Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 15:02, курсовая работа
В современной педагогике существенной составляющей технологии являются методы обучения. На протяжении многих веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали методы обучения. Большой вклад в изучение данной темы внесли: И.М. Чередов, В.К. Дьяченко, В.А. Сластенин, И.Я. Лернер, В.И. Загвязинский, таким образом, сложились различные точки зрения на понятия, эффективность применения различных методов обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых методов обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся. Современная методология требует, чтобы при познании явлений и процессов окружающей действительности мы не ограничивались описанием их внешних сторон и признаков, а стремились постичь их сущностные глубинные характеристики, от которых зависит общеобразовательный успех.
Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств
Кафедра педагогики и психологии
Курсовая работа по педагогике на тему:
Методы обучения
Санкт-Петербург
2010-2011
Введение
В современной педагогике существенной составляющей технологии являются методы обучения. На протяжении многих веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали методы обучения. Большой вклад в изучение данной темы внесли: И.М. Чередов, В.К. Дьяченко, В.А. Сластенин, И.Я. Лернер, В.И. Загвязинский, таким образом, сложились различные точки зрения на понятия, эффективность применения различных методов обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых методов обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся. Современная методология требует, чтобы при познании явлений и процессов окружающей действительности мы не ограничивались описанием их внешних сторон и признаков, а стремились постичь их сущностные глубинные характеристики, от которых зависит общеобразовательный успех. Сегодня педагог должен владеть знаниями о дидактических методах. И уметь их применять в педагогическом процессе. В педагогической практике используется большой количество методов обучения. При их отборе преподаватель сталкивается со значительными затруднениями. В этой связи возникает потребность в классификации методов обучения, которые помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенной и случайное и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.
Цель нашего исследования – изучить существующие методы обучения. Для этого нам необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить педагогическую
литературу по проблеме «
2) Выявить сущность понятия «методы обучения» и их классификации;
3) Дать характеристику основным методам обучения;
4) Выявить какие методы наиболее эффективны на современном этапе;
5) Определить критерии выбора методов обучения.
Объект исследования – методология. Предмет – дидактический метод. В ходе исследовании мы опирались на следующие работы авторов: «Педагогика» Л. П. Крившенко, «Педагогика» П. И. Педкасистов, «Теория обучения: современная интерпретация» В. И. Загвязинский, «Педагогика» Н. В. Бордовская и т.д.
1. Понятие «метод обучения».
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научной трактовке.
Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - сказано в философском словаре. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Иногда же сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения». Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем будет показано, что и другие методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов.
2. Классификация методов обучения
Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов обучения. В 20-е годы в педагогике велась борьба против методов схоластического обучения и зубрежки, процветавших в старой школе, и предпринимались поиски таких методов, которые обеспечивали бы сознательное, активное и творческое овладение знаниями учащимися. Именно в эти годы педагог Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении может быть только два метода: метод исследовательский и метод готовых знаний. Метод готовых знаний, естественно, подвергался критике. В качестве же важнейшего метода обучения в школе признавался исследовательский метод, суть которого сводилась к тому, что учащиеся все должны были познавать на основе наблюдения и анализа изучаемых явлений и самостоятельно подходить к необходимым выводам.
В 20-е годы предпринимались также попытки насаждения в школе так называемого метода проектов, в основе которого лежит философия прагматизма и который был заимствован из США. Однако обнаружилось, что присущие этому методу ликвидация отдельных учебных предметов и сведение всей учебной работы к так называемому «проектированию» и «деланию» резко снижали качество общеобразовательной подготовки учащихся. С тех пор в нашей педагогике утвердилось положение о том, что в обучении не может быть никаких универсальных методов и что в процессе его должны применяться различные методы учебной работы.
Дидактические исследования, однако, показывают, что номенклатура (наименование) и классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке. Рассмотрим важнейшие из них.
Некоторые дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три группы методов: словесные, наглядные и практические. И действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Однако в дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:
а) методы приобретения новых знаний;
б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;
в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в указанную классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся;
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
3.Характеристика
методов обучения
Традиционно преподаватели
используют такие методы обучения как:
РАССКАЗ - монологическое изложение
учебного материала, не прерываемое вопросами,
содержащее в основном фактологический
материал- вступление, повествование,
заключение. Привлечение внимания, мнемонические
приемы, логическое сравнение, сопоставление,
резюмирование, учит грамотно выражать
свои мысли, логичной, убедительной речи.
Внимательно слушать, чтобы уметь связно,
логично выражать свои мысли. Речь, иллюстрации,
методические и мнемонические приемы,
логические приемы сравнения, сопоставления,
резюмирования. Зависит от сочетания с
другими методами. Положительно-эмоциональное
восприятие. Зависит от условий (время,
место), неперегруженность фактами. От
умения учителя рассказывать.
БЕСЕДА - метод
дидактической работы, ее сущность состоит
в том, чтобы побудить учащихся к актуализации
(припоминанию) уже известных фактов, достижению
новых знаний путем выводов, рассуждений.
Беседа не является универсальным методом,
не дает практических навыков. Задать
целенаправленные, умело поставленные
вопросы, педагог обязан четко определить
тему беседы, ее цель, составить план -
конспект, подобрать наглядные пособия,
сформулировать основные и вспомогательные
вопросы, продумать методику ее организации
и проведения. Сделать обобщение и выводы.
Должен следить за мыслями учителя, в результате
чего учащиеся продвигаются в освоении
новых знаний. Внимательно выслушивать
вопросы, отвечать на вопросы, анализировать
ответы своих товарищей, высказывать собственное
мнение. Речь, вопросы, понятия, наглядные
пособия зависит от контакта с аудиторией,
нужно, чтобы все принимали участие в беседе,
внимательно выслушивали вопросы, обдумывали
ответы, анализировали ответы товарищей,
высказывали собственное мнение.
ЛЕКЦИЯ характеризуется
более строгой структурой, логикой изложения,
обилием информации, системным характером
освещения. Составление детального плана,
логически стройное и последовательное
изложение всех пунктов плана, обобщающие
выводы. Составление конспекта Ознакомление
учащихся с темой, использование живого,
языка, наглядности (демонстрации, иллюстрации,
видео) Составление учителем детального
плана, логически стройное и последовательное
изложение изучаемого материала, эмоциональность
изложения, краткие выводы, задиктовка,
живой язык, контакт с аудиторией, оптимальный
темп изложения, использование наглядности,
сочетание лекций с семинарскими, практическими
занятиями.
УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ
- обмен взглядами по конкретной теме;
помогает упорядочить и изучить уже известный
материал, приобретают новые знания, укрепляются
в собственном мнении, учатся его отстаивать.
Учитель должен позаботиться о том, чтобы
ученики учились ясно и точно излагать
свои мысли, четко и однозначно формулировать
вопросы, приводить конкретные доказательства
и т.д.. Приобретают новые знания, укрепляются
в собственном мнении, учатся его отстаивать
Речь, вопросы, спор. Предварительная и
основательная подготовка к учебной дискуссии
учащихся как в содержательном, так и в
формальном отношении.
РАБОТА С КНИГОЙ.
Возможность ученика многократно обрабатывать
учебную информацию в доступном темпе
и в удобное время. Функции: обучающая,
развивающая, побуждающая, контрольно-коррекционная
Обязан ознакомить учащихся с правилами
заучивания различной информации, постоянно
контролировать развитие памяти, помогать
ее совершенствовать, сочетать данный
метод с другими методами. Чтение, понимание,
запись, анализ, синтезирование учебного
материала (урок+учебник) Книга, тетрадь
Умение свободно читать и понимать прочитанное,
выделать главное, записывать, составлять
схемы, конспекты.
ДЕМОНСТРАЦИЯ -
Заключается в наглядно-чувственном ознакомлении
с явлениями, процессами, объектами в натуральном
виде, используется с внешним видом предмета,
его внутреннем устройством. Педагог должен
направлять внимание учеников на существенные
стороны демонстрируемых явлений, правильно
сочетать различные методы: зарисовка,
наблюдение, исследование, осмысление,
обнаружение связей. Исследуемые объекты
(в натуральном виде) искусственные заменители
натуральных объектов. Активное участие
учеников, правильный выбор объектов,
умение педагога направить внимание учеников
на существенные стороны явлений, сочетание
с другими методами.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ
- показ и восприятие предметов, процессов,
явлений в их символьном изображении с
помощью плакатов, карт, портретов, рисунков,
схем и т.д. Они существенно облегчают
процесс формирования понятий. Определить
оптимальный объем иллюстрируемого материала,
подготовить заранее иллюстрации, правильно
использовать методику показа. Осмысление,
восприятие, сделать выводы Диаграммы,
графики, схемы. Таблицы, карты, плакаты
и т.д. Методика показа, сочетание с другими
методами, использование раздаточного
материала
ВИДЕОМЕТОД -
экранное преподнесение информации, которое
служит не только для преподнесения знаний,
но и для их контроля, закрепления, повторения,
обобщения, систематизации, т.е. выполняет
все дидактические функции. Подбор нужного
материала, умение вводить учащихся в
круг изучаемых проблем, делать обобщающие
выводы, оказывать индивидуальную помощь
в процессе самостоятельной работы. Осмысление,
восприятие, делать выводы, выделение
необходимой информации, самостоятельное
исследование. проектор, киноаппаратура,
учебное телевидение, видеопроигрывателя,
видеомагнитофон, а также компьютер с
дисплейным отражением информации. Наличие
видеотеки, учебный процесс должен отличаться
четкостью, продуманностью, целесообразностью
УПРАЖНЕНИЯ -
это метод обучения, представляющий собой
планомерное повторное выполнение действий
с целью овладения ими или повышения их
качества. Виды: специальные, производные,
комментированные, устные, письменные,
графические, лаборатоно-практические,
производственно-трудовые. Учитель должен
заботиться о достаточном количестве
и разнообразии упражнений, проверять
правильность выполнения упражнений,
помощь в выполнении. Четкое выполнение
заданий в зависимости от типа упражнений.
Тетради, книги, приборы и т.д. Сознательная
направленность учащихся на повышение
качества деятельности; знание правил
выполнения действий; сознательный учет
и контролирование условий; результативность.
СИТУАЦИОННЫЙ МЕТОД
- скомбинированный из многих путей и способов
метод, применяемый педагогом тогда, когда
ни один из известных изолированных методов
не дает возможности быстро и эффективно
достичь намеченных целей в имеющихся
конкретных условиях, он признается не
всеми педагогами, это творческий, не стандартный
метод. Индивидуальность в подходе к обучению,
научно-исследовательские работы, осмысление
и выполнение задания, предлагаемого учителем,
карта творческого роста учеников, диагностические
карты, подготовка учеников, наличие современных
наглядных средств, активное участие учеников,
сочетание с другими методами, умение
педагога направить внимание на существенные
стороны изучаемого материала, контакт
с аудиторией, положительное восприятие.
ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД
- самостоятельное проведение экспериментов,
исследований учащимися, дает возможность
приобретать умения и навыки обращения
с оборудованием обеспечивает превосходные
условия для формирования практических
умений. Тщательная подготовка учителя.
Ученик должен тщательно подготовиться,
активно исследовать, самостоятельно
работать, подбирать необходимые материалы
и приборы. Наличие лаборатории, наличие
специального оборудования. Тщательная
подготовка учителя и ученика, наличие
дорогостоящего оборудования, творческих
подход к решению задач
ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД
- применение полученных знаний к решению
практических задач, умение использовать
теорию на практике. Объяснение, показ,
руководство, работа со слабыми учениками,
контроль, осмысление сказанного и показанного
учителем, участие в процессе, самостоятельное
выполнение задания, умение делать выводы,
демонстрационный материал, тетради, книги.
Сформированность привычки организации
трудового процесса (осознание цели и
условий ее решения и т.д.)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ
- это специально созданные ситуации, моделирующие
реальность, из которых учащимся предлагается
найти выход назначение: стимулирование
познавательного процесса, симуляционные
игры, метод инсценизации, метод генерации
идей, подготовка плана и содержания, определение
темы и цели, распределение ролей, наблюдение,
руководство, подведение итогов, понимание,
мотивация, принятие ролей, участие,
комплект игры, оборудование, оснащение,
тщательная подготовка, положительное
восприятие, поощрение.
МЕТОД ПРОГРАММИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ- эффективное управление
учебным процессом, значительное увеличение
доли самостоятельной работы учащихся,
осуществляемое в индивидуальном темпе
и под контролем специальных средств,
объяснение материала, практические занятия,
контроль, усвоение учебного материала,
выполнение тренировочных упражнений
и контрольных заданий перфокарта, планшеты,
технические средства, ЭВМ, ПК. Тщательная
подготовка учащихся, сочетание с различными
методами обучения, контакт учителя и
ученика, положительное восприятие
ОБУЧАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ:
важно обеспечить его включение в учебный
процесс и достичь того, чтобы контроль
не стал не обособленным элементом учебного
процесса, а одновременно выполнял обучающие,
развивающие, воспитательные, побуждающие
функции виды контроля: устный, письменный,
лабораторный, программированный, тестовый,
самоконтроль, подготовка контрольных
работ (тестов), определение вида контроля,
выполнение контрольных работ, самоконтроль,
контрольные тетради, контурные карты,
тесты, индивидуальные карточки и т.д.
4.Методы активного обучения
В 60-е годы в дидактике возникает
поиск путей активизации учащихся в процессе
обучения. Познавательная активность
обучаемого, выражается в устойчивом интересе
к знанию, в самостоятельных разнообразных
учебных действиях и пр. В традиционном
процессе обучения учащийся играет "пассивную"
роль: слушает, запоминает, воспроизводит
то, что дает учитель. Это формирует знания
на уровне знакомства и мало развивает
ученика.
Одним из путей активизации школьника
являются новые системы, технологии и
методы обучения. Последние получили название
"активных" (АМО). Это такие методы
обучения, при которых деятельность обучаемого
носит продуктивный, творческий, поисковый
характер. К ним относят дидактические
игры, анализ конкретных ситуаций, решение
проблемных задач, обучение по алгоритму
и др.
Термин "интенсивные методы обучения"
(ИМО) означает организацию обучения в
короткие сроки с длительными одноразовыми
сеансами и с использованием активных
методов. Активизация и интенсификация
обучения означает также опору на эмоции
и подсознание. С помощью приемов психологического
тренинга активизируется восприятие,
переработка, запоминание и применение
информации. Чаще это используется в интенсивных
курсах иностранного языка, при обучении
бизнесу, маркетингу, практической психологии,
педагогике. Болгарский ученый Г.Лозанов
создал направление в педагогике - суггестопедию
- обучение посредством внушения, использования
скрытых возможностей обучаемых. Эти методы
пока мало разработаны в дидактике средней
школы.
Сегодня в учебный процесс широко внедряются методы активного обучения. Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей и тренеров активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном — эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляется. Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии — мышление и действие, в дискуссии — мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре — все виды активности, на экскурсии — только эмоционально-личностное восприятие. Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90%. Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными.