Методы организации учебно-познавательной деятельности (Ю.К.Бабанский)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 03:32, доклад

Описание работы

Понятие и сущность метода обучения.
Классификация методов обучения.
Краткая характеристика методов обучения.

Файлы: 1 файл

методы обучения по Бабанскому.docx

— 21.86 Кб (Скачать файл)

Методы организации учебно-познавательной деятельности (Ю.К.Бабанский)           

 

 Понятие и  сущность метода обучения           

 

 

            Метод  (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.           

 Методы обучения определяются  как система упорядоченных способов  взаимосвязанной деятельности учителя  и учащихся, направленных на достижение  цели образования. С точки зрения  данного определения метод обучения  органически включает в себя  обучающую работу учителя (преподавание) и организацию учебно-познавательной  деятельности учащихся (учение) в  их взаимосвязи, а также специфику  их работы по достижению образовательных,  развивающих и воспитательных  целей обучения.           

 Каждый метод обучения характеризуется  тремя признаками:

·        обозначает цель обучения;

·        способ усвоения;

·        характер взаимодействия субъектов обучения.

Отражая двуединый характер процесса обучения, методы являются одним из механизмов, способов осуществления  педагогически целесообразного  взаимодействия учителя и учащихся, которое строится на основе ведущей и направляющей роли учителя. Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, приемов и средств, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Основными положениями, на которых  строится современная методика обучения, являются:

1.      Любые знания, умения,  навыки и привычки возникают, образуются и упрочиваются у школьников лишь в процессе его непосредственной деятельности как педагогический результат этой деятельности. При этом следует иметь в виду, что ни один метод не дает прямого учебного результата: каждый метод представляет собой средство управления механизмом процесса обучения, т.е. организует учебную деятельность учащегося.

2.      Совокупность методов должна непременно приводить к достижению всех целей обучения.

3.      Тесная взаимосвязь и обусловленность выбора и эффективного применения любого метода и типичной педагогической ситуации. Отсюда возникает важная задача методики обучения — установление и раскрытие закономерных связей успешного применения методов с типичной педагогической ситуацией.

4.      «Ни одно средство не может быть объявлено хорошим либо плохим, будучи вырвано из всей системы средств; решающим моментом является логика и действие всей системы средств, гармонически организованных» -- так обобщенно сформулировал это положение А.С. Макаренко на основе технологической логики педагогических процессов.

5.      Тесная взаимосвязь методов обучения и воспитания. Логика взаимосвязи методов обучения и воспитания определяется принципом целостного подхода к процессам обучения и воспитания.

 

 

 Классификация  методов обучения (Ю.К. Бабанский)

 

Одной из острых проблем современной  дидактики является проблема классификации методов обучения. В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, «многомерное образование», обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. Наличие различных точек зрения на проблему классификации отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о методах обучения. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.

Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для  обоснования своей классификационной  модели.

Наибольшее распространение в  дидактике последних десятилетий  получила классификация методов  обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:

1)      Методы  организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа),

б) наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.),

в) практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.),

г) индукция и дедукция,

д) репродуктивные и проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего к частному),

е) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; 

2)      Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

а) познавательные игры,

б) учебные дискуссии,

в) создание ситуаций успеха в учении,

г) разъяснение,

д) поощрение и порицание ученика;

3)      Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

а) методы устного контроля и самоконтроля в обучении,

б) методы письменного контроля,

в) лабораторный контроль,

г) машинный контроль,

д) самоконтроль.           

 Существуют и другие подходы  к классификации методов обучения. Нужно отметить, что ни одна  из классификаций не является  совершенной, поэтому поиск классификаций  в педагогической науке продолжается.

 

 

 Краткая характеристика  методов обучения (по Ю.К. Бабанскому)

 

Методы организации  и осуществления учебно-познавательной деятельности

1) Большое значение в обучении  имеет устное изложение (объяснение) изучаемого материала учителем. Для этого используются словесные  методы:

  • Рассказ — это метод повествовательно-сообщающего изложения  учителем описательного материала с применением приемов активизации познавательной деятельности учащихся (биографии писателей, материал о географическом положении отдельных регионов, ход исторических событий и т.д.).
  • Лекция — это метод обучения, когда учитель в течение продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся (например, анализ творчества писателей, изучение по физике темы «Механическое движение и т.д.); используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок.
  • Беседа — это диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Различают виды бесед: вводная, беседа-сообщение, синтезирующая или закрепляющая; индивидуальная и фронтальная; собеседование как разновидность беседы.

2) Под наглядными методами обучения  понимаются такие методы, при  которых усвоение учебного материала  находится в существенной зависимости  от применяемых в процессе  обучения наглядного пособия  и технических средств. Эти  методы используются во взаимосвязи  со словесными и практическими  методами. Их можно разделит на  две группы:

  • Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов. Таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
  • Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и пр.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального  пользования.

3) Практические методы обучения  основаны на практической деятельности  учащихся. Этими методами формируют  практические умения и навыки. К ним относятся:

  • Метод упражнений состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. По своему характеру упражнения бывают устные, письменные, графические и учебно-трудовые.
  • Метод лабораторных работ состоит в том, что учащиеся, изучив теоретический материал, под руководством учителя выполняют опыты с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. изучают явления с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
  • Практические работы проводятся после изучения крупных разделов и носят обобщающий характер. Они могут проводиться как в классе, так и за пределами школы

Особый вид практических методов  обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами  и репетиторами.

4) Индуктивные и дедуктивные  методы (логические аспекты).

5)  Репродуктивные и проблемно-поисковые методы (от частного к общему, от общего к частному):

  • Сущность репродуктивного метода обучения состоит в том, что определенные умения и навыки приобретаются и формируются путем многократного повторения способа деятельности по заданию учителя. Деятельность учителя состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика — в выполнении действий по образцу.
  • Суть проблемного метода изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем используется частично-поисковый или эвристический метод обучения. Суть его в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.

5) Одной из важных задач обучения  является формирование у учащихся  умения и стремления к самостоятельной  учебной работе по углублению  и расширению научных знаний, развитию своих умственных способностей  и творческих задатков. Известный  дидакт Б.П. Есипов писал: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения,-- это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех или других вместе) действий».

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

1) Познавательные (дидактические)  игры — это специально созданные  ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается  найти выход. Главное назначение  данного метода — стимулировать  познавательный процесс. Такие  стимулы учащийся получает в  игре, где он выступает активным  преобразователем действительности.

2) Главное назначение учебной  дискуссии в процессе обучения  — стимулирование познавательного  интереса, вовлечение учащихся в  активное обсуждение разных научных  точек зрения по той или  иной проблеме, побуждение их  к осмысливанию различных подходов  к аргументации чужой и своей  позиции.

3) Создание ситуаций успеха в  учении.

4) Разъяснение — это метод  обучения, при котором учитель  не столько сообщает новый  материал, сколько анализирует его,  поясняет и доказывает те или  иные его положения (например, изучение геометрических теорем). 

5) Поощрение и порицание ученика.

Методы контроля и  самоконтроля за эффективностью

учебно-познавательной деятельности

1) Устный контроль (индивидуальный, фронтальный, уплотненный) осуществляется  путем опроса. Правильность ответов  определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляется  определенный балл, который показывает  осмысленность, полноту и глубину  усвоения знаний.

2) Письменный  контроль осуществляется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, а также различаться глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный анализ).

3) Лабораторный контроль направлен  на проверку умений учащихся  владеть лабораторным оборудованием,  которое будет использовано на  уроке. Часто сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов.

4) Машинный (программированный) контроль  осуществляется при наличии электронно-вычислительной  техники и контролирующих программ, применяется на всех этапах  при изучении всех учебных  предметов. Отличается высокой  объективностью.

5) Тестовый контроль может быть  безмашинным и машинным. В основе его лежат тесты — специальные задания, выполнение (или невыполнение) которых свидетельствует о наличии (или отсутствии) у учащихся определенных знаний, умений.

6) Самоконтроль предполагает формирование  умения самостоятельно находить  допущенные ошибки, неточности, намечать  способы устранения обнаруживаемых  пробелов.

 
 


Информация о работе Методы организации учебно-познавательной деятельности (Ю.К.Бабанский)