Музыкальное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:54, реферат

Описание работы

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей.

Файлы: 1 файл

Речевой аппарат и его работа.docx

— 32.68 Кб (Скачать файл)

Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии  детей, дает возможность им получить общее эстетическое, моральное и  физическое развитие. Она концентрирует  внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливая эффект выполняемых  упражнений, и улучшает педагогический процесс.

Педагоги дошкольных учреждений должны воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную  отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей жизни.

Содержание музыкального воспитания, сформулированное в «Программе воспитания и обучения в детском саду», предусматривает:

- воспитание у детей  восприимчивости, интереса и любви к  музыке;

- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

  -приобщение детей  к разнообразным видам музыкальной  деятельности (слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах); что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности. На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса.

Музыкальное воспитание детей  должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку  музыки, способности к эмоциональному отклику, ассоциативному художественно-образному  представлению, а также на активизацию  музыкально-слуховых способностей и  потребности слушать музыку.       

Развитие ритмического слуха  является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и  с радостью участвовать в различных  видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально-дидактических играх и т.д.

Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:

-помогает развитию музыкальных  способностей и обогащает эмоциональный мир детей;

-развивает познавательные способности;

-воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

Таким образом, выбранную  тему исследования мы считаем актуальной.

Общая характеристика музыкально-ритмической деятельности дошкольников

 

Объединяющим началом  музыкально-двигательного комплекса  на современном этапе является ритмика, впитывающая в себя все части  работы и дающая многочисленные способы  проработки всех отделов музыкально-двигательного  воспитания. Музыка и ритмика находятся  в самом тесном единении с законами ритма. Движения регулируются ритмом, сливается деятельность слуховых, зрительных и моторных центров, развивает умение распоряжаться своими силами под  влиянием моторного раздражителя. Музыкально-ритмические движения являются большим организующим началом, физическим воспитанием, дают двигательные навыки, пригодные для оздоровления жизненного процесса. Само движение становится не только логически последовательным, но сознательным, осмысленным, выразительным. Ритмика исходит из законов движения человеческого тела в пространстве. Базируется она на законах музыкального ритма. Для достижения положительных результатов движение должно быть организовано, точно дозировано в распределении времени, пространства и силы. Таким организатором является музыкальный ритм. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Спокойный, плавный характер пляски, напротив, позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми. Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа - все это может отражаться и в движении. Художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление, развертывается рисунок построения, чередуется индивидуальная и групповая его последовательность. Принцип контрастности и повторности в музыке вызывает по аналогии контрастный характер движения и его повторность. Несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами. Динамические, темповые обозначения - изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движений. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает ему особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов.

Главное - это искусство  движения, которое даёт расширение педагогических возможностей, решения  задач педагогики - воспитания, обучения и образования. Неважно, какое определение  даётся этому направлению - ритмика, гимнастика. Необходимо, и это очень  важно, понимать, что движение вторично, на первом плане - музыка. Ведь иногда музыку рассматривают как сопровождение  при занятиях хореографии, гимнастики, акробатики и т.д. Эта позиция  неверна. Ведь даже при нетрадиционном лечении, как правило, звуки музыки начинают и сопровождают лечебные занятия (психотерапия, аутотренинг, рефлекторная терапия, лечение движениями рук и др.).

Ритмика -- один из видов музыкальной  деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Вопрос о соотношении  музыки и движения в ритмике был  решен однозначно: музыке отводится  ведущая роль, движению-- второстепенная. Вместе с тем специалисты сделали важный вывод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей.

В мировой практике музыкального воспитания по-прежнему используется термин «ритмика», поэтому возможно и целесообразно признать его и в дошкольном воспитании.

Цель и задачи ритмики. Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств выразительности, формы), ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Задачи ритмики:

· учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и  выражать их в движениях, согласовывать  движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

· развивать основы музыкальной культуры;

· развивать музыкальные  способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

· учить определять музыкальные  жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать  простейшие музыкальные понятия (высокие  и низкие звуки, быстрый, средний  и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);

· формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям  в игре, танце, хороводе и упражнении;

 

· развивать творческие способности: учить оценивать собственное  движение и товарища, придумывать  «свой» игровой образ, персонаж и  «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Задачи эти успешно  решаются, только если используются подлинно художественные произведения. Репертуар  может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).

Рассмотрим динамику развития музыкально-ритмических и двигательных навыков у детей дошкольного возраста.

Виды ритмики тесно  связаны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками  движений для ритмики принято  считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.

Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), общеразвивающие (без предметов  и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).

В ритмике используются несложные  элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций. ритмика музыкальный игра движении

Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий, и т. д.

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики: 1) музыкально-ритмические упражнения; 2) танцы, пляски, хороводы; 3) музыкальные игры.

Музыкально-ритмические упражнения условно можно разделить на подготовительные и самостоятельные. К первым относятся упражнения, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений. Так, дети учатся ритмично, непринужденно выполнять «пружинку», поскоки с ноги на ногу, прямой галоп, подпрыгивать на двух ногах и т. д. В дальнейшем эти движения включаются в игры, пляски и хороводы, и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов, персонажей (зайчики, лошадки, петрушки и др.). Например, в средней группе упражнения «Пружинка» (русская народная мелодия), «Веселые мячики» (музыка М. Сатулиной), «Сапожки скачут по дорожке» (музыка А. Филиппенко) помогают детям усвоить игру «Лошадки в конюшне» (музыка М. Раухвергера): ребята начинают легко, ритмично, с настроением «скакать» под динамичную, стремительную музыку.

Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений немного. К ним относятся «Всадники» (музыка В. Витлина), «Вертушки» (украинская народная мелодия), «Упражнение с лентами» (музыка В. А. Моцарта), «Насмешливая кукушка» (австрийская народная мелодия). Этот тип упражнений по сравнению с предыдущими имеет более законченную форму; вместе с тем в нем еще нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев.

Следующий вид ритмики--танцы, пляски, хороводы. Обычно их делят на две группы: зафиксированные и свободные.

 

К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного, бального танцев, хороводных построений. Это, например, «Пляска с платочками» и «Круговая пляска» (русские народные мелодии), «Парная пляска» (чешская народная мелодия «Аннушка») и «Дружные тройки» («Полька» И. Штрауса), хороводы «Елочка» (музыка М. Красева) и «Веснянка» (украинская народная мелодия) и др. Особое место в этой группе занимает характерный танец--плясовые элементы в нем соответствуют движениям различных персонажей в свойственной им манере (клоуны, снежинки, котята, мишки, пингвины и др.).

К свободным танцам относятся  все те пляски и хороводы, которые  придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. Вначале  педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать  под ту или иную музыку в соответствии с ее характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого  создают «свою» пляску. Это «Зеркало» (русская народная мелодия), «Танцуйте, как я» (музыка В. Золотарева), «Мы  веселые матрешки» (музыка Ю. Слонова) и др.

Музыкальная игра (третий вид  ритмики) как разновидность игровой  деятельности в детском саду - важный метод музыкального развития. Музыка усиливает эмоциональную сторону  игры, погружает ребенка в мир  сказочных персонажей, с родными  традициями - все это углубляет  восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.

Музыкальные игры делятся  на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под  пение (хороводы и инсценировки). В  сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных -- выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, ее выразительными средствами (темп, динамические оттенки, метроритм, форма произведения). Например, в сюжетной музыкальной игре «Зайцы и лиса» (музыка С. Майкапара) дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей: вкрадчивый, легкий бег лисы и высокий, мягкий бег с остановками и кружением (на подпрыгивании) зайца и т. д. В несюжетной игре «Игра с бубнами» (польская народная мелодия) ребята меняют движения на малоконтрастные части пьесы и динамические оттенки; кроме того, плавный характер мелодии передают в неторопливом беге танцевального характера.

В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных  хороводных построений (парами, шеренгами, кругами со сменой направления). Например, в игре «Ворон» (русская народная прибаутка) основная задача - передать сказочный образ ворона «в красных  сапогах, позолоченных серьгах», в пляску которого включены элементы русского народного танца: кружение дробным  шагом, выставление ноги на пятку. В  игре использовано также построение в круг (уменьшается и расширяется): дети идут к центру и возвращаются на свои места дробным шагом. При  разучивании этой игры внимание ребят  обращают и на нарастание динамики звучания, вариационную форму в аккомпанементе пьесы. (Фортепианную партию следует  сыграть отдельно.) Для ощущения многократно повторяющегося ритмического рисунка (с небольшим изменением в последней вариации) детям предлагают похлопать, походить под музыку. Вся  работа над отдельными средствами выразительности  помогает углубить восприятие образа ворона в прибаутке и ярко передать его в движения


Информация о работе Музыкальное воспитание