Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:14, реферат
Постоянная работа с научной литературой – обязательный компонент любой научной деятельности. А сама научная литература является важнейшим средством поддержания существования и развития науки – во-первых, средством распространения и хранения достигнутого научного знания, во-вторых – средством коммуникации, научного общения ученых между собой. Причем, необходимо учитывать разные функции тех или иных видов публикаций, отражающих, как правило, разные этапы развития научного знания.
Выбор метода изучения научного текста основывается на постановке чёткой цели исследования и его задач, на понимании специфики рассматриваемого текста, на владении техникой того или иного анализа.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Информационное обеспечение учебного исследования………………4
2. Конспектирование источников…………………………………...……..5
3. Методы обработки содержания научных текстов…………………..…7
4. Понятийно-терминологический аппарат исследования………………9
Заключение…………………………………………………………………10
Список литературы………………………………………………………...11
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Информационное обеспечение учебного исследования………………4
2. Конспектирование источников………
3. Методы обработки содержания научных текстов…………………..…7
4. Понятийно-терминологический аппарат исследования………………9
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Постоянная работа с научной
литературой – обязательный компонент
любой научной деятельности. А
сама научная литература является важнейшим
средством поддержания
Читая и конспектируя научную литературу, следует подумать о том, как она будет представлена в тексте тематического реферата, курсовой, дипломной, диссертационной работы. Рекомендуется содержание текстов обрабатывать.
Научные тексты – главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения – важная составляющая труда исследователя.
Выбор и изучение литературы осуществляется поэтапно:
Первичное ознакомление и беглое прочтение источника.
Глубокое чтение и анализ.
Специальная литература для чтения и изучения отбирается:
во-первых, по ключевым понятиям, составляющим тему исследования;
во-вторых, по рекомендации научного руководителя;
в-третьих, из имеющихся "под рукой" источников.
При выборе книги или статьи для чтения целесообразно установить степень сложности источника. Это определяется по количеству непонятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности источника, можно более рационально спланировать изучение источников, начав с более лёгких для понимания, постепенно переходя к более трудным. Последними являются, как правило, теоретические тексты, менее сложными являются методические (эмпирические, описательные).
Вторичное чтение литературы – чтение более медленное, продуманное, глубокое, с обязательным конспектированием, целенаправленное и ведущееся по плану, составленному в соответствии с задачами исследования и планом написания работы.
Выбор источников диктуется целью и планом работы, но при этом не следует забывать о целесообразности разнообразия источников.
Конспект – это краткое изложение первичного текста, приспособленное к задачам исследования.
Теоретический текст конспектируется с учётом структуры его содержания.
В процессе конспектирования выделяются понятия, категории, законы, принципы, идеи, определения, теории, гипотезы, выводы, факты и т. д., затем выявляются связи и отношения между этими компонентами текста.
В эмпирическом тексте чаще всего представлены факты, события, ситуации, даты, статистические данные, конкретные свойства явлений и т. д.
Виды конспектирования:
Формы конспектирования:
Технологические приёмы конспектирования:
реконструкция текста в виде создания таблиц, рисунков, схем;
описание связей и отношений и др.
Критерии хорошего конспекта:
краткость (не более 1/8 первичного текста);
Конспектированию лучше учиться в самом начале исследовательской работы, т. е. на стадии выполнения реферата.
Метод деконструкции заключается в возможности изменять последовательность высказываний автора, отбирать нужный материал и включать его в свой текст с указанием источника, сочетать его с высказываниями других исследователей и давать свою интерпретацию.
Аксиоматический метод –
построение авторского текста на основе
некоторых положений изучаемого
научного текста, принятых как аксиоматические
(исходные, не требующие доказательств),
на основе которых чисто логическим
путём, посредством доказательств (аргументации)
выводятся все остальные
Дескриптивный метод – описание изучаемого явления, процесса, качества с помощью дескрипторов (слов и словосочетаний, служащих для описания основного смыслового содержания документа). Дескрипторы – это опорные слова, выражающие основное смысловое содержание изучаемого явления.
Диахронический метод предполагает изучение каких-либо идей, научных школ в их историческом появлении, становлении и развитии. Чаще всего применяется при описании исторического материала, написании глав и параграфов, посвящённых истории вопроса.
Аспектный анализ представляет собой рассмотрение научного текста под каким-нибудь конкретным углом зрения, через призму какой-либо определённой теории или идеи, на основе какого-либо учения. Этот метод реализуется, когда научный материал интерпретируется с учётом определённых проблем практики.
Герменевтический анализ позволяет выявить скрытые, неявные смыслы научного текста.
Голографический анализ – анализ целостного явления или процесса во всех его связях и зависимостях, в движении и отношениях с внешней средой. Это самый сложный вид аналитического рассмотрения, с помощью которого соединяются теоретические знания о предмете исследования и осведомлённость в практике его функционирования, выявляются его всевозможные внутренние структуры и их взаимодействие. Этот метод находится в стадии становления. Опыт его применения студентами очень важен.
Критический анализ – метод выявления сильных и слабых сторон научного текста.
Концептуальный анализ – это анализ научного текста в ракурсе определённой концепции или теории, а также поиск концептуальных основ проведённого автором исследования и полученных им выводов.
Проблемный анализ – анализ нерешённой, находящейся в стадии исследования проблемы.
Системный анализ – рассмотрение предмета исследования по возможности во всех его внутренних и внешних связях и зависимостях.
Сравнительный анализ –
метод сопоставления и
Феноменологический анализ – анализ какого-либо крупного явления социальной жизни, процесса, системы как феномена науки и научное описание их состава и наиболее общих характеристик. С его помощью "собираются" все знания, которые получены в науке при исследовании таких явлений.
Научные понятия, представленные в тексте как термины, составляют основу любого исследования. Они определяют его логику, обеспечивают развитие мысли. Важно выстроить понятийно-терминологическую систему собственной работы и убрать противоречия и излишества, мешающие чётко и просто представить тему. Это и есть труд по составлению тезауруса.
При использовании научной терминологии следует соблюдать некоторые правила:
В исследовательской деятельности всегда надо помнить о полифункциональности научной терминологии как способности термина обозначать в разных ситуациях различные явления и состояния. Всегда надо уточнять, в каком смысле мы используем термин и какова его функция.
Следует избегать частого повтора одного и того же термина; повторяющийся термин может быть заменён местоимением или синонимичным существительным.
Заключение
Выбор метода изучения научного
текста основывается на постановке чёткой
цели исследования и его задач, на
понимании специфики
Список литературы