Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:58, доклад
Само понятие мониторинг не имеет однозначного толкования, ибо изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности. Понятие «мониторинг» происходит от латинского monitor – напоминающий, надзирающий. Первоначально данный термин активно использовался экологами и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.
Мониторинг в образовании, как сфера практической деятельности.
Направления реализации мониторинговой деятельности в образовательном учреждении.
Само понятие мониторинг не имеет однозначного толкования, ибо изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности. Понятие «мониторинг» происходит от латинского monitor – напоминающий, надзирающий. Первоначально данный термин активно использовался экологами и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время он получил более широкий смысл. Данным термином обозначают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
мониторинг  - "постоянное 
наблюдение за каким-либо процессом 
с целью выявления его 
Главная сфера практического применения мониторинга - это управление, а точнее, информационное обслуживание управления в различных областях деятельности.
К основным задачам мониторинга как отдельного вида деятельности относятся:
• сбор достоверной и объективной информации об объекте мониторинга и формирование соответствующих информационных фондов;
• системный анализ и оценка получаемой информации;
• предоставление в установленном 
законодательством Российской Федерации 
порядке информации заинтересованным 
федеральным органам 
подготовка предложений по вопросам реализации государственной политики в той области, в которой расположен объект мониторинга
Мониторинг образовательной 
деятельности в школы включает следующие 
направления: 
- мониторинг состояния и качества функционирования 
образовательной системы; 
- мониторинг учебных достижений обучаемых; 
- мониторинг физического развития и состояния 
здоровья обучающихся; 
- мониторинг воспитательной системы; 
- мониторинг педагогических кадров; 
- мониторинг ресурсного обеспечения образовательного 
процесса; 
- мониторинг изменений в образовательном 
процессе.
Мониторинг состояния 
и качества функционирования образовательной 
системы школы включает следующее: 
- анализ работы (годовой план); 
- выполнение учебных программ, учебного 
плана; 
- организация внутришкольного контроля 
по результатам промежуточной аттестации; 
- организация ВШК по результатам итоговой 
аттестации, в т.ч. ЕГЭ; 
- организация питания; 
- система научно-методической работы; 
- система работы предметных методических 
объединений; 
- система работы психологической, социальной, 
логопедической служб; 
 
- система работы школьной библиотеки; 
- система воспитательной работы; 
- система работы по обеспечению жизнедеятельности 
школы (безопасность, сохранение и поддержание 
здоровья); 
- социологические исследования на удовлетворенность 
родителей и учащихся условиями организации 
образовательного процесса в школе; 
- информационный банк данных о педагогических 
кадрах; 
- занятость обучаемых в системе дополнительного 
образования (по классу, по параллели, 
по гимназии); 
- формы получения образования, в т.ч. обучение 
по индивидуальным учебным программ и 
планам; 
- обучение учащихся из других районов; 
- количество обращений родителей и учащихся 
по вопросам функционирования школы. 
Мониторинг учебных 
достижений обучаемых в школе: 
- внутришкольное инспектирование (график 
ВШК); 
- диагностика уровня обученности; 
- результаты промежуточной аттестации 
(по четвертям, по полугодиям, за год); 
- качество знаний по предметам (по четвертям, 
по полугодиям, за год); 
- работа с неуспевающими учащимися; 
- работа с учащимися, переведенными условно; 
- потенциальные возможности учащихся 
(общий уровень интеллекта, дифференцированный 
по компонентам); 
- уровень профессионального самоопределения 
личности (сформированность профессиональных 
интересов и склонностей); 
- уровень социально-психологической адаптации 
личности; 
- достижения учащихся в различных сферах 
деятельности (портфель достижений учащегося). 
 
^ Мониторинг физического 
развития и состояния здоровья обучающихся 
школы: 
- распределение учащихся по группам здоровья; 
- количество дней, пропущенных по болезни; 
- занятость учащихся в спортивных секциях 
(по классам, по параллелям, по школе); 
- организация мероприятий, направленных 
на совершенствование физического развития 
и поддержания здоровья учащихся. 
 
^ Мониторинг воспитательной 
системы в школе: 
- уровень воспитательных систем по классам; 
- занятость в системе дополнительного 
образования (по классам, по параллелям, 
по школе); 
- участие в спортивных соревнованиях 
(по классам, по параллелям, по школе); 
- участие в общешкольных мероприятиях 
(по классам, по параллелям, по школе); 
- участие в районных мероприятиях (по 
классам, по параллелям, по школе); 
- участие в социально значимых проектах 
(по классам, по параллелям, по школе); 
- выполнение учащимися Устава школы; 
- организация и участие в работе детских 
объединений; 
- развитие ученического самоуправления 
(на уровне класса, на уровне школы); 
- работа с учащимися, находящимися в трудной 
жизненной ситуации; 
 
^ Мониторинг педагогических 
кадров в школе: 
- повышение квалификации педагогических 
кадров (по предметам, по учителям); 
- участие в реализации Программы развития 
школы (по разделам программы, по учителям); 
- работа над индивидуальной методической 
темой (результативность); 
- использование образовательных технологий, 
в т.ч. инновационных; 
- участие в семинарах различного уровня; 
- трансляция собственного педагогического 
опыта (проведение открытых уроков, мастер-классов, 
публикации); 
- участие в инновационной деятельности 
гимназии (тема реализуемого проекта, 
результативность либо ожидаемые результаты); 
- реализация образовательных программ 
(развивающего обучения, углубленного 
изучения отдельных предметов, программ 
профильного обучения); 
- участие в конкурсах профессионального 
мастерства; 
- аттестация педагогических кадров 
^ Мониторинг ресурсного 
обеспечения образовательного процесса 
в школе: 
кадровое обеспечение 
- потребность в кадрах, 
- текучесть кадров. 
учебно-методическое обеспечение 
- комплектование библиотечного фонда, 
- анализ типовых и авторских учебных программ, 
- укомплектованность учебных кабинетов 
дидактическими материалами, 
- содержание медиатеки школы. 
 
- материально-техническое обеспечение 
- оснащение учебной мебелью, 
- оснащение лабораторным оборудованием, 
- оснащение демонстрационным оборудованием, 
- оснащение компьютерной техникой, 
- оснащение интерактивными средствами 
обучения, 
- оснащение наглядными пособиями, 
- оснащение аудио и видеотехникой, 
- оснащение оргтехникой.
 
Информация о работе Мониторинг в образовании, как сфера практической деятельности