Мозг и психика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:38, доклад

Описание работы

Основой функционирования психики является деятельность центральной нервной системы.
Благодаря исследованиям испанского гистолога Рамона-и-Кахала, швейцарского психиатра Фореля и Бехтерева, было установлено, что вся нервная система состоит из самостоятельных единиц - нейронов, то есть нервных клеток с отростками. Нейрон выполняет целый ряд важнейших функций, в число которых входят: воспринимающая, интегративная, мнестическая, проводниковая, передающая.

Файлы: 1 файл

Мозг и психика.docx

— 24.21 Кб (Скачать файл)

Мозг и психика 

Основой функционирования психики  является деятельность центральной  нервной системы.

Благодаря исследованиям  испанского гистолога Рамона-и-Кахала, швейцарского психиатра Фореля и  Бехтерева, было установлено, что вся  нервная система состоит из самостоятельных  единиц - нейронов, то есть нервных клеток с отростками. Нейрон выполняет целый  ряд важнейших функций, в число  которых входят: воспринимающая, интегративная, мнестическая, проводниковая, передающая.

Центральная нервная система  состоит из спинного и головного  мозга. Головной мозг состоит из мозгового  ствола, мозжечка и двух полушарий, в которые входят кора и подкорковые  структуры (обонятельный мозг и базальные  ганглии).

Кора головного мозга - самое позднее в эволюционном и высшее в функциональном отношении  образование нервной системы. Кора покрывает мозг со всех сторон, она  имеет множество борозд и извилин, что позволяет ей занимать большую  поверхность. На срезе она своим  серым цветом отличается от белого вещества мозга, состоящего из нервных  волокон. Серый цвет коре придают  образующие ее нервные клетки. Каждое полушарие состоит из четырех  долей: лобной, височной, теменной и  затылочной. Кора осуществляет анализ и синтез сигналов, поступающих из внешнего мира и внутренней среды  организма. В коре имеются проекционные и ассоциативные зоны. Проекционные зоны связаны с нейронами подкорковых  центров. Ассоциативные зоны не имеют  непосредственной связи с подкорковыми центрами, но связаны двусторонней временной связью с проекционными  центрами. Именно они играют важную роль в осуществлении высшей нервной  деятельности.

Важным является вопрос о  функциональной локализации в коре больших полушарий. Основу современного учения о локализации функций  заложил французский врач Брока, открывший в 1861 г. моторный центр  речи. Через четверть века Вернике  обнаружил центр понимания речи. В настоящее время известны такие  проекционные центры, как центры общей  чувствительности, кинестетической  чувствительности, слуховой, зрительной, вкусовой, обонятельной, вестибулярной  чувствительности и др. К ассоциативным  центрам относятся акустический центр речи, двигательный центр речи, центр зрительного анализа письменной речи, двигательный центр письменной речи и др. Проблему локализации  нельзя понимать слишком упрощенно, будто найденные области сами по себе ответственны за то или иное психическое явление, сами, без участия  других отделов ЦНС, выполняют эту  функцию. Любая функция является результатом целостной работы мозга. Сложные психические процессы реализуются  совместной деятельностью целой  системы органов, то есть сложной  функциональной системой. Даже относительно простое произвольное движение реализуется  сложной функциональной системой, включающей целый комплекс как чувствительных (афферентных), так и двигательных (эфферентных) импульсов. Принципы функциональной организации работы ЦНС были разработаны  Лурия. Согласно его концепции в  ЦНС выделяется три основных блока, каждый из которых выполняет свои функции в организации психической  деятельности.

Первый блок - блок тонуса коры, или энергетический блок, в его состав входят образования верхних отделов ствола мозга, ретикулярной формации и древней лимбической коры.

Основная функция этого  блока - поддержание тонуса коры, обеспечение  и поддержание внимания, отбора импульсов. Он оказывает постоянное активирующее влияние на кору больших полушарий. Основными источниками активации  является приток импульсов из внешней  среды и их активирующее влияние, распространяющееся через неспецифическую  проводящую систему. Вторым, не менее  важным, источником являются обменные процессы в организме (деятельность дыхательной, пищеварительной систем, углеводный, белковый обмен и др.), составляющие основу биологических  влечений. Кроме того, значительная часть активности человека обусловлена  намерениями, планами, программами  поведения. В этом случае существенную роль играют нисходящие кортикоретикулярные  связи. Первый блок не участвует в  приеме и переработке информации, он обеспечивает необходимый уровень  активности для того, чтобы эта  деятельность осуществлялась. Нарушения  функционирования первого блока  ведут к изменению тонуса и  активности, что проявляется либо в чрезмерном возбуждении, либо в  снижении работоспособности, вялости, сонливости, вплоть до потери сознания и комы.

Второй блок - это блок приема, переработки и хранения информации. Он включает так называемые задние отделы коры, то есть теменные, височные, затылочные и, в отличие от первого блока, имеет модально-специфический характер, характер деятельности и ее нарушений четко определяются локализацией. Здесь находятся центры зрительной, слуховой, тактильно-кинестетической чувствительности. Основная функция этого блока, как следует из его названия - прием, переработка, хранение информации. Области, составляющие этот блок, имеют сложное иерархическое строение и состоят из надстроенных друг над другом корковых зон трех типов:

  1. первичных, или проекционных (имеющих двусторонние связи с подкоркой. Сюда поступают импульсы с периферии и отсюда направляются импульсы на периферию. Здесь осуществляется первичный анализ раздражителей);
  2. вторичных (или проекционно-ассоциативных). Они реагируют на комплекс модально-специфических раздражителей, некоторые из них имеют мультимодальный характер. Эти зоны объединяют отдельные раздражители в сложные динамические синтезы;
  3. третичные зоны (или зоны перекрытия) являются специфически человеческими и наиболее поздно развивающимися в онтогенезе. Они обеспечивают сложные формы психической деятельности, требующие совместного участия многих зон. У больных с поражением этих отделов мозговой коры нарушаются сложные формы деятельности. Различая отдельные предметы и звуки, больные испытывают затруднения при ориентировке в пространстве, путают направления, испытывают трудности в понимании сложных грамматических структур, в логических операциях, включающих сложные направления.

Третий блок осуществляет программирование, регуляцию и контроль поведения. В него входят передние отделы больших полушарий. Ведущее место занимают лобные доли вместе с восходящими и нисходящими связями с ретикулярной формацией. Исследования Лурия и его учеников показали, что двустороннее поражение лобных долей приводит к неспособности сохранять сложные программы и цели действий, тормозить не соответствующие программам импульсы, устойчиво концентрировать внимание на задаче. Поведение таких больных начинает регулироваться не внутренними целями, а любыми случайными внешними импульсами, утрачивается критика к своим действиям и способность осознавать ошибки и исправлять их. То есть лобные доли играют важную роль в программировании, регуляции и саморегуляции поведения человека. Основная функция психики - управление поведением и эмоциональным состоянием человека. Управляющая функция психики имеет природные основания в организме и психике. Жизнедеятельность каждого организма есть, по выражению Бернштейна, не уравновешивание его со средой и с падающим на него потоком стимулов, а активное преодоление среды, определенное моделью потребного будущего. В блок-схеме управления движениями, разработанной Бернштейном, выделены основные блоки приема, переработки информации, программно-задающий блок. Управление предполагает достижение заданной программой результата произвольного движения. Это достигается устранением рассогласования между программируемым и реальным результатом. Степень рассогласования устанавливается блоком сличения информации, поступающей от программно-задающего блока, и информации, поступающей по каналам обратной связи (эффектор - рецептор). В физиологической основе организации управления движением лежит рефлекторное кольцо, а не рефлекторная дуга. Распространение этой схемы на более сложные акты целенаправленного поведения привело к включению в управление второй сигнальной системы и сенсорного синтеза, предполагающего анализ и интеграцию информации от всех рецепторов до осуществления сличения.

Более сложная модель управления предложена Анохиным в рамках концепции  функциональной системы. В функциональной системе выполняется несколько  стадий информационных преобразований: афферентный синтез, принятие решения, реализация решения. В афферентном  синтезе представлена информация о  потребности организма (доминирующая мотивация), внешней ситуации (обстановочная  афферентация), прошлом опыте (память) и пусковая афферентация (как степень  критичности ситуации). Пусковая афферентация достигает центральных механизмов афферентного синтеза через анализаторные  системы и через ретикулярную формацию. Принятие решения осуществляется как выбор конкретного поведенческого акта. Далее формируется акцептор действия, то есть предполагаемая модель, образ результата действия. На основании  акцептора строится программа действия.

 

 

****** 
Мозг и психика человека 
 
Материальной основой психического выступает головной мозг, как особым образом организованная материя. Все попытки идеализировать психику и рассмотреть ее особенности вне мозга не увенчались успехом, они не выдерживают критики, но следует напомнить, что: 
1. не всякая материя обладает свойствами психического. Носителем психического выступают такие нейрофизиологические процессы, которые происходят, протекают в головном мозге, но эти процессы хотя и являются материальной основой психики, но не тождественны ей; 
2. выступая свойством мозга, психика неотделима от этой материи и не существует вне ее. Психическое вторично по отно-шению к материи. Через взаимодействие человека с окружающей его материей и духовной объективно существующей и в различ-ных формах проявляющейся (социальной, физической, химиче-ской, биологической, духовной) средой и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического. 
Для понимания психики человека, ее материальных основ, важно уяснить ряд фундаментальных положений физиологии высшей нервной деятельности, физиологии головного мозга, нервной системы человека. Функционально нервная система че-ловека выполняет две основные задачи: 1. обеспечивает взаимо-связи и координацию органов тела и различных физиологических систем организма человека; 2. обеспечивает взаимодействие ор-ганизма, как целостной системы со средой. 
Нервная система человека имеет определенное строение: 
1. первичным элементом нервной системы является нервная клетка (нейрон). В большинстве своем нейроны специализированы и решают задачи: проведения нервных импульсов от рецепторов к центральной нервной системе («сенсорный нейрон»); проведения нервных импульсов от ЦНС к органам движения («двигательный нейрон»); проведения нервных импульсов от одного участка ЦНС к другому («нейрон локальной сети»). Связь организма со средой является функцией не отдельных клеток, а нервной системы в целом. 
2. по расположению в организме и функциям нервной сис-темы делится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из отдельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющих в основном проводниковую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (рецепторов) в центр и от него к исполнительным органам. ЦНС состоит из головного, промежуточного и спинного мозга. 
Основная функция головного мозга – управляющая, обра-ботка поступившей от периферии информации и выработка «ко-манд» исполнительным органам. 
Рассмотрим строение головного мозга. Головной мозг со-стоит из переднего, среднего и заднего мозга. В области затылка спинной мозг переходит в продолговатый мозг, в котором сосре-доточены центры управлением дыханием, сердечной деятельно-стью, работой желудка, кишечного тракта. В продолговатом мозге находится четвертый желудочек головного мозга. 
Продолговатый мозг переходит в средний мозг. В нем рас-положены ядра зрения и слуха и осуществляется координация работы этих органов чувств. 
Средний мозг переходит в промежуточный, в котором нахо-дятся центры вегетативной нервной системы, центры желез внут-ренней секреции: гипоталамус – координатор функций всех желез; гипофиз – управляет обменом веществ в организме. Здесь же находится третий желудочек головного мозга. 
Выделяют также конечный мозг. Это два полушария, а также кора больших полушарий (неокортекс и кортекс, состоящее из тел нервных клеток – серое вещество), подкорка и белое вещество – отростки нервных клеток. Здесь же находятся два боковых желудочка головного мозга. Особую роль играет мозжечок, осу-ществляющий координацию движений, пластику тела, обеспечи-вающий тонус организма. 
Кора головного мозга и подкорковые структуры, входящие в передний мозг, осуществляют высшие психические функции, связанные с мышлением и сознанием человека, осознанием своего «Я», ценностей бытия, жизни. 
В головном мозге выделяются важнейшие структуры, имеющие прямое отношение к психической деятельности чело-века, к его психическим процессам, состояниям, свойствам: тала-мус, гипоталамус, мост, мозжечок, миндалина, неокортекс (лобная кора), гиппокамп. В генезисе поведения человека эти структуры выступают как генераторы желаний, потребностей, человека. 
Ведущую роль в создании высших психических функций играет кора головного мозга. Она представляет собой серое ве-щество, состоящее более чем из 15 млрд тел нервных клеток и имеет 7 слоев. Она состоит из новой коры, новообразований го-ловного мозга (неокортекса) и старой коры, старообразований (кортекса). 
В коре головного мозга выделяют: 
- лобные доли, поля головного мозга. В них находятся дви-гательные центры, речевой центр, осуществляется аналитическая деятельность мозга, моторика речи; 
- височные доли, поля головного мозга. Здесь находятся цен-тры слуха, вкуса, обоняния, понимания речи. В понимании речи принимают участие и лобные доли. В этой же части головного мозга, в его медиальной (внутренней) поверхности находятся центры радости, горя, удовольствия, страха, безопасности, сексу-ального влечения; 
- теменные поля обоих полушарий отвечают за боль, тепло, холод, острое, тактильное. Здесь же находится центр музыкаль-ного понимания; 
- затылочные поля, доли осуществляют анализ зрительной информации (свет, цвет). 
Нервная система человека функционирует как единое целое. Это относится и к ее ведущему элементу – головному мозгу. 
Основным механизмом высшей нервной деятельности, ко-торый обеспечивает правильную реакцию и установление равно-весия между организмом и средой, является рефлекс как ответная деятельность организма или органа на воздействие внешней или внутренней среды при участии центральной нервной системы. Рефлексы делятся на условные и безусловные. Безусловные реф-лексы природообусловлены и действуют постоянно, обеспечивают ритм дыхания и сердцебиения, терморегуляцию тела, сужение и расширение зрачка глаза, кровенаполнение сосудов. Условные рефлексы формируются как ответ на те или иные особенности жизнедеятельности человека, обеспечивающие его приспособле-ние к изменяющейся среде. Условные рефлексы – это физиологи-ческая основа знаний человека. 
Условия жизнедеятельности человека обычно более или ме-нее стабильны, и потому система раздражителей также более или менее устойчива. Благодаря этому у человека формируются ус-ловные рефлексы, связанные в одно целое – динамический сте-реотип. Это довольно прочное образование, мало поддающееся изменениям и выступающее физиологической основой навыков, привычек, черт характера. 
Система условных рефлексов, которая обеспечивает пра-вильное реагирование на непосредственные раздражители, идущие через органы чувств (зрение, обоняние, осязание и т.д.), называется первой сигнальной системой. В процессе развития у человека сложилась вторая сигнальная система, сигналом или раз-дражителем которой является понятие, существующее в виде слова. Вторая сигнальная система работает на основе первой. Их различие не автоматическое, а функциональное. 
Головной мозг человека устроен ассиметрично. Левое по-лушарие управляет правой частью тела человека, а правое – левой. У подавляющего большинства людей (у правшей) левое по-лушарие выполняет функции анализа, синтеза, сравнения, уста-новления взаимосвязей между предметами и явлениями, отдель-ными сторонами объективной действительности. Его деятельность связана, прежде всего, с работой второй сигнальной системы, речи человека, слова, понятийного, категориального аппарата человека. Это рациональное, логическое, мыслительное полушарие. 
Правое полушарие у большинства людей наглядно-образное, эмоциональное. Информация поступает сюда через не-посредственное восприятие человеком действительности с по-мощью зрения, слуха, обоняния и т.п. целостно и во всей воспри-нимаемой совокупности внешних связей и проявлений окру-жающего человека мира. Объем информации, идущий в правое полушарие через органы чувств человека, несравненно больший, чем объем информации, поступающий в левое полушарие. При этом значительное количество информации поступает в правое полушарие, минуя сознание человека, на неосознаваемом уровне восприятия. Отсюда хорошая интуиция у «правополушарных» людей. 
Люди с более развитым и определяющим своеобразие их психической жизни левым полушарием головного мозга по срав-нению с правым (мыслительный тип) успешнее осуществляют деятельность, связанную с наукой, конструированием технических устройств, деятельностью в области политики, военно-оперативного искусства, юриспруденции, руководства. Они вро-жденные материалисты и атеисты, у таких людей абстрактно-логическое мышление преобладает над чувственным пониманием жизни. 
Люди, у которых более развито и играет ведущую роль в жизнедеятельности правое полушарие (художественный тип) бо-лее успешной является деятельность в области различных ис-кусств. Они опираются на чувства. О человеке судят по делам, а не по красивым словам. Восприятие мира изначально строится на эмоциональном уровне, в его системном и целостном виде, а уж потом оно осмысливается. «Правополушарные» люди более под-вержены сомнениям, колебаниям, мукам совести, этическим пе-реживаниям. У них богатая интуиция и способность на неосозна-ваемом уровне чувствовать проявляющийся дискомфорт среды. Правополушарные дети плохо учатся, труднее поддаются про-граммированию, принятию социальных норм, правил. «Левопо-лушарные» - легко подчиняются дисциплине, быстро усваивают правила поведения. 
Большинство людей имеют смешанный тип высшей нервной деятельности: у них функционально деятельность обоих по-лушарий находится в своеобразном равновесном состоянии. При этом в разных ситуациях доминирующую роль может играть лю-бое из полушарий. 
Таким образом, своеобразие психической жизни человека определяется субъективным восприятием действительности, на-ходящимся в зависимости от функционирования всей нервной системы, от преобладания того или иного полушария головного мозга, что обуславливает своеобразие индивидуальности человека, его опыта и всей психической жизни в целом.


Информация о работе Мозг и психика