Молодежная субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 13:03, реферат

Описание работы

Молодежная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Я выбрала данную тему по нескольким причинам. Во-первых, она интересна мне, представителю сразу нескольких субкультур, так и другим людям. Во-вторых, в наше время эта тема крайне актуальна. Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни.

Файлы: 1 файл

subkultura.docx

— 67.57 Кб (Скачать файл)

Характерный внешний вид эмо:

- Прямые, чаще всего, черные волосы, косая челка, лоснящаяся от укладочных средств и закрывающая половину лба, при этом обычно приподнятый и взлохмаченный затылок. Волосы могут быть и не черными, но часть прядей выкрашена в розовый или черный цвет.

- Выбеленное лицо, бледные губы почти в тон коже и очень ярко подведенные глаза. Иногда «эмо» изображают на своих личиках черные дорожки якобы от размытой слезами косметики и рисуют черным карандашом слезинки. На ногтях черный лак. У мальчиков тоже.

Пирсинг – неотъемлемая часть образа настоящего «эмо». Тоннели, пирсинг в губах и вообще в любом месте на лице.

Обувь. Не изменяют своим любимым маркам: носят Converse и Vans. Пухлые кеды, желательно черные или в черно-белую клеточку. Возможно, с розовыми шнурками.

Одежда. Skinny-джинсы темных цветов, майки и футболки, возможно поло на 2 размера меньше с забавными принтами, изображающими героев мультиков, или с названиями рок-групп. Плотно сидящие олимпийки, никаких мешковатых вещей. Свитера в ромбик с V-образным вырезом. Полосатые и клетчатые вещи.

Основные цвета для «эмо» – черный, белый, красный и розовый.

Аксессуары.Эмо носят сумки через плечо часто с изображениями героев Тима Бертона и другими персонажами мультфильмов. Ремни с клепками, лучше всего белые, цепи. Очень важной частью образа являются очки в толстой роговой или хотя бы просто темной оправе. На шее московские «эмо» носят арафатки, черные с белым или красные с белым. И, конечно же, значки. В клеточку, со звездами, с сердечками или просто сообщающие тем, кто еще не догадался, что их носитель не кто иной, как «эмо». Их можно крепить куда угодно – на арафатку, на сумку, на джинсы и даже на обувь. На руках «эмо» можно часто увидеть браслеты, прикрывающие шрамы. Ведь каждый уважающий себя «эмо» просто обязан иметь суицидальные наклонности.

3.2 Имиджевые субкультуры

Натуризм (от лат.natura — природа) - течение, в основе которого лежит максимальное приближение человека к природе для оздоровления тела и духа, сами натуристы позиционируют его как философию жизни в гармонии с природой, характеризующаяся практикой совместной наготы, имеющая цель в развитии уважения к себе, людям и природе. Натуризм часто отождествляют с нудизмом (от лат.nudus — обнажённый), так как наиболее заметным атрибутом натуризма является отсутствие одежды.

Натуристы проповедуют здоровый образ жизни, так как их отказ от одежды является всего лишь одним элементом мировоззрения. Они не культивируют вредные привычки, зато с удовольствием занимаются спортом. Натуризм также призван взращивать семейные ценности и уменьшать зацикленность на обнаженном теле – как говориться, клин клином вышибают. Раздетый человек, как считают натуристы, менее уязвим своим собственным страхам. Нудизм является мощным средством против стрессов, неуверенности, страхов, стыда, считают они. Пренебрегая одеждой, сторонники этого движения идут к своей внутренней свободе, постигают великие замыслы матери-природы и перестают обособлять себя от вселенной.

К имиджевым субкультурам относятся и стиля́ги - советская молодёжная субкультура конца 1940-х - начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.

Мо́ды (англ.Mods от Modernism, Modism) - британская молодёжная субкультура, сформировавшаяся в конце 1950-х гг. в среде лондонской мелкой буржуазии и достигшая пика в середине 1960-х гг. Моды пришли на смену тедди-боям, и позже из среды самых радикальных модов сформировалась субкультура скинхедов.

Отличительной чертой модов было их особое внимание к внешнему виду (первоначально были популярны приталенные итальянские костюмы, затем британские брэнды), любовь к музыке (от джаза, ритм-энд-блюза и соула до рок-н-ролла и ска). С модами также стала ассоциироваться музыка таких британских рок-групп, как SmallFaces, Kinks и The Who (на основе альбома которых в 1979 году вышел фильм "Квадрофения").

В качестве транспорта моды выбирали себе мотороллеры (особенно итальянские модели "Ламбретта" и "Веспа"), при этом нередки были столкновения с рокерами (обладателями мотоциклов). Моды, как правило, встречались в клубах и на приморских курортах, таких, как Брайтон, где в 1964 году проходили скандально известные уличные столкновения между рокерами и модами.

 

3.3 Политические  и мировоззренческие субкультуры

Скинхеды («бритоголовые») – радикальное молодежное движение, не объединенное в рамках какой-либо организации, а разрозненное на множество независимых друг от друга группировок.

Экзотическая форма протеста – «скинхеды» – появились в России в первой половине 1990-х годов. Наибольшее распространение «скинхед» – движение получило в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Томске, Иркутске, Владивостоке, Воронеже и Ярославле.Интересно, что большая часть российских «скинхедов» восприняла только внешний облик западных «скинхедов», предпочитая стиль «милитари»: камуфляж, военные ботинки, специфические шарфы и короткие куртки «бомберы» – в большинстве случаев российские «бритоголовые» не перенимают идеологии своих западных «коллег».

Как известно, за рубежом «правые» (националисты) и «левые» «скинхеды» представлены приблизительно в равном количестве, хотя правые безусловно гораздо заметнее. В России же подавляющее большинство «бритоголовых» представляют собой либо националистически настроенную молодежь, либо футбольных фанатов.

В России сегодня представлено три поколения «скинхедов», отличающихся и по своему социальному составу, и по идеологии, и по деятельности.

К первой группе относятся ветераны «скинхед» – движения. Большинству из них за 30 лет и приобщились они к движению еще с начала 1990 годов. Из характеризуют как модников, ведущих «буржуазный» образ жизни. Для большей наглядности можно представить одну из поговорок, характерную для этого круга лиц: «Тот не «скинхед», кто меньше, чем на «штуку» «баксов» одет». Неотъемлемые моменты жизни таких «скинхедов»: посещение различных концертов и употребление дорогого пива.

Вторую группу с достаточной долей условности можно назвать «средними «скинхедами». Они могут состоять в политических партиях, более боеспособны и активны. «Скинхеды», сотрудничающие с российскими партийными организациями объединились, в основном, вокруг «Народной национальной партии», «Русского действия» Константина Касимовского, «Общество «Нави», «Национал-большевистской партии», Национал-республиканской партии России Юрия Беляева. Наиболее заметные и авторитетные фигуры среди этих «скинхедов»: Семен Токмаков, Илья Лазаренко, Андрей Семилетников («Дымсон»).

Еще одна, третья, группа – так называемые «бабсы» (вариант – «папсы»). Они фактически состоят из «скинхедов-пионеров» (средний возраст составляет 13–14 лет), которые нередко существуют при какой либо «старшей» организации.

3.4. Субкультуры, образованные по хобби и другим увлечениям

Байкеры (от англ. bicycle – сокр. bike) – мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры это любители рок-музыки.

Сообщество байкеров нельзя определять как сугубо молодежное. Первых «настоящих» байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла «Harley-Davidson» (основана в 1903 г. Уильямом Харли и братьями Девидсон). Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров солидно пополнились за счет ветеранов Второй мировой войны. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70 – начале 80 гг., другой – уже в 90 гг.

Для них мотоцикл – не средство передвижения, для них мотоцикл – жизнь. Они любят собираться «стаями», что собственно их и отличает от простых любителей погонять. Также их относят к субкультурам потому, что свобода для них дороже почета и признания

К субкультурам, образованным по увлечениям относится появившееся в 90 гг. толкинистское движение и порожденная им же толкинистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Дж. P.P. Толкин (на сленге толкинистов – Профессор) родился в 1892 и умер в 1973 г. Его книги «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмариллион» относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкин – мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги. Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен – ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая игра (roleplaying) близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкина и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.

В начале 90 гг. толкинисты появляются и в России, прежде всего в Москве и С.-Петербурге. В Омске это движение принято связывать с топонимом «Парк Победы», в среде ролевиков более известном как «Полигон». Начало движения у нас приходится на год 1995–96. Омские толкинисты и ролевики активно участвуют во всероссийских слетах и фестивалях. На фоне прочих субкультур данная в нашем городе может считаться вполне процветающей.

Толкинистское субкультурное движение стало частью и продолжением советской романтико-эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении. В 90-х гг. отечественные толкинисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи, рокеров и даже панков). Появляются продолжения Толкина, написанные с иных мировоззренческих позиций, издается обширная фэн-пресса, есть масса веб-ресурсов, созданных и поддерживаемых толкинистами. Это существенно отличается от движения западных почитателей Толкина: известно, что там преобладают узость, изолированность, деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке по E-mail и узкоакадемическимштудиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. ИСЧЕЗНУВШИЕ СУБКУЛЬТУРЫ

4.1. Субкультура  хиппи

К одной из самых популярных некогда субкультур, а ныне исчезнувшей относятся хиппи. Большое развитие эта субкультура получила в США. В 60-ые гг. молодежь тысячами уходила из своих домов в коммуны.

Совместное проживание (коммуны) – отличительная черта хиппи; в других субкультурах такая форма поведения не встречается.

Идея хиппи о «свободной любви» стала толчком к сексуальной революции в 60-70х, как утверждают многие исследователи. В отличие от остальных неформальных движений, хиппи удалось создать свой мир и утвердить альтернативный образ жизни: его опорой выступала сеть флэтов (от англ. flat – квартира), разбросанных по всей стране.

Флэт – это место, куда можно «вписаться», то есть получить место для ночлега, для временного проживания. Система «вписок» была важным социальным институтом хиппи.

Вот основные характеристики хиппизма:

• Неприятие ценностей, господствующих в окружающем обществе; позиция наблюдателя, а не участника социальной жизни.

• Бесструктурность движения, отсутствие фиксированных целей.

• Аскетизм.

• Экспрессивность и сексуальная свобода; осуждение сексуальной эксплуатации.

• Пацифизм, отвращение ко всем формам агрессии (знаменитый лозунг «MakeLoveNotWar»).

Начиная с середины 90-х годов, приток подростков в эту субкультуру почти иссяк, именно поэтому данная субкультура сохранилась в сильно размытом состоянии.

Признаки хиппи, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах:

1. Ношение «пацифика» - схематически-стилизованного  изображения лапки голубя в  круге, символизирующее идеологию 

4. Ношение хайратника  – полоски из любого материала (кожи, тесьмы, бисера), которой перехватываются  волосы по окружности головы. Встречается также в ролевом  сообществе.

5. Ношение ксивника –  маленькой нашейной сумочки прямоугольной  формы на шнурке, предназначенной  для ношения документов, денег, сигарет  т.п.

6. Ношение браслетов –  «фенек». Создаются из различных  материалов: кожи, ткани, ниток, наиболее  часто – плетутся из бисера  с использованием лески.

7. Демонстративное хождение  босиком, в местах для этого  не предназначенных. Например, в  городе.

8. Демонстративная неухоженность внешнего вида, разной степени санитарно-гигиенические проблемы.

 

4.2. Люберы

Еще одна субкультура, которой на данный момент не существует, это люберы. Люберы — одна из молодежных групп криминального характера, получившая широкую известность (в основном через публикации в СМИ) как своего рода модель агрессивного поведения молодежи в условиях социальной аномии. В городе Люберцы близ Москвы эта группа сформировалась как спонтанное объединение молодежи младших возрастных групп, отсюда и название. Особенностью социальной практики, выражавшейся люберами, является то, что в ней произошло соединение своеобразно понятой установки на здоровый образ жизни и агрессивного ответа на жизненную неустроенность и повсеместное нарушение социальной нормы в период «перестройки». Последнее обстоятельство реализовалось у люберов в так называемой практике «ремонта» - целенаправленном преследовании тех, кто, по мнению любералов, портит общество (группа подростков вылавливает и избивает бомжей, проституток, алкоголиков и т.д. в качестве «меры перевоспитания»). В самом внешнем виде люберов, их одежде (например, многие носили штаны с вшитыми железными чашечками) выражалась готовность к немедленному физическому столкновению. Группы люберов появлялись в Москве, других городах, искали «врагов», устраивали побоища. Для их усмирения часто использовались специальные контингенты милиции.

Первые спонтанные практики «ремонта» позже преимущественно стали характеризовать некоторые экстремистские праворадикальные группы с более высоким уровнем организации и субкультурной определенности (скинхеды, баркашевцы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Молодежная субкультура - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.

Информация о работе Молодежная субкультура