоснование этого принципа
дал Я.А. Коменский в ХУП в. Дальнейшее
развитие и обоснование принцип наглядности
получил в работах К.Д.Ушинского. Он разработал
ряд способов и приемов работы с наглядными
пособиями.
Принцип наглядности гласит: все, что можно,
надо объяснить и показать ребенку на
предметах, картинках, наглядных образцах.
Это объясняется тем, что ведущими формами
мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное
и наглядно-образное. Понятийная форма
мышления в дошкольном возрасте проявляется
лишь в простейших формах (наглядно-схемйтическое
мышление). Поэтому наглядные пояснения
всегда доступнее. 3 детском саду используются
различные виды наглядности: естественная
(реальные предметы, растения, животные),
картинная и картинно-динамическая (фото,
рисунки, картины, диафильмы и др.), объемная
наглядность (модели, муляжи), аудиовизуальная
(кинофильмы, видеофильмы), графическая
(схемы, чертежи), экспериментальная (элементарные
опыты) Требования к наглядности: должна
реально отражать окружающую действительность,
соответствовать уровню развития детей,
быть высокохудожественной по содержание
и оформлению.
Принцип доступности. Учебный материал,
излагаемый педагогом, должен быть понятен
ребенку, соответствовать его возрасту,
уровню подготовки и развития. Новое содержание
должно быть увязано с имеющимися у детей
знаниями, с их личным опытом. Воспитатель
должен знать уровень развития познавательных
психических процессов ,
те виды и операции мышления, которые сформированы
у детей и которые формируются. Однако
доступное э обучении детей нельзя отождествлять
с легким. Легкое обучение не вызывает
у детей умственного напряжения, а, значит,
и не способствует их развитию.
Принцип систематичности, последовательности
и постепенности. Содержание обучения
и требования к его усвоению отвечают
основным дидактическим правилам: идти
от легкого к более трудному, от известного
к неизвестному. По каждому разделу программы
воспитатель намечает определенную систему
в подаче материала детям на занятии. Систематичность
в обучении требует, чтобы дети овладевали
знаниями, умениями и навыками в определенном
порядке, постепенно и последовательно.
Последовательность предполагает -усвоение
нового материала опирается на имеющиеся
знания детей, и подается частями, во взаимосвязи
с ранее, изученным.
Принцип связи обучения с жизнью. Знания,
приобретаемые детьми на занятиях, используются
детьми в жизни (в игре, труде, занятиях).
Благодаря этому возрастает воспитывающее
значение обучения.
Принцип активности у сознательности.
Усвоить учебный материал можно лишь при
достаточном уровне активности познавательных
процессов ребенка, при его активном психическом
состоянии. Если ребенок хочет учиться,
ему легче усваивать учебный материал.
Чем больше ребенок решает познавательных
и практических задач самостоятельно,
тем эффективнее идет его развитие. Если
ему удается самостоятельно выделить
те или иные свойства предметов или явлений,
которые важны для решения практической
задачи, если их удается ему связать, то
ребенок решит задачу и его мышление будет
характеризоваться активностью, самостоятельностью.
В дошкольном возрасте в основном наблюдается
подражательная, репродуктивная активность.
Все познавательные действия происходят
по требованию воспитателя. Необходимо
так осуществлять обучение, чтобы развивать
у детей познавательный поиск, инициативу
в познании, интерес к учению. Большое
значение в связи с этим имеет ориентировочная
реакция на новое. Задача воспитателя
- создать условия для повышения общей
познавательной активности детей, сформировать
положительное отношение к учению, воспитать
самостоятельность.
Принцип учета индивидуальных особенностей.
Групповые формы усвоения материала основаны
на общих психолого-педагогических особенностях
возрастного развития детей. Нужно знать
уровень развития личности ребенка, его
индивидуальные способности, качества.
Индивидуализация обучения предполагает
учет этих особенностей и соответствующую
организацию учебного процесса.