Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 16:12, реферат
Методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие.
Выбор методов в первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности.
Методы воспитания детей в семье
Методы семейного воспитания как
способы взаимодействия родителей с детьми, которые
помогают последним развивать свое сознание,
чувства и волю, активно стимулируют формирование
опыта поведения, самостоятельную детскую
жизнедеятельность, полноценное моральное
и духовное развитие.
Выбор методов в первую очередь зависит
от общей культуры родителей, их жизненного
опыта, психолого-педагогической подготовки
и способов организации жизнедеятельности.
Использование тех или иных методов воспитания
детей в семье также зависит:
Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Наблюдения, анализ письменных и устных ответов детей показывают, что один и тот же метод многими родителями используется по-разному. Наибольшее количество вариантов наблюдается при применении методов убеждения, требования, поощрения, наказания. Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; вторая — воздействуя личным положительным примером; третья — назойливыми поучениями, упреками, окриками, угрозами; четвертая — наказаниями, в том числе физическими.
Основные условия действенности родительского требования
-Положительный пример родителей
-Благожелательность
-Последовательность
-Учет возрастных особенностей детей
-Учет родителями своих индивидуальных психофизиологических особенностей
-Единство в предъявлении требований со стороны отца, матери, всех членов семьи, родственников
-Уважение личности ребенка
-Справедливость
-Посильность
-Учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей
-Совершенство технологии предъявления требований (такт, осторожность, некатегоричность тона, неназойливость, привлекательность формы
Кнут или пряник?
Если родители воспитывают ребенка только
добротой, постоянно исполняя все его
требования, запросы, капризы, тогда в
семье вырастет безответственный, безвольный
ребенок, он будет проявлять неуважение
к другим людям и самолюбование. Ему будет
присущ открытый, скрытый или утонченный
эгоизм. Если же родители воспитывают
ребенка только строгостью, постоянно
требуют что-то выполнять, контролируют
каждый его шаг, при этом проявляют неудовлетворенность
и подозрительность, в такой семье вырастет
ребенок, чертами которого будут лицемерке,
подозрительность, грубость, агрессивность,
недисциплинированность, лживость, жестокость
и т. п.
Большинство отечественных и зарубежных
ученых-педагогов, а также родителей сходятся
во мнении, что в воспитании детей одновременно
необходимы и любовь, и требовательность,
их органическая взаимосвязь и взаимодействие.
Это же подтверждает н народная мудрость:
"Люби дитя так, чтобы любви не знало",
"Дай детям волю, сам будешь в неволе"
и др.
Детям всегда нужна родительская любовь.
Под ней понимается доброжелательное
отношение родителей не только друг к
другу, но н к детям. Доброжелательное
отношение к детям — это нежность и ласка,
близость и симпатия, забота и помощь,
защита и уважение достоинства.
Во Франции был проведен эксперимент:
созданы ясли, в которых строго выполнялись
режим дня и правила гигиены. В них определяли
детей из бедных семей. Специалисты считали,
что в этих яслях дети будут полноценно
развиваться, расти здоровыми, получат
хорошее воспитание. Однако результаты
оказались самыми неожиданными: дети плохо
развивались, их здоровье не улучшилось,
а, наоборот, ухудшилось. Чего же не хватало
в образцовых детских яслях? Ответ однозначен:
детям не хватало того, что они привыкли
получать в семье (если, разумеется, они
в ней желанны), — родительской любви,
ласки, нежности, заботы. Они не ощущали
поддержки, сочувствия, соучастия, сопереживания,
защищенности. Даже взрослый человек без
любви становится неактивным, грустным,
неудовлетворенным, что уж говорить о
ребенке. В ходе одного из исследований
ученые выяснили, если в возрасте от 4 до
5 месяцев ребенок не получает необходимой
материнской любви, то уже в школьные годы
н позже он может стать безразличным к
другим, агрессивным, жестоким, равнодушным
человеком.
А вот пример, который приводит французский
специалист по воспитанию детей Л. Пэрну
в книге "Маленький мир вашего ребенка".
Одна молодая женщина имела двух дочерей
и очень хотела родить сына. Однако у нее
родилась третья дочь. Женщина была разочарована.
Она обеспечивала младшую дочь всем необходимым,
но не любила ее. Девочка уже в младенческом
возрасте чувствовала себя нежеланной,
не видела улыбки матери, не ощущала нежности
ее рук, когда училась ходить, не слышала
ее ласкового голоса, когда произносила
первые слова. В результате и улыбка, и
ходьба, и речь девочки были замедленными.
Для ребенка дошкольного и младшего школьного
возраста любовь и ласка матери, отца,
эмоциональное самочувствие и защищенность
в семье остаются самой большой ценностью.
Для него все это более важно, чем материальный
достаток или модная одежда.
Понаблюдайте за своими детьми и вы увидите,
как они часто спрашивают, любите ли вы
их. Делают они это для того, чтобы почувствовать
себя защищенными, уверенными, ощутить
надежность своего положения в семейном
микро-коллективе и в жизни вообще. Когда
дети ощущают любовь, ласку, заботу, то
чувство страха и тревоги покидает их,
исчезает неуверенность в действиях и
поступках.
Для подростков, юношей и девушек родительская любовь, ласка и забота также важны. Если нх в семье нет или недостает, дети, как правило, отстают в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Например, если у ребенка нет семьи (он воспитывается в детском доме, школе-интернате, доме ребенка), то отставание в развитии будет весьма ощутимым. Причем, если интеллектуальное развитие такого ребенка можно будет как-то компенсировать, то эмоциональное — никогда. Всю дальнейшую жизнь этот ребенок будет эмоционально "толстокожим", не сможет тонко понимать других людей, сочувствовать и сопереживать нм, по-настоящему любить собственных детей.
Как выразить свою любовь
Обычно родители выражают свою Любовь
к детям с помощью слов (вербально) или
жестов, взглядов, мимики, пантомимы (невербально).
К детям дошкольного и младшего школьного
возраста (от 1 года до 10 — И лет) мама и
папа обращаются со словами: "Котик
мой", "Зайчик", "Ласточка моя",
"Золотой(ая)", "Дорогой", "Любимый",
"Ты моя самая любимая", "Ты мой
самый лучший в мире".
К подросткам, юношам и девушкам
в некоторых семьях обращаются так же,
но чаще всего: "Ты у меня умница",
"Ты мой помощник", "Ты моя дорогая
хозяюшка", "Молодец!", "Ты мой
рыцарь", "Ты мой защитник", "Ты
мой будущий кормилец" и т. п.
Самыми распространенными способами невербального
выражения любви являются контакт глаз и физический контакт.
Открытый и доброжелательный взгляд важен
для ребенка любого возраста. Он помогает
не только установить коммуникативное
взаимодействие, но и удовлетворить эмоциональные
потребности сына или дочери, избавиться
от неуверенности, страха, напряжения,
стресса. Отец и мать допускают серьезную
ошибку, если в качестве наказания нарочно
не смотрят в глаза сыну или дочери.
Не менее, чем контакт глаз, для полноценного
развития ребенка важен физический контакт.
С рождения до 7 — 8 лет ребенок желает,
чтобы его постоянно гладили, обнимали,
баюкали, ласкали, прижимали к груди, усаживали
на колени, целовали и т. п. Физическое
проявление любви является важным фактором
в развитии мальчика до 7 — 8 лет. В возрасте
8 лет дети становятся более независимыми
от родителей. Большинству из них уже не
нравится, если их ласкают и целуют на
людях. У детей появляется чувство собственного
достоинства, они хотят, чтобы их уважали,
часто подражают сверстникам. В этом возрасте
могут появиться плохие манеры (не моют
руки, плохо ведут себя за столом, толкают
друг друга), признаки бунтарства (особенно
у мальчиков).
Подростки в 11 — 15 лет все меньше склонны
"терпеть" объятия и поцелуи родителей.
Но потребность в любви, ласке, заботе
у них остается. Особенно это необходимо,
когда дети переживают, болеют, испытывают
трудности в учебе, страх во сне и т. п.
Поэтому не бойтесь обнять за плечи, прикоснуться
к руке, потрепать по голове, прижать к
себе ваших детей.
Требуйте по правилам
приучить детей к порядку, дисциплине
непослушанию, помните, что они должны
знать, какие поступки допустимы, а какие
нет. Требования старайтесь высказывать
не в форме приказания, что всегда вызывает
у детей протест, а спокойным, доброжелательным
тоном, при этом показывая личный пример
("Аккуратно моем руки", "Чистим
зубы", "Учимся красиво читать и говорить"
и т. п.). Когда дети проявляют очевидное
непослушание, то родители должны действовать
решительно и непримиримо, с тем чтобы
обязательно одержать победу. Однако после
этого необходимо ребенка успокоить, дать
ему. почувствовать, что его по-прежнему
любят. Кроме основных положений существует
еще ряд правил:
• Не смешивайте требование
с назойливой опекой, с постоянным одергиванием
ребенка ("Нельзя!", "Не кричи!",
"Не бегай!", "Не вертись!", "Упадешь!"
ит.п.).
Запрещая что-либо, все же давайте возможность
ребенку чаще "ошибаться", чтобы он
сам начинал понимать, что "хорошо",
а что — "плохо". Избегайте непонятных
для детей обращений; "Не делай больше
плохого!", "Не будь гадкий мальчиком!",
"Не дружи с плохой девочкой!" и т.
п.
Самая распространенная ошибка
неопытных родителей, особенно молодых,
заключается в том, что они ожидают немедленного
выполнения детьми их требований: "Бросай
игру, одевайся!", "Заканчивай подготовку
уроков, собирайся!", "Перестань читать,
иди ужинать!". Опытные родители в данном
случае требуют неназойливо: "Заканчивай
игру, через N минут выходим из дома",
"Закончишь подготовку уроков, начинай
собираться, мы тебя ждем", "Не забывай,
что ужин через полчаса". Особенно важно
быть последовательными в своих требованиях.
Если в семье заведено. что дети выполняют
уроки каждый день с 15 до 17 часов, то при
любых обстоятельствах этот факт должен
учитываться всеми членами семьи. Несогласованность
в требованиях взрослых ("Сделай сейчас!",
"Сделаешь позже!", "Бросай подготовку
к урокам, сбегай в магазин!") приведет
к необязательности со стороны ребенка.
Бывает, что родители свои требования
выражают одними и теми же словами и фразами,
не задумываясь, что их можно предъявить:
Выбор методов воспитания родителями зависят от того, на что направлено воспитание. Одни хотят видеть своего ребенка эталоном послушания, другие – интеллектуалом, третьи направлены на развитие творческих способностей, сколько семей, столько направлений и особенностей воспитания. Сами методы не имеют принципиального отличия от общеизвестных педагогических методов, применяемых в общеобразовательных и детских дошкольных учреждениях, но обладают своей спецификой. Главной отличительной особенностью семейного воспитания является индивидуальность. Родители имеют возможность максимально учесть психические особенности своего ребенка, его здоровье и физическую развитость, готовность к восприятию, настроение и эмоциональное состояние.
Другое отличие состоит в особенностях личностей самих родителей, их воспитанности, понятий о нравственности и морали, осведомленности в вопросах воспитания детей, целей и стиля отношений в семье.
Одни и те же методы в разных семьях могут иметь различный характер. Например, в одной семье наказанием считается понимание ребенком того, что он совершил плохой поступок и его переживания по этому поводу, а в другой – наказание – это лишение какого-либо удовольствия. В одних семьях поручение – это признак доверия и признания определенных достижений ребенка, а в других – поручение принимает форму наказания.
Методы и средства воспитания в семье многочисленны и разнообразны, среди наиболее общих методов, регулярно применяемых практически в каждой семье убеждение, поощрение, наказание, разъяснение, личный пример.
Существуют некоторые общие условия, от которых зависит выбор тех или иных методов воспитания детей: знание особенностей ребенка, личностные особенности родителей, наличие совместной деятельности, педагогический уровень родителей. Рассмотрим их более подробно.
Знание родителями собственных детей вовсе не является непременным атрибутом современной семьи, в связи с этим возникают серьезные недостатки в воспитании, имеющие зачастую плохие последствия не только для ребенка, но и для людей. Его окружающих. Некоторые родители не знают и не стремятся узнать об интересах и увлечениях своих детей, об их круге общения, местах посещения. Многие матери и отцы считают своим долгом в воспитательном отношении контролировать учебный процесс и наказывать за плохую успеваемость и плохое поведение. В реальности же такие действия вовсе не имеют воспитательного эффекта, дети чувствуют истинное отношение к ним родителей, и отсутствие заинтересованности в их жизни они учатся использовать по-своему, родители постепенно теряют свой авторитет и дети вынуждены искать его в другом месте, что часто приводит к неправильному выбору, аморальной системе ценностей, складывающейся у ребенка. Часто такие дети становятся преступниками и общественными нарушителями. Искренняя заинтересованность родителей в жизни и деятельности детей, совместная деятельность эмоционально сближает их, создает атмосферу доверия, сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания и поддержки. Дети, при таком отношении, ощущают свою ценность для родителей, а родители имеют возможность мягко и, вместе с тем эффективно, оказывать влияние на своего ребенка в положительном направлении.
Личностные особенности родителей, их опыт, характер отношений в семье во многом определяет выбор методов воспитания. Родители с богатым и разнообразным жизненным опытом часто используют в воспитательных целях личный пример, рассказывают истории из собственной жизни, наглядно демонстрируют последствия тех или иных действий и поступков. Такие родители склонны к использованию метода приучения.
Наличие совместной деятельности создает разнообразную почву для общения и возможность использовать наиболее разнообразные и действенные методы. Многие родители совершают с детьми совместные прогулки, во время которых много разговаривают, обсуждают увиденное, у них появляются традиционные места прогулок. Некоторые семьи совместно посещают театры, музеи, выставки и т. д., это развивает эстетическую сторону человеческой личности, а родители имеют возможность привить детям понятие прекрасного, узнать их вкусы, склонности в области искусства. Есть семьи, которые практикуют совместное творчество, занятия спортом, музыкой. При этом у родителей и детей появляются совместные интересы, хобби, что так же может служить опорой для воспитания, а, кроме того, является полезным и интересным способом проведения досуга. Все это сближает детей и родителей и благотворно сказывается на воспитании.
Образованность и степень осведомленности родителей в области педагогики имеет огромное значение в воспитании детей, выборе методов и средств воспитания. Практика показывает, что в семьях образованных людей дети вырастают лучше воспитанными, имеют больше предпосылок к полноценной взрослой жизни и самореализации. Изучение родителями основ педагогики часто меняет их взгляды на этот процесс и отношение к ребенку, родители начинают уделять этому вопросу больше внимания, знания вопросов воспитания помогает им охватить все сферы развития человека и выбрать наилучшие методы для каждого конкретного случая с учетом индивидуальных особенностей их семьи и ребенка.