Межличностные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 17:35, реферат

Описание работы

При написании данного реферата я поставила перед собой цель – раскрыть сущность межличностных отношений. Чтобы раскрыть эту цель мне пришлось рассмотреть следующие задачи:
- рассмотреть суть понятия «межличностные отношения»
- дать характеристику видов межличностных отношений
- показать в чем состоит суть культуры общения
- охарактеризовать такие понятия, как симпатия и антипатия.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.35 Кб (Скачать файл)

    Люди вступают в такие отношения не по своей воле, в силу личных отношений и чувств, а по обязанности, так как они находятся в одном коллективе, где работают, учатся или осуществляют какую – то совместную деятельность. В деловых отношениях межличностных отношениях не принято, открыто выражать свои чувства и эмоции.

    Итак, деловые отношения – это еще один вид межличностных отношений. Для того чтобы понять сущность межличностных отношений необходимо, на мой взгляд, рассмотреть, как складываются отношения в коллективе, то есть отношения между сотрудниками, а также отношения работодателя и работника.

    Ведь именно ½ своего времени человек проводит на работе. Отмечено, что в коллективах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они лучше защищены от внешних воздействий и работают активнее, чем люди находящееся в изолированном стоянии, либо в коллективах, пораженных неразрешимыми конфликтами и нестабильностью. Поэтому необходимо отметить, что такое коллектив, как складываются взаимоотношения между работниками, а так же их работодателями. Следует также понять, что межличностные отношения в коллективе значительно отличаются от взаимодействия людей в семье или в кругу друзей.

    Между работниками очень редко возникает настоящая дружба. Отношения, как правило, остаются деловыми, даже если между людьми может быть личная неприязнь. Коллектив – это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, развивающими данное общество. Следовательно, в коллективе в качестве определяющих выступают взаимодействие и взаимоотношение людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть реальным содержанием. Коллектив есть группа, где межличностные отношения объединяться общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Кроме этого необходимо заметить, что отношения между работниками отличаются то отношений с людьми выше их социального статуса (например, работодателем).

    Самочувствие человека в коллективе, его удовлетворенность коллективом зависят не только оттого, что, во имя чего и какими средствами достигается. Здесь очень важна психологическая совместимость людей. Чем больше люди симпатизируют друг другу, стараются раскрыться для других и сопереживать другому, тем более вероятно, что они могут составить сплоченный коллектив. Если человек ощущает доброе к нему отношение, поддержку и помощь со стороны окружающих, у него и настроение хорошее, и работа и учеба спорится.

    Но даже в самом хорошем коллективе возможны конфликты. Они могут быть порождены внешними причинами. Причины могут быть и сугубо внутренними, например оскорбительная реплика, негативное поведение кого-либо могут сразу или через некоторое время вызвать ответную реакцию других. Если коллектив слабый, то для него конфликтная ситуация, как сильный ветер для песчаной россыпи: дунул – и нет ее. Сильный коллектив становится еще сильнее и сплоченнее. Для того чтобы отношения в коллективе с коллегами и работодателями стали более прочными, необходимо развивать в себе чувство коллективизма. Для этого нужно многое, и прежде всего постоянное понимание такой, казалось бы , очевидной истины, что всякий другой человек, в том числе и тот, который рядом с тобой, сложен и многообразен, как и ты. Он радуется за себя и за других коллег по работе. Но как трудно, порой невозможно представить себе не то, что другой человек, а то, что происходит у него внутри, как если бы это было внутри нас.

 

 

 

 

 

 

 

3. Культура общения

    Всему что «положено» делать в тех или иных случаях, нас учат с детства, а когда мы делаем то, что «не положено»,- наказывают. Представьте, что случиться, если люди перестанут следовать нормам и правилам, которые приняты обществе. Это приведет к ужасному хаосу, возращению к первобытной дикости. Следование социальным нормам делает людей ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки. Любому обществу, группе людей гораздо легче существовать, если они контролируют поведение и оказывают на своих членов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия соответствовали принятым нормам.

    Еще глубокой древности человечество выработало определенные социальные нормы поведения, дающие возможность человеческому обществу существовать, функционировать и развиваться. Четко определялся круг возможных действий и поступков лиц, принадлежащих к тем или иным общественным слоям, имеющих различное социальное положение. Принадлежность к господствующей общественной группе, родовитость, материальное положение определяли право человека действовать и говорить так, как он считал нужным, не беспокоясь о том, насколько его слова и поступки приятны окружающим и как будут ими восприняты.

    С усложнением общественной организации усложнялась и поведенческая система. В ΧΙV- ΧVΙ вв. в европейских странах стал складываться новый порядок поведения, в котором важную роль играли умение и стремление нравиться, «настраивать» людей на себя, привлекать к себе интерес общества. Так появился этикет, без которого нельзя было обойтись в придворных кругах, высших обществах слоях, как говорили, в высшем свете.

    Этикет – установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей , проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.

    Каждая группа людей, национальная или социальная, вырабатывает свои правила, внося определенный «колорит» в общепринятые поведенческие позиции. Так, этикет российского общества формировался в ΧVΙΙΙ в. На базе русских обычаев и традиций, своеобразно сочетавшихся с правилами европейского этикета, а в ΧΙΧ в. В нашей стране на основе дворянского этикета сложился этикет нарождавшейся буржуазии, появился этикет купеческий, мещанский. Каждый общественный слой отражал в поведении свое социальное положение.

    В жизни общества этикет играет важную роль: он является регулятором поведения, дает сведения о том, как принято себя вести в той или иной ситуации. Более того, по манерам поведения человека можно определить, к какому социальному слою он принадлежит, и даже найти его сходство с собой.

    Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному, социальному, половому положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню. Благодаря ему мы знаем, как принято вести себя среди людей конкретной социальной группы, поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями, коллегами по работе, общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми. В немалой степени соблюдение этикета позволяет нам добиться успеха в профессиональной деятельности.

    Следование правилам этикета, связанное всегда в нашем сознании с гармонией и общественным порядком, демонстрирует нравственную и эстетическую сущность человека и всего общества, которое требует вести себя не только правильно, по правилам этикета, но и в соответствии с нормами морали, сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание. Тем самым этикет влияет этическое и эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств. Нравственные нормы лежат в основе поведения, а эстетика поведения – его необходимое условие.

    Итак, этикет выполняет в обществе регулятивную, идентификационную, этическую, эстетическую, воспитательную функции.

Структура, основные правила и принципы современного этикета.

    Рассмотрение структуры современного этикета предполагает выделение его форм, видов и подвидов (разновидностей).

    По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой . Первый является вербальным (словесным)выражением уважительного отношения к людям и проявляется в словесной форме: в речи, манере обращений и приветствий, умении вести беседу, высказывать критические замечания, участвовать в споре, говорить комплименты. Всегда и везде человеку сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши межличностные отношения.

    Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим.Все действия, поступки, манеры человека так или иначе характеризуют его как хорошего воспитанного, владеющего поведенческой культурой, или, наоборот, как недостаточно подготовленного к жизни в современном обществе.

    Этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах по-разному. Отсюда и разделение его на виды: дипломатический, придворный, воинский, для всех граждан – общегражданский.

    Все эти структурные деления условны, носят теоретический характер, так как практически правила разных видов (и подвидов) этикета выступают в неразрывной связи. Например, в общении с коллегами действуют правила всех подвидов этикета. Предложенная структура способствует более четкому усвоению многочисленных правил этикета и является кратким и четким выражением его содержания.

    Среди множества правил есть и два таких, которые пронизывают все поведения человека, придавая ему высоконравственный характер. Первое – не ставить людей в неудобное положение, по крайней мере делать это как можно реже; второе - поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

    Не меньшее значение в поведенческой культуре имеют принципы этикета , являющиеся его стержневыми опорами, исходными положениями, руководящими идеями.

    В основе любого поведенческого правила лежат такие нравственные требования, как проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности . Эти качества необходимы для успешных деловых и личностных контактов. Любовь к людям и стремление их понять помогают найти правильный выход из сложного положения, принять человека таким, каков он есть.

    При соблюдении этикета необходимо отрабатывать прочность поведенческих манер. Ошибочно думать, что в спорных ситуациях нет необходимости соблюдать правила эристики. Но для того чтобы успешно общаться в нужную минуту,необходимы привычка к тому или иному этикетному действию, «отточенность» приятных манер, а они формируются путем постоянного внимания к своему поведению и с помощью душевного труда.

    В этике нет мелочей. Любой, казалось бы, незначительный, промах может привести к неудаче в общении. Нельзя считать себя серьезным профессионалом и не обращать внимания на свой внешний вид, так как в деловом мире и внешность «работает» на дело. Съехавший набок галстук, стоптанная или нечищеная обувь, мятая одежда, небрежный макияж, растрепанная прическа – всё это свидетельствует о неуважении к окружающим людям.

    В соблюдение этикета важно и такое качество, как умение делать все красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение и свое собственное и окружающих лиц. Необходима постоянная работа над собой в этом направлении. Эстетика речи, манер, поступков в сочетании с нравственными нормами лежит в основе этикетного поведения.

    Необходимо соблюдение национальных обычаев и традиций. Уважая человека, мы уважаем его национальность. Соблюдение этого принципа особенно актуально в настоящее время из-за опасности возникновения национальных конфликтов, могущих привести к гражданской войне. Находясь в другой стране, желательно соблюдать местные традиции и правила этикета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Симпатия и антипатия

    В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. В процессе установления межличностных отношений особое место занимают симпатия и антипатия. Наиболее часто чувства выражают симпатию – это чувство, характеризующееся внутренним доверием, расположением к другому человеку . Антипатия – чувство, противоположное симпатии; препятствует установлению контактов между людьми, вызывает отрицательные эмоции. Очень часто возникают такие ситуации, когда люди не могут объяснить причины появления симпатии и антипатии в отношениях. Эти чувства возникают как бы помимо их воли, хотя впоследствии, в процессе общения, отношения могут измениться. Однако, чаще всего, первично возникшее чувство преобладает и в последующем общении. Нередко благодаря симпатии люди могут объединяться в группы на основе общих или близких взглядов, ценностей и идеалов. Симпатии и антипатии людей избирательны, они распространяются на определенных людей и их качества. Часто бывает затруднительно объяснить, чем именно вам симпатичен данный человек. Это отношение проявляется на уровне чувства, однако если внимательно проанализировать, на чем основывается данное отношение к человеку, можно выяснить эту основу. Скорее всего, она будет состоять в совпадении вкусов, взглядов, интересов, отношение к другим людям.

    То же самое относится и к антипатии. Скорее всего, человек, который вам несимпатичен и вызывает антипатию, чем-то обидел вас или на ваших глазах другого человека, совершил нехороший, с вашей точки зрения поступок, или другие проявления его вкусов, поведения не совпадают с вашими представлениями о должном – такое бывает. Не торопитесь с вынесением суждения о человеке: «Он плохой, но он мне нравится». Хорошо ли вы знаете человека, чтобы так утверждать да еще сделать свое мнение достоянием других людней? Справедливо ли ваше суждение? Не обидит ли оно понапрасну другого человека?Все ли сделали, чтобы установить с этим человеком взаимопонимание?

    Понять другого – важное условие межличностных отношений.

    Нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя на их место. Понимание людьми друг друга зависит от характера взаимоотношений между ними. Если эти отношения приятельские, дружеские. Достичь взаимопонимания бывает легче. Другу прощают многое, да настоящий друг и сам постарается не обидеть, сделать шаг навстречу. Сложнее, если отношения с другим человеком противоположны приятельству или товариществу. Здесь, для того чтобы понять другого, требуется приложить усилия.

    В процессе межличностных отношений люди не просто обращаются, они не просто действуют сообща или рядом друг с другом, они показывают влияние друг на друга, формируют определенный стиль отношений. Стремясь подражать хорошему, избегать плохого, сравнивая себя с окружающими, человек «строит себя и свои отношения с окружающим миром».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    При написании своего реферата я ставила перед собой цель – раскрыть сущность межличностных отношений. Я считаю, что справилась с поставленной целью, потому что изучила достаточное количество литературы, подробно описывающую межличностные отношения. Я рассмотрела суть понятия «межличностных отношений», дала характеристику видов межличностных отношений, определила суть культуры общения, охарактеризовала такие понятия как симпатия и антипатия. И поняла, что межличностные отношения – это особый тип отношений, которые возникают между людьми в процессе их совместной деятельности. Они могут быть разнообразными по форме и содержанию. Характер этих отношений зависит от многих факторов.

    Человек – как существо социальное – неразрывно связан с обществом. В процессе своего взаимодействия с окружающим миром человек выполняет различные роли. Ведь каждый может быть чьим – то другом, товарищем, членом какого-либо коллектива.

    Даже в самых мимолетных контактах в транспорте, на улице, в магазине – возникают элементы межличностных отношений. Человек испытывает различные эмоции и чувства, кого-то любит, уважает или нет, ценит или пренебрегает, стремиться кому-либо помочь или, наоборот, будет равнодушен к проблемам другого человека.

Информация о работе Межличностные отношения