Музейная педагогика как средство формирования духовных ценностей младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием.

Содержание работы

1 Музейная педагогика в современном образовательном
процессе. 4
Становление и развитие музейной педагогики.
Культурно - образовательная деятельность школьного музея. 9

2 Духовные ценности современного школьника. 12
Понятие нравственно - духовные ценности.
Духовные ценности младшего школьника. 15 Занятие в музее 18
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2Духовные  ценности младшего школьника.

«Личность тоже «производится» - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности».

 

А. Н. Леонтьев

 

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно -досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всем}', что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей!

Наши педагоги, изучая все лучшее, что было наработано в практике, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, . интеллектуально развитую личность. Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны.

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако,   чтобы   вся  эта   система  воспитательных  мероприятий  была

 

 

 

 

 

 

 

 

эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

В школьном музее можно проводить уроки, беседы, внеклассные занятия по патриотическому и нравственному воспитанию, встречи с интересными людьми, классные часы, праздники посвященные "Дню Победы", литературные вечера, "Дни духовности и культуры" Для выявления уровня развития духовно - нравственных качеств у младших школьников надо было выяснить категориальную структуру нравственности. Для этого мы провели беседу.

В самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху - «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, было выделено 10 категорий: Счастье, свобода, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, дружба, добро, зло, милосердие, долг.

Затем мы попросили младших школьников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Из опрошенных было 13 учеников 4 класса. Из них 6 мальчиков и 7 девочек. Опрос проводился индивидуально.

Статистика ответов детей представлена в табл. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, учениками проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость».

Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».

В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано, прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые ученики включили «добро» в дихотомию: «добро - это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.

Несмотря на то, что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большой интерес у младшего школьника вызывает экскурсия по историям Петрозаводского Педагогического колледжа, и они очень хорошо понимают роль Петрозаводского Педагогического колледжа в становлении и развитии учительского корпуса Республики Карелия.

Экскурсия «Портфель школьника 20 столетия» началась с того, что мы обратили внимание детей на экспозицию «Портфель школьника 20 столетия», познакомили учащихся со школьной формой и школьными принадлежностями учеников советской школы. Детям было рассказано о том, что практически все учащиеся с советской школе были членами пионерской организации, которая имела свои особенности и традиции. Затем познакомили их с основными атрибутами пионерской организации: горном, барабаном, галстуком. А после этого дети попробовали и прогорнить, а также научились завязывать пионерский галстук.

Ребятам так понравился наш рассказ, что они захотели узнать, как учились их мамы и папы. А для того, чтобы наш рассказ был более интересным, мы предложили им выполнить задания аналогичные тем, которые когда - то решали их родители.

Особый интерес для детей представили такие принадлежности как перо и чернила, которыми впоследствии ребята пробовали написать предложенный им текст.

В ходе нашего занятия у детей возникло много вопросов по истории колледжа.

По окончанию экскурсии школьникам было предложено ответить на пару вопросов. Ребята подошли к выполнению задания очень серьезно, с большим интересом. По нашему мнению ребята справились с работой очень хорошо, Через свои высказывания и рисунки они выразили свои впечатления от посещения нашего музея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги - ученые. Но и сейчас она актуальна. Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников мы изучили психолого - педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыли особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, изучили методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности, произвели исследование в 4г классе ГОУ Гимназии №17 г. Петрозаводска. В исследовании участвовали 13 человек. Школьники посетили музей Петрозаводского Педагогического колледжа, где состоялась занятие по истории образования Республики Карелия. Материалом стала экспозиция «Портфель школьника прошлого столетия».

Исследование проблемы влияния школьного музея на формирование духовно - нравственных понятий младшего школьника показало, что музей как культурно - образовательная среда воспитывает любовь к Родине, к своему краю, гордость за трудовые и боевые подвиги старших поколений, чувство причастности к истории своего края, города, страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М.,2004.
  2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах - М.: 2004, т.4.
  3. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М: Просвещение, 1996;
  4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). -М. :Педагогика, 1989.
  5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М.,2000.
  6. Даль В.И. Толковый словарь живого велико русского языка. - М.: 2005, т.11.

7) Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика» .//Народное 
образование.2003 .№9-10.

  1. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
  2. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагогика, 1998, №7;

10) Краткий словарь по философии. - М.:1992.

11) Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего 
школьника:    Кн.       для       учителя.   -   М.:    Просвещение,    1988;

  1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет.М.,2004.
  2. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. - М: Просвещение, 2006.
  3. Леднев B.C. Духовно-нравственная культура в образовании человека / B.C. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании - 2002 - №6 - С. 3-6
  4. Музей и образование: Обзорная информация.М., 1989.

16) Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического 
профиля. М.,1988.

  1. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика - М.,2001.
  2. Ожегов СИ. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 2002.
  3. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002.
  4. Штольц X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер с немецкого. - М.: Просвещение, 1996;

21) Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера 
личности // Классный руководитель. 2003. - № 4

22) Ресурсы Интернет: 
www.portalus.ru 
www.znb.rsu.ru 
www.eduhmao.ru

 

 

 


Информация о работе Музейная педагогика как средство формирования духовных ценностей младшего школьника