Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 14:20, доклад
Термин «метод» происходит от греческого слова methodos, что означает путь, способ продвижения к истине. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Остановимся на классификации методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эту классификацию предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин.
Методы обучения и воспитания.
Термин «метод» происходит от греческого слова methodos, что означает путь, способ продвижения к истине. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Остановимся на классификации методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эту классификацию предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. Они предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
Классификация методов по характеру деятельности обучаемых.
Метод |
Вид деятельности |
Уровни умственной деятельности ученика |
Уровни знаний |
Сущность |
Усовершенствование |
1.Объяснительно-иллюстративный |
С помощью учителя (репродуктивный) |
I-узнавание |
II-знания, знаком-ства |
Традиционное обучение – процесс передачи |
Программирован-ное обуче-ние |
2.Репродуктив-ный |
Сам ученик (репродуктивный) |
II-воспроизведение |
II-знания, копии |
готовых извест- ных знаний |
|
3. Проблемное изложение |
С помощью учителя (продуктивный) |
III-применение |
III-знания, умение |
||
4.Частично - поисковый |
Продуктивный под руководством учителя |
III-применение |
III- знания, умения |
Проблем-ное обучение- процесс активного |
Деловые игры |
IV- творчество |
IV- знание, транс-форма-ция |
поиска и открытия учащими-ся новых знаний |
|||
5.Исследова-тельский |
Продуктивный без помощи учителя |
IV- творчество |
IV-знание, транс-форма-ция |
В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно – воспитательных целей, как способ организации учебно – познавательной деятельности учащихся.
Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы.
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ |
Рассказ, беседа, инструктаж и др. |
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ |
Упражнение, тренировка, самоуправление и др. |
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ |
Иллюстрирование, показ, предъявление материала |
Другая классификация методов воспитания построена на основе учета структуры личности: методы формирования сознания, поведения и чувств.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ |
Рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование и др. |
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ |
Упражнение, тренировка, самоуправление |
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВ (стимулирования) |
Одобрение, похвала, порицание, контроль и др. |
Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три большие группы:
а) методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности;
б) методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности.
Классификация М. А. Данилова, Б.П. Есипова исходит из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то их целесообразно разделить на следующие группы:
а) методы приобретения новых знаний;
б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;
в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
В.Ф. Харламов методы обучения подразделяет на пять групп:
а) методы устного изложения знаний педагогом и активизации познавательной деятельности учащихся – рассказ, объяснение, лекция, беседа, метод иллюстрации и показа при устном изложении материала;
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: наблюдение за работой учащихся, устный опрос, контрольные работы, программированный контроль, проверка домашних заданий и пр.
Выделяют также монологические(информационно-
Педагогические средства и формы организации учебно-воспитательного процесса
Педагогические средства – это материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса. К педагогическим средствам относятся: учебно – лабораторное оборудование, учебно – производственное оборудование, дидактическая техника, учебно – наглядные пособия, технические средства обучения и автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно – педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки – задания, учебные пособия и пр.). Развитие дидактической техники и компьютеров создало предпосылки для возникновения нового направления в педагогике – педагогической технологии. Суть ее состоит в применении технологического подхода к построению и осуществлению педагогического процесса. Педагогическая технология объединяет в единое целое дидактическую технику, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса.
Педагогическая форма – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов:
Содержание
Цель Принципы Методы Формы
Средства
Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяют формы простые, составные и комплексные.
Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме(содержанию). К ним относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, диспут и т.п. Составные формы строятся на развитии простых или на их разнообразных сочетаниях: это урок, конкурс профессионального мастерства, праздничный вечер, конференция, КВН. Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр. Комплексные формы создаются как целенаправленная подборка(комплекс) простых и составных форм: это дни открытых дверей, дни, посвященные выбранной профессии, дни защиты детей, книги, музыки, спорта.
В зависимости от принадлежности к направления воспитания выделяют также формы физического, эстетического, трудового, умственного и нравственного воспитания.
Формы организации обучения: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и пр.
Выделяют формы индивидуальной, групповой и коллективной (фронтальной) деятельности учащихся. Можно выделить индивидуализированные формы (консультация, зачет, экзамен), групповые формы взаимодействия (субботник, групповые соревнования, смотры), кооперативные формы (когда цель достигается путем распределения функций между учащимися, например, игры, хозрасчетный кооперативный труд, сборы и т.п.).
Я на уроках учебной практики использую словесные методы: беседы, дискуссии, диспут и др.
В наглядных методах использую мультимедийный показ по определенным темам, а также широко иллюстрированные каталоги, журналы и интернет.
Все использованные мной методы повышают знания детей, осмысление и получение практических знаний, а также воспитывает толерантность будущих специалистов.
Литература: Столяренко Л.Н. «Педагогика». Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448с.
Мультимедийная методическая разработка
По учебной практике
по профессии «Продавец, контролер-кассир»
по предмету: «Розничная торговля продовольственными товарами»
по теме: «Оборудование торгового помещения в магазинах самообслуживания»
Разработал мастер производственного обучения
Гореликов Андрей Николаевич
Тайшет 2014г.
Доклад на тему: «Методы обучения и воспитания обучающихся на учебной практике»
Тайшет 2014г.
Гореликов А.Н. мастер производственного обучения ГБПОУ ИО ТПТТ «Тайшетский промышленно-технологический техникум). Тайшет 2014 – 4с.
Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии социально-экономического профиля ГБПОУ ИО ТПТТ.
(протокол №________ от _____________2014г.)
Рецензент: