Методы работы с безработными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:54, контрольная работа

Описание работы

Актуальность. Переход России к рыночным отношениям повлёк за собой специфические проблемы социально- трудовой сферы. Дефицит рабочей силы сменился дефицитом рабочих мест, что привело к безработице. Безработными как правило угрожает потеря квалификации ,социально статуса и снижение жизненного уровня, ухудшение отношений в семье, если в семье есть хоть один безработный, то это существенно снижает жизненный уровень и социальные возможности всех его членов. Эти факторы ведут к разрушению самой семьи. Наблюдается повышенная конфликтность, снижается «порог терпимости», способность заботиться друг о друге. Специалисты отмечают, что в подобных семьях значительно чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, а у самих детей наблюдаются отклонения в поведении, нервные расстройства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1.Причины и виды безработицы……………………………………………5
2. Основные методы и формы социальной работы с безработными…...8
Заключение…………………………………………………………………14
Библиографический список литературы………………………………….15

Файлы: 1 файл

У.С.Системами..docx

— 38.42 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации                                         Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования     «Камчатский  государственный университет имени  Витуса Беринга»

 

2010-2011 учебный год

 

Кафедра педагогики

 

Контрольная работа

по дисциплине «Управление  социальными системами»

Методы и формы работы с  безработными

 

 

 

Выполнила:                                                                      Студентка  психолого-педагогического   факультета                                                3 курс, группа СП-080,                          специальности «Социальная педагогика»                                   заочной  формы обучения                         Маштачкова Н.И.

 

Научный руководитель:                          ассистент кафедры экономики  Яковенко И. М.

 

 

 

 

Петропавловск-Камчатский  2011

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..3

1.Причины и виды безработицы……………………………………………5

2. Основные  методы и формы социальной работы с безработными…...8

Заключение…………………………………………………………………14

Библиографический список литературы………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность.   Переход России к рыночным отношениям повлёк за собой специфические проблемы социально- трудовой сферы. Дефицит рабочей силы сменился дефицитом рабочих мест, что привело к безработице. Безработными как правило угрожает потеря квалификации ,социально статуса и снижение жизненного уровня, ухудшение отношений в семье, если в семье есть хоть один безработный, то это существенно снижает жизненный уровень и социальные возможности всех его членов.  Эти факторы ведут к разрушению самой семьи. Наблюдается повышенная конфликтность, снижается «порог терпимости», способность заботиться друг о друге. Специалисты отмечают, что в подобных семьях значительно чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, а у самих детей наблюдаются отклонения в поведении, нервные расстройства.      Люди остро переживают  невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход из одной социальной группы в другую.   Отсутствие работы приводит к обострению девиантного поведения: алкоголизации и наркотизации общества, росту бездомности и преступности. В этой связи особенно актуальным становится изучение  особенностей социальной работы с безработными гражданами [6, с.412].          Для того чтобы преодолевать негативные последствия безработицы, снижать её уровень, необходимо знать причины её возникновения, виды безработицы, основные методы и формы работы с безработными гражданами.           Основным нормативно-правовым актом в сфере занятости служит  Закон Российской Федерации  « О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991г. Данный документ определяет  правовые ,экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации  конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.            Для создания эффективных условий обеспечения занятости были созданы службы занятости, которые в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1991 г.,  и соответствующими законами и нормативными актами РФ.    В нашей стране безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории России, зарегистрированные в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие её и готовы приступить к ней [6,с.410].             Цель работы:  выявить особенности социальной работы с безработными.            Задачи:

1. Определить причины и виды безработицы;      2.Расскрыть основные методы и формы социальной работы с безработными.      .                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Причины и виды безработицы

Безработица  -  это сложное социально-экономическое явление, не позволяющее части экономически активного населения, желающего работать на условиях найма или создания собственного дела, реализовать ( применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест                         ( предложений)  и лишённой вследствии этого основного дохода( заработной платы).           Отечественные социологические исследования свидетельствуют о том, что теряют работу и длительное время ведут её поиск те, кто, как, правило, владеют одной специальностью, не знают основ рыночной экономики и рынка труда, новых профессиональных требований, длительное время не повышают свою квалификацию, не имеют навыков самообразования, не коммуникативны. У молодёжи снижают шансы найти работу отсутствие опыта, низкий профессионализм, невысокий уровень образования [4, с.108].  Многие из названных факторов  легли  в основу  классификации безработицы, выделения её видов.           Структурная безработица связана с закрытием устаревших предприятий и производств, сокращением ряда продукции ряда отраслей ( например,в связи с социальной переориентацией экономики, уменьшением числа занятых в аппарате управления и т.п.). Проблемы связанные со структурной безработицей, должны решаться на государственном уровне.Структурные безработные вряд ли смогут получить работу без специальной переподготовки.            Технологическая безработица связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного труда, когда для данного производственного процесса часть рабочих рук оказывается ненужной, либо требуются люди нового уровня квалификации.  С осуществлением технологического переворота, число высвобождаемых по этой причине работников будет расти, их нужно либо полностью переучивать, либо занимать в процессах, не требующих высокой квалификации на основе развития сферы услуг и т.д. Эту проблему можно решить преимущественно в рамках данного коллектива и за его счёт.   Циклическая безработица- это отсутствие достаточного спроса на труд вообще, она обусловлена спадом производства товаров. Масштабы и продолжительность данной безработицы достигают своего пика при кризисе экономики и минимальны при её подъёме. Наиболее эффективной была бы разработка и принятие специальной программы по обеспечению занятости населения, субсидированная государством и носящая комплексный характер.     Фрикционная безработица – это незанятость в период перехода трудящегося с одного места работы на другое. Чаще всего  инициатива увольнения исходит от самого человека, т.е. по существу является добровольной, а возникающая при этом незанятость не вызывает психологического дискомфорта. Она даёт возможность к более рациональному распределению трудовых ресурсов и при этом повышает уровень благосостояния.    Одной из разновидностей безработицы является сезонная незанятость , которая связана с временным характером выполнения определённых видов деятельности.  Работник или предприятие интенсивно трудятся  несколько недель, месяцев в году и резко сокращают или прекращают свою деятельность в остальное время.         Исходя из выше сказанного сделаем вывод:  на возникновение вынужденной безработицы влияет экономический фактор,  естественной безработицы- личностный, сезонной скрытой безработицы- социально- культурный фактор[ 3,с.409-410].                Безработица как свидетельствуют многие социологические и социально- психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоёв, для семей для каждого человека. Поэтому одной из основных направлений социальной работы является  социальная работа с безработными[4,с.96].            

Безработными являются лица в возрасте экономической активности населения (15-72г.), не участвующие в общественном производстве в течении определённого периода и соответствующие во время обследования трём критериям:             а)     не имеют работы( доходного занятия);                                 б) занимающиеся поиском работы в течении четырёх недель, предшествующих недели обследования, используя разные способы;      

 в)   готовы приступить  к работе в течении двух  недель с момента проведения  обследования.                              . Безработными не могут быть признаны:        - граждане не достигшие 16-летнего возраста;       - граждане, которым в соответствии с законодательством назначена трудовая пенсия по старости или инвалидности, кроме инвалидов 3 группы   - те, кто в течение 10 дней после обращения в службу занятости отказался от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу и не имеющие специальности ( профессии)- после двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной работы, в том числе временного характера;                                - лица, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения для признания их безработными;                   - трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения[6,с.412]. 

 

 

 

2.   Методы и формы работы с безработными

 

Регулированием всех сторон трудовой сферы занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ. В его задачи входят: выработка активной политики занятости, разработка и финансирование государственных программ содействия занятости населения, контроль за деятельностью системы службы по труду и занятости и другие [3,с 106].           Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики во многих странах является  страхование от безработицы.  В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:          - свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;             - охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приёме на работу;       - бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.  Безработным гражданам гарантируется:               - бесплатное получение услуг в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки,  повышения квалификации, психологическая поддержка.                - обеспечение социальной поддержки;          - компенсация в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению органов службы занятости;            - бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приёме на работу и направлении на обучение;    - возможность заключения  срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учётом возрастных и иных особенностей граждан.           Важной составляющей государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособий и компенсаций.  Государство гарантирует безработным: выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;  выплату стипендий в период профессиональной подготовки и переподготовки по направлению органов служб занятости;  возможность участия в общественных работах;  возмещение затрат в связи с  добровольным переездом  в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.          Государство также предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы.  Разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости населения. Создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации ( включая организации для труда инвалидов). Организуется временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, предоставляются услуги по профессиональной ориентации, а также возможность обучения по специальным программам[ 2,с.107].     Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи созданы службы занятости,  осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы.             Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов     ( работодатель и работник). В компетенцию службы занятости входят:   - содействие поиску подходящего рабочего места как временного, так и постоянного;            -  повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, а также организация профессионального образования безработных;    -  квотирование рабочих мест для неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан;          - информирование населения, работодателей, государственных и негосударственных структур о состоянии рынка труда;     - территориальное перераспределение работников;     - помощь в развитии предпринимательства и самозанятости граждан;  - сотрудничество с работодателями для комплексного решения проблем клиентов службы занятости;        -  совершенствование механизма финансовой поддержки работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места, осуществляющих переподготовку персонала [2,с.107].

Граждане, обратившиеся в  службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения.  При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также может обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.  Порядок регистрации безработных граждан предусматривает несколько этапов:       1. Первичная регистрация осуществляется в целях учёта общей численности безработных, обратившихся  в службу занятости за консультацией.           2. Регистрация в целях поиска подходящей работы. В соответствии со ст.4 Закона РФ  « О занятости населения в РФ» подходящей считается  такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учётом его профессиональной подготовки, условий последнего места работы, состояния здоровья, транспортной доступности.     Специалисты службы занятости  в течении 10 дней со дня регистрации граждан должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, впервые ищущему работу, не имеющему профессии, два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы.  В целях содействия в трудоустройстве клиент службы занятости и специалист могут разработать план самостоятельного поиска работы.        3. Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется на основании решения органов службы занятости, которое принимается не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.           4.  Перерегистрация безработных граждан. Клиенты службы занятости обязаны не реже 2 раз в месяц проходить перерегистрацию.    5. Снятие безработных граждан с регистрационного учёта осуществляется в следующих случаях: если он признаётся занятым в соответствии с трудовым законодательством; если проходит  профессиональную подготовку или переподготовку, повышает квалификацию по направлению служб занятости; если он не является без уважительной причины; при переезде в другую местность; в случае назначения гражданину пенсии по старости ( по возрасту), за выслугу лет; когда устанавливаются нарушения со стороны безработного[2,с. 108].   Увеличению занятости является привлечение граждан к оплачиваемым общественным работам. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально- полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержке граждан, имеющих работу.  Право на участие в общественных работах, имеют граждане зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные.         У нас ещё слабо используется проведение общественных работ для отдельных категорий населения (освобождённых из мест заключения, бомжей и т.д.). Как правило, такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной профессиональной подготовки.   Это уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживании больных, выращивание овощей, работа в детских садах, благоустройство и уборка территорий, погрузочно-разгрузочные работы и т. д.  Их финансируют предприятия, для которых выполняются работы, а также используются средства местного бюджета и государственного фонда занятости [4,с.97].       В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право граждан на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.  Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют  безработные инвалиды; безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы; граждане уволенные с военной службы, жёны ( мужья) военнослужащих и граждан , уволенных с военной службы; выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу( раннее не работавшие) и при этом не имеющие профессии. Данная работа с безработными  осуществляется в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или иных учебных заведениях в соответствии договорами, заключаемыми органами службы занятости.  Эффективность системы профессионального образования подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения  [3, с.112].

В целях оказания гражданам  дополнительных услуг по трудоустройству служба занятости совместно с работодателями организует ярмарки вакансий.  Данная форма работы даёт возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в непосредственном общении с работодателем определить варианты и условия трудоустройства.  В последнее время широкое распространение получили мини- ярмарки, специализированные ярмарки для определённых групп населения    ( молодёжь, инвалиды, специалисты в определённой сфере трудовой деятельности, высококвалифицированные работники и т. д.).  Социальная адаптация безработных граждан осуществляется в «Клубах ищущих работу», создаваемых при службах занятости. Участие в деятельности клуба позволяет преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активнее вести самостоятельный поиск работы.   Работая с инвалидами, служба занятости предпринимает меры для привлечения их в сферу предпринимательства и самозанятости, ведёт переговоры с работодателями по квотированию рабочих мест, осуществляет сотрудничество с общественными объединениями инвалидов[4,с.97].   Для решения проблем и создания эффективной системы обучения молодёжи непосредственно на рабочих местах с 1 января 1995 года на территории РФ была введена в действие программа организации временной занятости безработной молодёжи « Молодёжная практика».   Эта форма работы позволяет повысить конкурентоспособность молодых людей на рынке труда, способствует их дальнейшему трудоустройству.  Территориальными органами службы занятости и молодёжными биржами труда создаются региональные программы трудоустройства несовершеннолетних.          Важнейшие задачи в работе с данной категорией граждан:    - информирование о ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг;                       - проведение активной профориентационной работы;                        -психологическая подготовка к конкурентной борьбе за рабочие места;   - обучение типовым моделям трудоустройства.        Для России актуальной остаётся проблема сохранения кадрового потенциала, особенно среди женщин, она требует определённых мер  со стороны государства.            Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного.  Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний- одно из основных направлений деятельности службы занятости по работе с безработными. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству.  Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь безработным, включающая в себя: консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и психотерапию[3,с 112].           Таким образом, наиболее эффективен комплексный подход к решению проблем занятости и безработицы с учётом экономических и социальных факторов, способствующих обеспечению занятости населения в соответствии с потребностями рынка труда.

Информация о работе Методы работы с безработными