Модели семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:27, реферат

Описание работы

Известно, что проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. А также для педагога очень важно изучить каждую семью, распознать модель воспитательного процесса, чтобы внести свои коррективы, разработать концепцию воспитательного процесса, в том числе и роль семьи в этом процессе. Концепция — система взглядов, определенное понимание явлений и процессов. Описать концепцию воспитания — значит охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия. В современной литературе часто в значении «концепция» употребляется термин «модель».

Файлы: 1 файл

ЗАДАНИЕ 5.docx

— 27.20 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «МОДЕЛИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ».

Введение.

Известно, что проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. А также для педагога очень важно изучить каждую семью, распознать модель воспитательного процесса, чтобы внести свои коррективы, разработать концепцию воспитательного процесса, в том числе и роль семьи в этом процессе. Концепция — система взглядов, определенное понимание явлений и процессов. Описать концепцию воспитания — значит охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия. В современной литературе часто в значении «концепция» употребляется термин «модель».  Воспитание в семье может быть самым разным – от абсолютного тотального контроля до невнимания к своему ребенку вообще. Существует несколько моделей семейного воспитания.  Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность. Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Дети растут недисциплинированными, безответственными.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.

Семья - главная ячейка общества. Она играет чрезвычайную роль в его  жизнедеятельности - через физическую и социокультурную смену поколений  обеспечивает возможность существования  общества. В семье создается больше общественное богатство - человек. Здесь  она рождается и формируется  как личность. Это и клетка, из которой начинается любое государство. Нет страны без семьи, семейно-родственных  отношений.

Без семьи невозможно воспроизводства  населения, его социализация и, наконец, невозможно образование всех других социальных институтов. Именно уровень  развития семьи вместе с характером труда предопределяют общественный порядок, по которому живут люди в  разных странах, в разных исторических условиях.

Время функционирования семьи является результатом специфических социальных процессов, происходящих в обществе. Итак, семья - это как промежуточное состояние между обществом и индивидом.

Социально-педагогический патронаж - это личная работа социального  работника с неблагополучными ячейками общества. Социально-педагогический патронаж заключается в общении с людьми, которые по каким-то причинам стали социально неблагополучными, посещениях семей, в которых люди нуждаются в психологической помощи, медицинского ухода, социальной помощи.

Успешность социальной работы с молодой семьей обеспечивается благодаря учету типа семьи. Ведь каждая семья, которая относится к тому или иному типу, имеет свои типичные особенности, а значит требует различных видов социальной помощи, применения определенных форм и методов работы. Следует отметить, что в научной литературе типология семей достаточной степени не разработана, не определены основные признаки, которые должны быть положены в основу определения типологии семей. Однако определение типов семей необходимое для практической деятельности учреждений образования, социальных служб для молодежи.

Различные типы семей, имеющих  проблемы во взаимоотношениях, воспитании детей, организации своей жизнедеятельности, нуждающихся в социальной помощи, поддержки, в том числе материального  обеспечения, организации быта, решения  проблем репродуктивного здоровья, свободного времени.

Модели семей 

Я считаю целесообразным определять типы семей в зависимости от функций, которую выполняет семья. И в  то же время следует отметить, что  какую-то конкретную семью можно  отнести к разным типам, в зависимости  от того, под каким углом зрения она рассматривается. Итак, исходя из основных функций семьи, можно назвать  следующие типы семей:

1. Зависимости от выполнения  материально-экономической функции: 

    • по уровню материальной обеспеченности - бедные, малообеспеченные, обеспеченные, богатые
    • за профессиональной принадлежностью, уровнем образования, возрастом, отношением, к религии и по особым условиям семейной жизни - семье рабочих, служащих, актеров, учителей и др..; студенческие семьи, несовершеннолетних; баптистов, мусульман; моряков, космонавтов, высококвалифицированных спортсменов, геологов и др..

2. Зависимости от выполнения  жилищно-бытовой функции, по структуре  семьи и особенностей проживания:

    • по составу семьи (структурой): неполные, простые нуклеарной (родители и дети), сложные (родители, дети, дедушки, бабушки - в различных вариантах); большие (родительская пара, несколько детей со своими семьями - три и более супружеских пар).

3. В зависимости от  исполнения демографической функции: 

    • по количеству детей в семье: инфертильни (бездетные), однодетные, Малодетные (2 ребенка), многодетные (3 и более детей до 16 лет)
    • по однородности социального вклада: однородные (семья состоит из представителей одинаковых социальных слоев - рабочие семьи, семьи интеллигентов, семьи ученых и т.д.) - их насчитывают до 70 процентов; разнородные семь 'й (члены семьи имеют разное образование, профессию. В таких семьях в их членов общих интересов меньше) по региональным принципом (городские, сельские)
    • по продолжительности супружеской жизни - семьи молодоженов (до 1 года)

семьи с продолжительностью супружеской жизни от 1 до 3 лет, и  т.п.

Некоторые авторы такую типологию  рассматривают несколько иначе  и выделяют этапы жизненного цикла, учитывающие продолжительность  совместного проживания и возраст  ребенка: молодые семьи, семьи с  детьми определенного возраста, семьи  пенсионеров.

В зарубежной литературе определяются соответственно такие типы семей: семья  двокарьерна (супруги - профессионалы) семья среднего класса, семьи цветных (в США), межнациональные семьи, семьи безработных , гомосексуалистов, эмигрантов, национальных меньшинств в зоне конфликта и др..

4. В зависимости от  исполнения коммуникативной функции: 

    • семьи по типу руководства - гелитарни (равноправные, демократические) авторитарные (подчинение одного члена супружеской пары другому)
    • по типу юридических взаимоотношений - построены на брачных отношениях; внебрачные (сожительство без оформления брака) оформлены юридически, но проживают отдельно
    • за юридическими взаимоотношениями родителей и детей - супруги живут с разными детьми; супруг (или оба) имели детей до вступления в брак, сведены дети; усыновленные дети; опекунские семьи
    • по качеству эмоционально-психологических взаимоотношений в семье: гармоничные; конфликтные; эмоционально неуравновешенные; дезорганизованы (господствует страх, культ силы)
    • социальное неблагополучные (имеют негативные взаимоотношения с морально-правовыми органами общества)
    • семьи со специфическими проблемами - семьи с психическими и физическими заболеваниями семьи правонарушителей; семьи алкоголиков, наркоманов; семьи с заболеваниями СН1Д; семьи со склонностью к суициду; семьи й инвалидов.

5. Зависимости от выполнения  воспитательной функции: 

    • благополучные
    • неблагополучные (в том числе, внешне благополучные)
    • семьи группы риска.

Таких типологий можно  назвать значительно больше. Кроме  того, в рамках каждого типа можно  еще определить отдельные виды семей. Например, виды неблагополучных (внешне благополучные, неполные). Свои типы имеют также городские, сельские семьи. Но в основном семьи смешанные, в которых сочетаются несколько типов и видов. Например, городские семьи могут иметь разный уровень материальной обеспеченности, различный характер взаимоотношений, разную структуру. Или неполная семья может быть материально обеспеченным или бедной, с хорошими взаимоотношениями в семье или плохими т.д..

С точки зрения социальной работы наибольшего внимания со стороны  социальных служб нуждаются семьи, которым нужна социально-психологическая, социально-педагогическая помощь. К  таким относятся типы семей, в  зависимости от выполнения ими воспитательной функции. Это так называемые неблагополучные  семьи. К неблагополучным относятся  семьи, которые полностью или  частично утратили свои воспитательные возможности по тем или иным причинам. В результате этого в таких  семьях объективно или субъективно  складываются неблагоприятные условия  для воспитания ребенка. Эти семьи  характеризуются определенными  негативными проявлениями:

    • родители злоупотребляют спиртными напитками, наркоманы, ведущие аморальный образ жизни, вступают в конфликт с морально-правовыми нормами общества (т.е. предполагают различные виды правонарушений)
    • с низким морально-культурным уровнем родителей
    • неполные семьи
    • со стойкими конфликтами во взаимоотношениях между родителями
    • внешне благополучные семьи, которые допускают серьезные ошибки, просчеты в системе семейного воспитания вследствие низкой педагогической культуры и необразованности. Причем, такие ошибки и просчеты в системе семейного воспитания носят не ситуативный, а устойчивый характер. То есть в таких семьях постоянно нарушаются определенные педагогические требования.

К внешне благополучным можно отнести семьи, в которых:

а) общение родителей с  детьми носит формальный характер

б) отсутствует единство требований к ребенку 

в) бесконтрольность со стороны  родителей за успеваемостью и  поведением ребенка или контроль носит односторонний характер

г) чрезмерная родительская любовь

д) чрезмерная строгость  в воспитании, применение физических наказаний 

есть) имеет место насилие  в отношении к женщине, ребенка 

ж) не учитываются в процессе семейного воспитания возрастные и  индивидуально-психологические особенности  личности ребенка.

последнее время стали  обращать на себя внимание семьи так  называемых "новых украинских", которые основное внимание сосредотачивают  на собственном бизнесе, а семейное воспитание у них сводится к покупке  детям дорогих игрушек, одежды, выдачи крупных сумм денег. Им не хватает  времени для увеличения духовного, морального воздействия на ребенка.

Семейное неблагополучие негативно сказывается на формировании личности ребенка. Детское воспитание в условиях негативного эмоционально-психологического семейного микроклимата определяется ранней утратой потребности в общении с родителями, эгоизмом, замкнутостью, конфликтностью, упрямством, неадекватной самооценкой (завышенной или заниженной), озлобленностью, неуверенностью в своих силах, недисциплинированностью, побегами из дома, бродяжничеством и др.. Все это свидетельствует, что дети из неблагополучных семей имеют больше причин для пополнения рядов трудновоспитуемых, правонарушителей, наркозависимых.

Благополучная семья крепкая  своими внутренними связями, высоким  уровнем координации. В такой семье существуют взаимопонимание, взаимное уважение, между всеми ее членами, положительная моральная атмосфера, общность взглядов на большинство сфер духовной жизни, учет в семейной жизни интересов каждого, душевных переживаний, психологическая взаимная поддержка, трудовая содружество, удовлетворения чувства собственного достоинства, своей значимости, взаимное доверие, доброта, отзывчивость, рациональные способы решения всех семейных проблем, понимание задач семейного воспитания и др..

Но семья положительно влияет на формирование личности ребенка, помогает ребенку чувствовать себя равноправным членом семейного коллектива, где ее любят, она имеет в семье свои права и свои обязанности; к его потребностям относятся с пониманием. Такая семья создает душевный комфорт, избавляет от нервных переживаний. Именно в таких семьях дети больше ценят и советы родителей, подражают им личный пример. В нормальной семейной обстановке ребенок вырастает доброжелательной, гуманной, способной к сочувствию, спокойной, оптимистичной, хорошим товарищем, с чувством юмора, имеет твердые этические правила. Итак, для нормального развития ребенка нужна счастливая, полноценная семья, счастливы между собой родители, родители и дети.

Вывод

Социальный педагог в  работе с семьей должен придерживаться принципов, которые помогают ему  в решении профессиональных задач. Это гуманизм, вера в человека, лучше  выявления его личности и потенциальные  возможности, которые помогут решить те сложные проблемы, которые она  имеет, это вера в то, что человек  имеет большие возможности самосовершенствования. Способность к эмпатии помогает социальному педагогу понять внутренний мир другого человека, следовательно, правильно оценить его личность, найти в ней внутренние возможности для решения личностных проблем. Социальный педагог должен быть толерантным, доброжелательно относиться к клиенту, оценивать его в целом, а не отдельные его поступки. Если социальный педагог применяет авторитарность, не имеет гибкой педагогической позиции, не умеет объективно оценивать воспитательные возможности семьи и каждого из родителей, хорошо ориентироваться в обстановке, это, конечно, тормозить установления его взаимоотношений с клиентами. Кроме того, если родители имеют низкую общую и педагогическую культуру, субъективно оценивают поведение и личность ребенка, безответственно относятся к воспитанию, это тоже очень затрудняет общение социального педагога с родителями.

Информация о работе Модели семейных отношений