Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:58, доклад
Само понятие мониторинг не имеет однозначного толкования, ибо изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности. Понятие «мониторинг» происходит от латинского monitor – напоминающий, надзирающий. Первоначально данный термин активно использовался экологами и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.
Мониторинг в образовании, как сфера практической деятельности.
Направления реализации мониторинговой деятельности в образовательном учреждении.
Само понятие мониторинг не имеет однозначного толкования, ибо изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности. Понятие «мониторинг» происходит от латинского monitor – напоминающий, надзирающий. Первоначально данный термин активно использовался экологами и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время он получил более широкий смысл. Данным термином обозначают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
мониторинг - "постоянное
наблюдение за каким-либо процессом
с целью выявления его
Главная сфера практического применения мониторинга - это управление, а точнее, информационное обслуживание управления в различных областях деятельности.
К основным задачам мониторинга как отдельного вида деятельности относятся:
• сбор достоверной и объективной информации об объекте мониторинга и формирование соответствующих информационных фондов;
• системный анализ и оценка получаемой информации;
• предоставление в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке информации заинтересованным
федеральным органам
подготовка предложений по вопросам реализации государственной политики в той области, в которой расположен объект мониторинга
Мониторинг образовательной
деятельности в школы включает следующие
направления:
- мониторинг состояния и качества функционирования
образовательной системы;
- мониторинг учебных достижений обучаемых;
- мониторинг физического развития и состояния
здоровья обучающихся;
- мониторинг воспитательной системы;
- мониторинг педагогических кадров;
- мониторинг ресурсного обеспечения образовательного
процесса;
- мониторинг изменений в образовательном
процессе.
Мониторинг состояния
и качества функционирования образовательной
системы школы включает следующее:
- анализ работы (годовой план);
- выполнение учебных программ, учебного
плана;
- организация внутришкольного контроля
по результатам промежуточной аттестации;
- организация ВШК по результатам итоговой
аттестации, в т.ч. ЕГЭ;
- организация питания;
- система научно-методической работы;
- система работы предметных методических
объединений;
- система работы психологической, социальной,
логопедической служб;
- система работы школьной библиотеки;
- система воспитательной работы;
- система работы по обеспечению жизнедеятельности
школы (безопасность, сохранение и поддержание
здоровья);
- социологические исследования на удовлетворенность
родителей и учащихся условиями организации
образовательного процесса в школе;
- информационный банк данных о педагогических
кадрах;
- занятость обучаемых в системе дополнительного
образования (по классу, по параллели,
по гимназии);
- формы получения образования, в т.ч. обучение
по индивидуальным учебным программ и
планам;
- обучение учащихся из других районов;
- количество обращений родителей и учащихся
по вопросам функционирования школы.
Мониторинг учебных
достижений обучаемых в школе:
- внутришкольное инспектирование (график
ВШК);
- диагностика уровня обученности;
- результаты промежуточной аттестации
(по четвертям, по полугодиям, за год);
- качество знаний по предметам (по четвертям,
по полугодиям, за год);
- работа с неуспевающими учащимися;
- работа с учащимися, переведенными условно;
- потенциальные возможности учащихся
(общий уровень интеллекта, дифференцированный
по компонентам);
- уровень профессионального самоопределения
личности (сформированность профессиональных
интересов и склонностей);
- уровень социально-психологической адаптации
личности;
- достижения учащихся в различных сферах
деятельности (портфель достижений учащегося).
^ Мониторинг физического
развития и состояния здоровья обучающихся
школы:
- распределение учащихся по группам здоровья;
- количество дней, пропущенных по болезни;
- занятость учащихся в спортивных секциях
(по классам, по параллелям, по школе);
- организация мероприятий, направленных
на совершенствование физического развития
и поддержания здоровья учащихся.
^ Мониторинг воспитательной
системы в школе:
- уровень воспитательных систем по классам;
- занятость в системе дополнительного
образования (по классам, по параллелям,
по школе);
- участие в спортивных соревнованиях
(по классам, по параллелям, по школе);
- участие в общешкольных мероприятиях
(по классам, по параллелям, по школе);
- участие в районных мероприятиях (по
классам, по параллелям, по школе);
- участие в социально значимых проектах
(по классам, по параллелям, по школе);
- выполнение учащимися Устава школы;
- организация и участие в работе детских
объединений;
- развитие ученического самоуправления
(на уровне класса, на уровне школы);
- работа с учащимися, находящимися в трудной
жизненной ситуации;
^ Мониторинг педагогических
кадров в школе:
- повышение квалификации педагогических
кадров (по предметам, по учителям);
- участие в реализации Программы развития
школы (по разделам программы, по учителям);
- работа над индивидуальной методической
темой (результативность);
- использование образовательных технологий,
в т.ч. инновационных;
- участие в семинарах различного уровня;
- трансляция собственного педагогического
опыта (проведение открытых уроков, мастер-классов,
публикации);
- участие в инновационной деятельности
гимназии (тема реализуемого проекта,
результативность либо ожидаемые результаты);
- реализация образовательных программ
(развивающего обучения, углубленного
изучения отдельных предметов, программ
профильного обучения);
- участие в конкурсах профессионального
мастерства;
- аттестация педагогических кадров
^ Мониторинг ресурсного
обеспечения образовательного процесса
в школе:
кадровое обеспечение
- потребность в кадрах,
- текучесть кадров.
учебно-методическое обеспечение
- комплектование библиотечного фонда,
- анализ типовых и авторских учебных программ,
- укомплектованность учебных кабинетов
дидактическими материалами,
- содержание медиатеки школы.
- материально-техническое обеспечение
- оснащение учебной мебелью,
- оснащение лабораторным оборудованием,
- оснащение демонстрационным оборудованием,
- оснащение компьютерной техникой,
- оснащение интерактивными средствами
обучения,
- оснащение наглядными пособиями,
- оснащение аудио и видеотехникой,
- оснащение оргтехникой.
Информация о работе Мониторинг в образовании, как сфера практической деятельности