Мировые дидактические концепции и современный процесс обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 07:08, реферат

Описание работы

Целью данной работы является наиболее полное рассмотрение мировых дидактических концепций, а также современного процесса обучении и новых тенденций в дидактике.
Основные задачи данной реферативной работы:
- Раскрытие понятия дидактики и дидактической системы
- Рассмотрение традиционной дидактической концепции

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие дидактической системы…………………………………………….4
2. Основные дидактические концепции………………………………………..8
3. Традиционная дидактическая концепция…………………………………...8
3.1 Дидактические взгляды Я.А. Коменского………………………………….8
3.2 Развивающее обучение И.Г. Песталоцци и А. Дистервега……………….9
3.2.1 Идея развивающего обучения Песталоцци………………………………9
3.2.2 Педагогика Дистервега……………………………………………………11
3.3. Психологические взгляды Гербарта

Файлы: 1 файл

Контрольная №2.docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

 2.1. Демонстрация деятельности в целом и по элементам (это можно совместить с сообщением знаний по принципу "демонстрация+объяснение").       

2.2. Организация отработки умения в упрощенных условиях.

  2.3. Организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью и положительной оценкой учителя.

3. Переход к поисковой,  продуктивной фазе.

  3.1. Организация проблемных ситуаций - решение конкретных задач, имитационное моделирование.

  3.2. Обязательный анализ учащимися своей деятельности с учителем и группой.

     Перечисленное выше относится к достоинствам технологии обучения, однако имеются и недостатки. К ним относится ориентация на обучение репродуктивного типа, своего рода натаскивание, а также неразработанность мотивации учебной деятельности, игнорирование личности, ее внутреннего мира. Грубо говоря, для воспроизводимого учебного процесса лучший ученик - робот, а учитель - компьютер.

     Технология обучения дала толчок развитию "практической" дидактики - созданию обучающих систем, готового продукта, пакета документов и средств, дидактических и технических, позволяющих учителю "среднего" уровня давать высокие результаты. В пакет документов могут входить: цели и содержание обучения по определенной дисциплине, обучающие операции, тестовые задания на всех этапах обучения. Поскольку современные технологии ориентируются на использование компьютера в обучении, то основу пакета документов должен составлять программный продукт - дискета со всеми материалами для реализации процесса обучения. На основе технологии обучения развивается модульное обучение и применение технических средств обучения: от простейшего компьютера с обучающей программой до сложных телекоммуникационных систем.

5.5 Свободное"  обучение по К. Роджерсу

     К. Роджерс, создатель психотерапии, "центрированной на клиенте", видит в ученике личность, способную развивать свои природные ресурсы, ум и сердце, любознательность, личность, способную делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность, личность, способную вырабатывать собственные ценности в процессе учебной и другой деятельности.

     Он предложил строить обучение на иных (в сравнении с традиционной и технократической школой) принципах. Главным среди них можно считать принцип "свободы в обучении". Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. Согласно К. Роджерсу, задача учителя не диктовать готовое и, возможно, не нужное ученику знание, а разбудить его собственную познавательную активность, которая выразится в выборе и содержания, и целей, и методов работы, и поведения, и ценностей. Учитель, по К. Роджерсу, стимулирует и облегчает самостоятельную деятельность ученика.

     К методам, стимулирующим "свободу учения", относятся: постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных; использование разных источников знания - людей, опытов, книг, аудиовидеотехники и др.; метод контрактов; организация работы в группах разного состава, организация учения как исследования, эксперимента; специальные занятия по самопознанию, межличностному взаимодействию. Педагоги этого направления предлагают для создания атмосферы "открытого учения" использовать и эмоционально окрашенные методы - игру, и рациональные - "учебные пакеты", программированные пособия.

     К достоинствам свободного обучения, "центрированного на ученике", относится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, развитию личности школьника посредством учения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения. Однако гипертрофия этих же черт превращает их в недостатки: нельзя определять содержание и методы обучения, основываясь исключительно на интересах ребенка - это, как правило, ведет к снижению академического уровня обучения, что отмечают сами западные педагоги. Игра, спонтанная деятельность и положительные эмоции становятся самоцелью, приобретение знаний уходит на второй план. Разумнее совмещать традиционный и личностно-ориентированный тип обучения.

     Российские ученые (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.В. Петровский и др.) разрабатывают личностно-ориентированную модель образования на основе опыта новаторов и отечественной психологии. Главные идеи концепции те же: акцент на развитии и воспитании школьника; дифференцированное содержание образования; система адекватных методов, средств и форм обучения. Однако в этой модели учителям и ученым надо избегать крайностей, абсолютизации отдельных сторон, в частности, следование за интересами и спонтанной деятельностью учеников лишает процесс обучения систематичности, снижает уровень обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, мы познакомились с понятием дидактической системы, получили представление о предмете и задачах дидактики. Мы познакомились с основными мировыми дидактическими концепциями – традиционной и педоцентристской, а также современным процессом обучения; изучили их подходы к обучению, методы и теории образовательного и воспитательного процесса.Мы выделили в каждой из концепций основные направления и представителей этих направлений.

     По результатам проведенной работы можно сделать вывод о том, что знание и понимание мировых дидактических концепций позволит будущему педагогу не только применять изученные методики на практике, но и создавать на их основе новые модифицированные методики обучения.

     Знакомство с современными процессами обучения также очень полезно будущему специалисту, так как позволит уже сейчас проводить их анализ, что в свою очередь значительно облегчит будущую педагогическую деятельность.

    По итогам проведенной работы можно сделать следующий вывод: современный образовательный процесс всегда должен быть двухсторонний, в котором равная роль отводиться как учителю, так и ученику. Учителю в этом процессе отводится управленческая роль, при этом главной задачей деятельности учителя является стимулирование самостоятельного обучения ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. В.В. Воронов. Педагогика  школы в двух словах. М., 2002.

2. Джуринский А.Н. История  образования и педагогической  мысли учеб. для студ. высш. уч. заведений (текс)– М., 2003 г.

3. Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика. Спб, Питер, 2000 г.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., «Академия», 2002 г.

5. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие  для студентов педагогических  вузов и педагогических колледжей  / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998

 

 

 

ТЕЗИСЫ к реферату по общей и профессиональной педагогикена тему «Мировые дидактические концепции и современный процесс обучения»

Дидактическая система –  это система, которая содержит в  себе цели, содержание образования, дидактические  процессы, методы, средства, формы обучения, закономерности и принципы обучения.

Весь процесс обучения базируется на дидактических системах или моделях обучения. Обобщая  богатство имеющихся систем, следует  выделить три: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики. Каждая складывается из ряда направлений и теорий.

В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее представляют следующие дидактические концепции: принципы познания и обучения Коменского, развивающее обучение по принципам  природосообразности и культуросообразности Песталоцци и Дистервега, педагогика Гербарта. Наиболее важной и значимой является педагогическая деятельность И. Гербарта.

     В педоцентристской концепции главная роль в обучении отводится учению - деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система Д.Дьюи, трудовая школа Г.Кершенштейнера, а также «педагогика действия» В.Лая.

     Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение - составляют единство в процессе обучения и являются предметом дидактики. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), педагогическая технология, а также «свободное обучение» К. Роджерса.

     Современный процесс обучения должен адекватно отвечать целям и содержанию образования и потому должен пониматься как двусторонний и управляемый: учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, организует и ведет ее, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, избегая крайностей традиционной, объяснительной, и реформистской, исследовательской, дидактики и используя их достоинства.

     Знания о каждой из дидактических систем позволяют учителю почерпнуть из них различные методы, процессы, теории воспитания и обучения, которые с успехом могут применяться и в современном начальном, среднем и высшем образованиях.

 


Информация о работе Мировые дидактические концепции и современный процесс обучения