Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:09, контрольная работа
Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением к ней. К видам мотивов можно относить познавательные и социальные мотивы. Познавательные и социальные мотивы могут иметь уровни. Так, познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на. новые знания, факты, явления, закономерности), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем построения самосовершенствования).
Мотивы учения, их виды. Мотивы учения в младшем, среднем, старшем школьном возрасте.
Средства формирования мотивации учения.
Причины неуспеваемости школьников. Пути предупреждения и коррекции неуспеваемости:
Понятие "неуспеваемость" в психолого-педагогической литературе.
Психологические особенности неуспевающих школьников.
Пути устранения школьной неуспеваемости.
4. Список литературы.
Содержание
4. Список литературы.
Мотивы учения, их виды. Мотивы учения в младшем, среднем, старшем школьном возрасте.
Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением к ней.
К видам мотивов можно относить познавательные и социальные мотивы. Познавательные и социальные мотивы могут иметь уровни. Так, познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на. новые знания, факты, явления, закономерности), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем построения самосовершенствования).
Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотив социального сотрудничества (способы взаимодействия с другим человеком). Учащиеся седьмого класса на карантине. Зима. Тема, изучаемая на уроках физкультуры, спортивные игры: баскетбол. Принимается решение самими учащимися самостоятельно работать, используя на улице баскетбольную площадку, для подготовки к соревнованиям. В результате команда достойно выглядела на соревнованиях и заняла призовое место. Это и есть широкие социальные мотивы.
Узкие социальные мотивы в основном присущи в начальном и среднем звене школьников. В основном ждут одобрения, похвалы от учителя больше, чем от товарищей, и большая часть учащихся старается работать еще лучше, а те, кто отстают, пытаются улучшить качество своей работы.
Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; позиционные мотивы - в контактах со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам. Мотивы названных видов и уровней могут проходить в своем становлении следующие этапы: актуализация привычных мотивов, постановка на основе этих мотивов новых целей, появление новых мотивов, соподчинение разных мотивов и построение их иерархии, выявление у ряда мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости и др.)
Качества мотивов могут быть содержательными, связанными с характером учебной деятельности (осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность и др.) и динамическими, связанными с особенностями ребенка (устойчивость мотива, его сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов и др.) Но мотивы неодинаково проявляются в учебном процессе: учебно-познавательные в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения. Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о коллективной работе и осознании рациональных, способов ее осуществления.
Осознанные мотивы выражаются в умении школьника, рассказать о том, что его побуждает, выстроить мотивы по значимости; реально действующие мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности и в формах ухода от нее, к стремлениям к заданиям повышенной и пониженной трудности. С учетом этой сетки параметров мотивации дать полную и дифференцированную оценку мотивов учения школьников. Теперь обращаемся к вопросу о том, где, в каких условиях надо изучать мотивацию. Мотивы будут проявляться по-разному: в .зависимости от того, в каких ситуациях оказывается ребенок. Психологи отмечают, что надо не просто долго наблюдать, а наблюдать в таких ситуациях, где изучаемые качества могут проявляться. Выбор зависит от того, какую задачу ставит перед собой учитель.
Меня больше всего интересует, как ведет себя ученик, когда он предоставлен самом себе, когда его никто не контролирует и не оценивает. Это хорошо проявляется на уроках физкультуры во время перемен. Одни продолжают отрабатывать упражнение или элемент, над которым работали на уроке; другие, а таких большинство, выбирают другое упражнение, над которым на уроке не работали, третьи предпочитают ничего не делать.
По мере усиления руководства и контроля со стороны учителя, уже возникают побуждения показать себя с лучшей стороны, но не всегда, это удается, в зависимости от норм оценки.
Дальше изучаю, как влияет выполнение предыдущего задания ил длительный неуспех в учебной деятельности на общее отношение к учению. Предыдущее занятие дети запоминают, так как история сочетается с практикой и повторяется на следующем уроке или в сочетании с другим заданием, или это упражнение усложняется. Длительный неуспех в учебной деятельности вызывает различное отношение к учению. В легкой, атлетике девочкам особенно трудно дается метание мяча. Одни стараются любым путем избежать выполнения этого упражнения, проявляя полное безразличие к моим советам, и все мотивируется одной фразой «У меня не получится». Другая категория детей наоборот стремится овладеть этим упражнением, проявляя настойчивость и упорство, самостоятельно работая. Для мальчиков подтягивание вызывает такие же трудности и такое же отношение. Каковы мотивы? Одним безразлично, другие хорошо учатся и не хотят испортить оценку за четверть, а у других - всегда быть на «высоте» во всем. Итак, мотивация не желание учиться, учеба ради оценки, учеба ради учения.
Велика роль учителя принимающего или не принимающего во внимание эту меру возможностей, определенную для себя учеником. Состояние мотивации зависит и от того, оценивает- ли учитель ученика в сравнении с его собственными реальными возможностями и уровнем притязаний, или учитель ориентируется при оценке ученика на сравнение с другими школьниками (социально-относительная норма).
Можно изучать также влияние на мотивацию учащегося мнение референтной для него группы сверстников, в особенности к тем, кто не справляется и не желает работать в полную силу и подводит команду. В первом случае, как правило, помогают, подсказывают, подбадривают. Во втором, сначала пытаются подсказать, и если видят, что их советы не воспринимаются, а ситуация усугубляется, просто отказываются играть с этим, учеником: в одной команде, причем в очень категоричной форме. Все это может входить в содержание, в программу психологического изучения мотивации у школьников;
При оценке состояния учебной деятельности, умения учиться и мотивации учения у отдельных школьников, учителю важно соотнести их с некоторыми возрастными эталонами.
Младший школьный возраст
характеризуется первичным
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет -
Опоздавшим места нет! Контрольно-оценочные действия осуществляются пока в простейших формах: в виде итогового контроля по результату сделанной работы. Мотивация учения в младшем школьном возрасте также развивается в нескольких направлениях:
1. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям).
2.Учебно-познавательные
мотивы (интерес к способам
3. Самообразование
(интерес к дополнительным
Широкие социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, что делает социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем проявлении.
В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида действий к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и затем контрольно-оценочным), что является важной основой самоорганизации учебной деятельности. Происходит- становление прогнозирующих, планирующих форм контрольно-оценочных действий. Это дает возможность корректировать учебную работу до начала ее выполнения. В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. Укрепляются не только познавательные мотивы, но и учебно-познавательные, для которых характерен интерес к способам приобретения знаний. Мотивы самообразования в этом возрасте поднимаются на следующий уровень, наблюдается активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы. Наиболее в этом возрасте ощущаются социальные мотивы учения. Широкие социальные мотивы обогащаются представлениями о нравственных ценностях общества, становятся более осознанными в связи с ростом самосознания подростка в целом. Принципиальные качественные сдвиги возникают и в так называемых: позиционных мотивах учения; при этом существенно усиливается мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде. Например, на уроках физкультуры выбор партнера, единомышленника для выполнения упражнения, задания, во время игры, где совместная работа дает удовлетворение. Во время игры большое значение имеет то, что в команде единомышленники, понимающие друг друга. Такое взаимопонимание увеличивает работоспособность, совершенствует овладение приемами, навыками, дает при контроле высокие результаты. Подростку доступна самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности.
В старшем среднем возрасте возникает потребность и возможность совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за рамки школьной программы. Учебные действия могут перерастать в методы научного познания.
В старшем школьном возрасте широки познавательные мотивы, укрепляющиеся за счет того, что интерес к знаниям затрачивает закономерности учебного предмета и основы наук. Учебно-познавательный мотив (интерес к способам добывания знаний) совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (школьные научные общества, применение исследовательских методов анализа, на. уроке). Мотивы самообразовательной деятельности в этом возрасте связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии. В этом возрасте укрепляются широкие социальные мотивы гражданского долга, отдачи обществу. Социальные позиционные мотивы становятся более дифференцированными и действенными за счет расширения деловых контактов школьника со сверстниками и учителем. Происходит рождение новых мотивов профессионального и жизненного самоопределения, при постановке учиться исходить из планов своего индивидуального самопознания. Возрастает умение оценить реалистичность целей, что прямо связанно с процессами жизненного самоопределения. При изучении состояния мотивации каждого конкретного ученика учитель может соотносить его реальные достижения (в учебной деятельности мотивации) с этими возрастными характеристиками и делать вывод о еще нереализованных особенностях этого ребенка, которые могут быть актуализированы в пределах возможностей его возраста. При проведении практической работы по формированию элементов учения и учебной деятельности учителю желательно опираться на достижения предыдущего возраста:
1.Широкие познавательные и социальные мотивы у них сформированы;
В ходе изучения школьников убедиться, что из позитивных особенностей предыдущего возраста еще не сформировано, и учесть это при планировании индивидуальной работы;
2. Стремиться стабилизовать
потенциальные возможности
В ходе работы с каждым возрастом учителю важно также подготовить «почву» и для последующего возраста, т.е. ориентироваться не только на научный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов и учебной деятельности.
Средства формирования мотивации учения
При формировании мотивации учителю необходимо соблюдать ряд требований. Во-первых, формирование мотивации следует начинать с диагностики мотивационной сферы, с выявления исходного состояния мотивации учения у большинства учащихся. Постановка целей воспитания мотивации является вторым важным требованием научно обоснованного процесса ее воспитания. Третье требование - отбор и применение педагогических средств воспитания мотивации.
К педагогическим средствам воспитания можно отнести приемы побуждающего воздействия, связанные с содержанием учебного материала, методами и формами обучения, наглядными и техническими средствами обучения, дидактическими материалами, личностью преподавателя, общественным мнением группы (коллектива). В воспитании мотивации невозможно отдать предпочтение тому или иному средству, потому что они разноплановы и одно средство никогда не сможет заменить другое.
Есть мнение, что достичь желаемых результатов можно, если использовать на практике все имеющиеся средства, однако ясно, что не всякая совокупность средств может обеспечить наилучший результат при малых затратах сил и времени как преподавателем, так и учащимися.
Для воспитания необходимо рациональное использование таких средств и их сочетаний, которые за малый промежуток времени могут обеспечить максимальный в данных условиях результат в развитии мотивации. А для этого каждому преподавателю необходимо знать воспитывающие возможности средств, которыми он располагает в конкретных условиях: содержания учебного материала, организации учебной деятельности учащихся, взаимоотношений, которые складываются в учебном процессе между педагогом и учащимися, а также внутри коллективных отношений.