Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 08:43, реферат
В современных условиях образования предъявляются все более глубокие требования к совершенствованию традиционных и поиску новых методов. Проблема методов обучения становится одной из главных.
Методы обучения подразделяются на группы по определённому признаку.
-по преимущественному источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические);
-по формам деятельности учителя (методы преподавания) и учащихся (методы учения);
-по характеру мыслительной деятельности и познавательной активности (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские);
Тема: "Методы профессионального обучения"
Методы теоретического обучения
В современных условиях образования предъявляются все более глубокие требования к совершенствованию традиционных и поиску новых методов. Проблема методов обучения становится одной из главных.
Методы обучения подразделяются на группы по определённому признаку.
-по преимущественному источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические);
-по формам деятельности учителя (методы преподавания) и учащихся (методы учения);
-по характеру мыслительной деятельности и познавательной активности (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские);
-по видам умозаключений (индуктивные, дедуктивные).
Словесные: объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение и др. Главным здесь является правильная система построения мыслей. Эти методы имеют направленность либо на процесс формирования и усвоения понятий, либо на формирование и воспроизведение чувственных образов.
В процессе применения словесных методов могут использоваться наглядные пособия. Однако их роль вспомогательная. Объяснение строиться не зависимо от того, будут или не будут на уроке использоваться наглядные средства. Например, объясняя структуру предложений, можно использовать схему. Однако очевидно, что не схема определяет логику доказательства, она лишь помогает усвоить понятие.
Под наглядными методами понимаются формы усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.
Иначе говоря, наглядные средства обучения определяют характер изучения и усвоения знаний. Например, на уроке демонстрируется учебный фильм. Очевидно, его содержание является основным. Учитель может лишь дополнять, вносить поправки.
К практическим методам обучения относятся формы овладения учебным материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических и лабораторных работ. Этими методами формируют практические умения и навыки.
Всякий навык - это система доведенных до автоматизма действий. Трудно формировать эти действия, если ученик не понимает их значения в усвоении учебного материала.
Если соблюдаются условия формирования навыка, практические методы обучения ведут к успешному овладению учебным материалом. Какие условия?
Первое - осознание цели, ради которой формируется навык.
Второе - систематические упражнения. Недостатки овладения навыком, как правило, объясняются недостатками в организации и проведении системы учебных упражнений.
Третье - осознанное выполнение практических действий. Учащийся должен исходить из определённого мысленного плана действий, хорошо понимать последовательность рабочих операций, не допускать механического повторения и заучивания.
Четвёртое - тщательная подготовка первых практических действий и операций. Если они выполняются осознано, по плану, тогда навык формируется быстрее и успешнее.
Пятое - самостоятельное выполнение упражнений и самоконтроль. Когда ученик начинает выполнять навык самостоятельно, он контролирует свои действия. Учителю необходимо научить ученика приёмам самоконтроля.
Шестое - анализ и оценка выполненных упражнений, практических работ. Выявляются положительные и отрицательные стороны в учебных умениях и навыках.
К репродуктивным относятся такие методы, когда форма овладения учениками учебным материалом преимущественно основывается на воспроизводящей функции памяти. Поэтому эти методы используются обычно при закреплении, повторении, обобщении, систематизации, конкретизации ранее изученного материала. Обычно с помощью репродуктивного метода на уроке воспроизводятся знания из личного опыта ученика.
Успешное применение этих методов основано на глубоком понимании психологических процессов и свойств памяти: запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения. Именно активность этих процессов обеспечивает успех в учебной работе.
Репродуктивные методы повышают прочность знаний, так как обеспечивают систематическое воспроизведение учебного материала.
Объяснительно - иллюстративные методы находят применение в различных формах изучения нового содержания.
Структуру объяснительно - иллюстративных методов можно разделить на две основные части: теоретическую и иллюстративную.
Частично-поисковые методы.
Речь идёт о такой форме овладения учебным материалом, которая включает постановку отдельных проблемных вопросов, высказывание учениками своих предложений, самостоятельность рассуждений, расчленение общей задачи на ряд частных, эвристическую беседу и др. Частично-поисковые методы всегда связаны с другими методами обучения на уроке, особенно с объяснительно - иллюстративными.
Исследовательские методы.
Исследовательские методы дают учащимся первые элементарные сведения о методах научного поиска.
Форма овладения учебным материалом напоминает научное исследование, поэтому воспитывают у школьников интерес и сообразительность, активность, самостоятельность и ответственность.
, сможет и дальше использовать книгу для пополнения своих знаний.
Самостоятельная работа учащихся в настоящее время становится одним из важных методов обучения.
Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственных и практических операций и действий зависит и определяется самим учеником.
Наблюдение натуральных объектов в реальных условиях проводится в мастерских, цехах, ученики наблюдают за работой станков, комбайнов, тракторов, машин; за трудом людей на производстве.
Наблюдение в классных условиях связаны обычно с применением наглядных пособий: моделей, схем, картин и др. Они выступают как средство, облегчающее процесс усвоения знаний. Прежде чем наблюдать, ученики должны хорошо понимать, какую мысль, какое понятие, какую операцию они должны усвоить. В противном случае наблюдение теряет смысл.
Большое значение имеет организация систематических наблюдений преимущественно за явлениями природы. Уч-ся получают навыки регистрации наблюдений. Обработки данных, умения обобщать и делать выводы.
Демонстрация объектов Демонстрация приборов, наглядных пособий, инструментов, постоянно сопровождает практическую учебную деятельность. В обучении широко используются учебные фильмы, диапозитивы, магнитофонные записи, видио фильмы и другие технические средства, позволяющие сформировать или воспроизвести необходимые представления.
Особенности контроля знаний, умений и навыков учащихся
Педагогическая оценка является одним из важнейших приемов обучения. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи так и ход её выполнения, т.е. учебные действия и приемы, которые были использованы уч-ся для достижения результатов. Под результатом понимается факт усвоения учениками конкретного содержания знаний, способа действия, а также правильное решение поставленной познавательной или практической задачи, требующей появления новых качеств умственной деятельности (например, сообразительности). Так же оценивается проявление творчества, самостоятельности, применение раннее усвоенных знаний, навыков, умений.