Молодая семья и ее социальная защита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:51, реферат

Описание работы

Актуальность исследования. Сегодня Российское государство и общество в полной мере осознали свою ответственность перед семьей, проводится в жизнь внятная семейная и демографическая политика, прикладываются большие усилия по исправлению критической ситуации, сложившейся в стране. В реформирующемся обществе происходит социокультурная адаптация как всего населения, так и каждого индивида. Социальными индикаторами успешности этого процесса являются степень удовлетворенности человека материальным положением как его самого, так и достатком в семье, степень интегрированности в новые общественные отношения и сферы социальной практики, а также ощущение эмоционального комфорта субъектом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1. Молодая семья: сущность и особенности……………………………….5
1.1 Понятие, функции и типы семьи……………………………………….5
1.2 Особенности молодой семьи……………………………………………8
2. Тенденции и перспективы социальной защиты молодой семьи……..14
2.1 Проблемы молодой семьи……………………………………………..14
2.2 Социальная защита молодых семей в современной России ………..18
Заключение…………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Молодая семья и ее соц. защита.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

С этим принципом непосредственно  связан второй принцип - партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью.

Далее, социальная политика, которую проводит государство, должна обеспечивать создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения  благосостояния на трудовой основе. Этот третий принцип органично сочетается с предыдущими двумя и в совокупности с ними определяет характер отношений между семьей и государством как субъектами социальной политики, в рамках которой и осуществляется социальная поддержка семьи.

Еще один важный принцип - принцип информационной обеспеченности деятельности по социальной поддержке молодых семей.

Суть его состоит  в необходимости полной и точной информации о количестве молодых  семей и имеющихся у них  проблемах, которая должна быть собрана  в региональных банках данных, находящихся в распоряжении органов социального развития.

Сбор информации может  производиться как за счет анализа  статистических данных, так и путем  проведения мониторинговых исследований.

Полученные результаты позволят представить в полном объеме картину, характеризующую положение молодых семей в регионе, оценить эффективность мер семейной политики и при необходимости внести коррективы в ее содержание.

Еще один принцип, который  должен быть учтен при организации  социальной поддержки молодых семей - принцип обеспечения качества населения.

Этот принцип имеет  самое непосредственное отношение  к поддержке семьи в выполнении ее репродуктивной функции. Многие социальные проекты основной своей целью  провозглашают повышение рождаемости.

Еще один важный принцип организации социальной поддержки молодых семей - активное привлечение ресурсов общества к решению социальных проблем молодых семей.

Последним в перечне (но отнюдь не последним по значимости) принципом социальной поддержки  молодых семей является принцип осуществления программно-целевого подхода к организации соответствующей деятельности.

Основанием для разработки и принятия региональных социальных целевых программ обычно становятся федеральные целевые программы. Однако специальной федеральной  целевой программы по социальной поддержке молодых семей не существует, отдельные мероприятия либо система мероприятий для решения узкого спектра проблем включены в другие федеральные целевые программы. Из них следует упомянуть, прежде всего, Федеральную целевую программу «Молодежь России (2012-2016 годы)».

Важнейшим фактором устойчивого  развития страны и общества, роста  благосостояния ее граждан и совершенствования  общественных отношений является эффективная  государственная молодежная политика, которую следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.

Приоритетные направления  государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу определены в следующих документах:

- Стратегия государственной  молодежной политики в Российской  Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. № 301-р, от 28 февраля 2009 г. № 251-р, от 16 июля 2009 г. № 997-р);

- Концепция долгосрочного  социально-экономического развития  Российской Федерации на период  до 2020 года, утвержденная распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Ключевыми приоритетами государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу в соответствии с перечисленными документами являются:

- создание условий  для успешной социализации и  эффективной самореализации молодежи;

- развитие потенциала  молодежи и его использование  в интересах инновационного развития страны;

- создание условий  для раскрытия творческих способностей  молодежи, формирование общенациональной  системы поиска и поддержки  талантливых молодых граждан;

- вовлечение молодежи  в социальную практику;

- патриотическое воспитание  молодежи, формирование и развитие ценностей здорового образа жизни;

- обеспечение эффективной  социализации молодежи, находящейся  в трудной жизненной ситуации.

Практически во всех регионах России и во многих крупных муниципальных  образованиях приняты и действуют  целевые программы, направленные, так или иначе, на организацию поддержки молодых семей.

В большинстве программ предложен ряд интересных мероприятий, выполнение которых призвано обеспечить достижение определенных программой целей  и задач. К ним можно отнести  разработку и внедрение в средних, среднеспециальных, высших учебных заведениях курса правовой, психологической подготовки к семейной жизни; выдачу кредитов на получение образования молодым супругам; создание и поддержку деятельности редакции специализированной на проблемах семьи газеты «Семья третьего тысячелетия»; выделение кредитов молодым семьям на приобретение предметов домашнего обихода длительного пользования; поддержку инициатив открытия детских учреждений всех форм собственности, обеспечение их доступности для молодых семей. Несомненно, важным подспорьем для молодых семей является открытие пунктов проката предметов домашнего обихода. Эта форма обслуживания еще недостаточно развита в большинстве регионов, поскольку, по мнению экспертов, недостаточна правовая база прокатного дела.

Для роста экономической  самостоятельности молодых семей  среди мероприятий большинства  региональных программ предусмотрено  содействие открытию семейных предприятий, развитию подсобного хозяйства, а также  профессиональное обучение членов молодых семей, зарегистрированных в качестве безработных, по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, или под бронированные рабочие места11.

Другое мероприятие  программ - создание консультационных пунктов для вступающих в брак молодых людей - как форма организации предоставления социальных услуг представляется вполне целесообразным, но при наличии специалистов, компетентных в вопросах осуществления брачного выбора, которые часто являются сложными, требующими правовых, психологических, иногда медицинских знаний, а также большой житейской мудрости и умения вести беседу.

В настоящее время  в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих  детей:

1. Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

3. Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно-практические конференции и конгрессы.

4. Бесплатные выдачи семье и детям детского питания, лекарств, одежды и обуви, питания для беременных женщин и др.

5. Федеральные, региональные, целевые социальные программы.

Таким образом, в России всё больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения так же увеличивает число получателей пенсии. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной защиты станут:

- Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего, в области пенсии, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми;

- Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;

- Совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;

- Широкое использование активных форм социальной поддержки населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема организации  социальной поддержки молодых семей, как на федеральном, так и на региональном уровнях предполагает необходимость  рассмотрения молодой семьи как  особой социальной категории, со специфическими интересами и потребностями. Невозможность удовлетворения этих потребностей нарушает процесс нормального функционирования семьи.

Нарушение процессов  функционирования ведет, в конечном счете, к неблагополучию в семье  любого типа (семье пожилых супругов, неполной семье и т.д.). Однако именно неблагополучие молодых семей приобретает тяжелые, иногда катастрофические последствия, как для самой этой семьи, так и для государства и общества. Последнее достаточно очевидно, поскольку социально-экономическое положение молодых семей определяет их готовность реализовать одну из важнейших своих функций - репродуктивную. А репродуктивное поведение молодых семей, в свою очередь, напрямую сказывается на демографической ситуации в стране.

Социально-демографическая  политика государства должна быть ориентирована в первую очередь именно на молодые семьи. Необходимо отметить, что готовность к рождению второго, а тем более третьего ребенка в семье зависит от того, насколько велики были те трудности, с которыми молодая семья столкнулась после рождения первенца. Да и само появление первенца является желанным событием или, напротив, фактором, дестабилизирующим отношения в молодой семье, в зависимости от того, насколько государство и общество готовы считаться с появлением нового гражданина и поддержать молодую семью для того, чтобы родившийся малыш был для родителей источником радости и надежды, а не проблем и тревог.

Основной задачей государства  является создание благоприятных для  рождения желанных и здоровых детей  социально-экономических условий, которые  включают в себя:

- систему мер и законодательных  актов по поддержке молодой  семьи, особенно при рождении  ребенка;

- охрану здоровья беременной  женщины, как в медицинском,  так и в социальном плане,  а также создание условий для  безопасного материнства;

- создание условий, позволяющих гражданам реализовывать свои репродуктивные права: организацию медицинских служб, таких как центры планирования семьи и репродукции, молодежные центры, генетические консультации, клиники лечения бесплодия и др.;

- обеспечение населения доступной и достоверной информацией в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, а также доступ к современным средствам контрацепции.

Программно-целевой подход в организации и осуществлении  социальной поддержки молодых семей  позволяет государству оптимизировать свои задачи в этом направлении, наиболее рационально использовать имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы по возможности учесть все важнейшие потребности молодых семей, проблемы, связанные с их удовлетворением, и решать эти проблемы комплексно. Разработка и реализация целевых программ становится, таким образом, инструментом социально-демографической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Конституция Российской  Федерации (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. -2009. - N 4. - Cт. 445.

2. Гражданский кодекс  Российской Федерации (части первая, вторая и третья, четвертая): По  состоянию на 1 апреля 2009г. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. - 541с.

3. Семейный кодекс  Российской Федерации (по состоянию  на 15 ноября 2008 года). - Новосибирск:  Сиб. унив. изд-во, 2008. - 64с.

4. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. № 301-р, от 28 февраля 2009 г. № 251-р, от 16 июля 2009 г. № 997-р).

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

6. Богданова Л.П., Щукина А.С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социологические исследования. - 2012. - № 7. - С. 102-103.

7. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи // Психология семьи / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2002. – 518 с.

8. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 228 с.

9. Иванова Е.И. Новые тенденции в процессе формирования семьи: молодые поколения в меняющейся России // Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету. М.: МОНФ, 2010. – 144 с.

10. Кротов М.В. Понятие и признаки брака / Гражданское право. Учебник / Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 3. - М.: Издательство «Проспект», 2009. - 655с.

Информация о работе Молодая семья и ее социальная защита