Модернизация образования в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:46, реферат

Описание работы

Цель: рассмотрение особенностей процесса обучения в начальной школе в период модернизации образования.
Задачи:
- проанализировать литературу по теме: «Основные направления модернизации начальной школы»;
- обобщить условия реализации программы модернизации российского образования.

Файлы: 1 файл

Модернизация образования в начальной школе - копия.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Сегодня много говорится о необходимости модернизации отечественного образования. При всякой модернизации образования возникает несколько проблем. Первая - сохранить то положительное, что имеется в существующей системе. Вторая - если что-то полезное для общества было утрачено в образовании за предыдущие годы, то необходимо восстановить это. Третья - основная: привести систему образования в соответствие с запросами общества. За последнее десятилетие в жизни страны произошли большие изменения: укореняется новый социальный строй, в основе экономики лежат своеобразные рыночные отношения, в результате чего появились новые профессии, да и к старым предъявляются новые требования. Например, во многих областях деятельности требуется свободное владение по крайней мере одним иностранным языком, умение пользоваться компьютером и т.д. и т.п. Поэтому ясно, что новое поколение надо готовить к жизни иначе, чем прежде. Тем самым обусловлена необходимость модернизации системы образования.

Модернизация — это обновление и совершенствование действующей системы образования.

Осуществление модернизации образования затрагивает практически  каждую российскую семью. Суть изменений  в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

Необходимо отметить, что принимаемые решения о будущем системы образования затрагивают интересы всех слоев общества и существенным образом влияют на судьбу страны. Поэтому каждое новое предложение должно проходить тщательную экспертизу и публично обсуждаться научно-педагогическим сообществом.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время комплексная и глубокая модернизация системы образования – это общее нравственное предписание образовательной политики России, ее главное стратегическое направление. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, кто заинтересован в развитии образования. Сейчас, в современных условиях необходима существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, государственной службы и др.

Цель: рассмотрение особенностей процесса обучения в начальной школе  в период модернизации образования.

Задачи:

- проанализировать литературу  по теме: «Основные направления модернизации начальной школы»;

- обобщить условия  реализации программы модернизации  российского образования.

В результате анализа  материала сложилась следующая  структура работы: введение, основная часть, заключение и список использованной литературы.

Объект: начальное образование  в РФ.

Предмет: модернизация образования  в начальной школе.

1. Модернизация системы образовании в России

Модернизация образования  является в настоящее время ведущей  идеей и центральной задачей  российской образовательной политики. Модернизация образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.

Два центральных направления модернизации образования — кардинальное обновление содержания образования и экономики образования. Ее стержневые задачи — повышение доступности, качества и эффективности образования. Без решения этих задач образование не сможет выполнить свою историческую миссию — стать двигателем поступательного развития страны, генератором роста ее человеческого капитала.

В новейшей истории российского  образования все перечисленные  выше проблемы были поставлены в ходе образовательной реформы 1990—1992 гг. (в значительной мере опережавшей изменения в других сферах общественной жизни) и отражены в Законе Российской Федерации "Об образовании" 1992 г. Сегодняшняя модернизация образования берет свое начало именно из образовательной реформы 1990-1992гг., во многом довершая решение обозначенных в те времена задач. Вместе с тем она делает существеннейший шаг вперед как в своей экономической и технологической оснастке, так и в постановке новых образовательных задач, отвечающих требованиям времени.

Проблема модернизации отечественного образования была обозначена в августе 1999 г. на заседании Государственного Совета РФ. Начиная с 2000г., на основе Закона РФ "Об образовании" от 1992 г. был принят ряд важнейших документов, по сути определяющих стратегию развития российского образования в первой четверти XXI в.

Основополагающий документ, устанавливающий стратегию и основные направления развития образования, — Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Она "определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года".

Таким образом, модернизация образования — это масштабная программа государства, в рамках которой разработан и уже реализуется план конкретных мероприятий. Среди них выделим те, которые относятся к общеобразовательной школе:

1) обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством;

2) разработка и принятие государственных стандартов общего образования; разгрузка содержания образования;

3) введение единого государственного экзамена;

4) введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.

2. Основные направления модернизации в начальной школе

Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Таким образом, самостоятельность предметов,  их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира,  препятствуют органичному восприятию культуры.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

В педагогической науке и практике наметились основные пути разрешения проблем модернизации начального общего образования, связанных с вопросами  интеграции содержания: - создание пространственно-развивающей среды на единых принципах с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Е.В. и Г.Г. Кравцовы); - формирование универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, и др.

"На сегодняшний день ни  в одном словаре или справочнике нет методического значения слова интеграция. Зато хорошо известно, что латинское слово (integratio) - восстановление, восполнение, (integrer) -целый,  принято к употреблению в двухзначениях:

1) объединение в целом каких-либо частей, элементов;

2) процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух или более государств с однотипным общественным строем. "Наличие однотипных частей или элементов и возможность их естественного подчинения единой цели и функции в ряде учебных предметов есть основа для определения термина "интеграция" в методике,  т.е.  в науке о закономерностях обучения, воспитания и развития учащихся средствами определенного учебного предмета и их совокупностью.

Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированного курса зависят от многих условий. Поэтому прежде чем создавать новую программу, педагогам и методистам необходимо учесть те обстоятельства, которые помогут сделать вывод о необходимости и возможности интеграции".

Для этого учитель прежде всего анализирует уровень подготовленности учеников своего класса, оценивает их психологические особенности и познавательные интересы. 

В практике начального обучения необходимо использовать, развивать и внедрять внутри - и межпредметные связи, как "зону ближайшего развития" для дальнейшего использования интеграции учебных предметов.

Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень.

В начальных классах она носит свои особенности и носит коллективный характер,  т.е.  "немного обо всём".

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки,  большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:   

1. Цель урока  (Это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.).

2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.

3. Определение системообразующего фактора, т.е.  нахождение основания для объединения разнопредметной информации  (Это - идея, явление,  понятие или предмет).

4. Создание новой структуры курса, т.е.  изменение функционального назначения знаний.

5. Переработка содержания.  (Разрушение старых форм, создание новых связей между  отдельными элементами системы).

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные,  интегрируемые с ним предметы,  помогают шире изучить его связи,  процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

Следующим направлением модернизации образования является информатизация образовании. Министерством образования Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации в 2001 г. реализована масштабная программа компьютеризации школ. В 2002-2003 гг. практически все районные органы управления образованием получили компьютерную технику и программное обеспечение, в частности в рамках программы информационного обеспечения общего образования учебной и учебно-методической литературой (программа "Учебное книгоиздание"). В дальнейшем, предполагается, в том числе в рамках займа Всемирного банка, поэтапное создание на уровне субъектов РФ и районных центров (муниципалитетов) ресурсных центров информатизации для поддержки компьютерной техники и программного обеспечения, организации повышения квалификации учителей, распространения соответствующего опыта и т.д.

3. Государственный  стандарт начального образования  нового поколения

Одна из важнейших  составляющих модернизации - разработка Государственных стандартов образования. Проблема стандарта возникла в начале 90-х гг. прошлого века. Каждый учитель получил право сам выбирать, чему и как учить. В результате достаточно быстро выяснилось, что содержание образования перегружено второстепенной информацией, не имеющей значения ни для дальнейшего развития учеников, ни для окружающей жизни. Актуальным стал вопрос о стандартизации содержания школьного образования. [16, с.127]

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение  современного качества образования  на основе сохранения его фундаментальности  и соответствия актуальным и перспективным  потребностям личности, общества и  государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Активными субъектами образовательной  политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования  состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Заключение

Сегодня в обществе в  целом по отношению к системе образования сложилась очень непростая ситуация. Особенно непроста сегодня работа в начальной школе. Все изучаемые предметы являются интегрированными, основы предметов даются на современном научном уровне.

Информация о работе Модернизация образования в начальной школе