Наглядные средства обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 03:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Исследование особенностей использования средств обучения на уроках по предмету «Маркетинг» и эффективность их применения.
Задачи исследования. Исходя из целей, были выдвинуты следующие задачи исследования.
•Рассмотреть сущность деятельности педагога профессионального обучения.
•Исследовать характерные особенности и классификацию средств обучения
•Разработать занятия с применением средств обучения на уроках по курсу «Маркетинг».
•Выяснить степень эффективности использования средств обучения относительно конкретного предмета.

Файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Средствами  обучения в педагогике являются абсолютно  все материалы, которыми пользуется педагог при осуществлении учебного процесса.

Актуальность темы заключается в том, что для преподавания любого предмета необходимо использовать определенные средства обучения, которые дают возможность более эффективно познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки. Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные особенности, дидактические функции, то одно пособие не всегда может дать полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого материла. Поэтому средства обучения на уроке используются комплексно. Применение многих средств обучения требует от учителя тщательной подготовки плана каждого урока. Для этого необходимо знания о принципах применения средств обучения и функциях, которые они должны выполнять. Современная педагогика видит смысл средств обучения не только в иллюстрировании преподаваемых знаний, но прежде всего, считает их самостоятельным источником знания, оказывающим глубокое влияние на личность учащегося.

Средства преподавания имеют существенное значение для  реализации информационной и управленческой функции учителя. Этому компоненту процесса обучения посвятили свои научные исследования многие педагоги и ученые. Русский педагог и психолог Выготский Л.С. приводит такие средства обучения, как: речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, произведения искусства и другие. Он утверждает, что средства диктуют всю структуру процесса поведения, знаки преобразуют структуру деятельности, психических процессов, превращая их в системы. Прессман Л.П. отводит особую роль наглядности при обучении, выделяя так же важность и необходимость использования технических средств обучения на уроках. Скаткин М. Н. выделяет, что для совершенствования процесса преподавания необходимо использовать различные средства обучения Во многих исследованиях, подчеркивается, например, в труде советского психолога Занкова Л.В. «Дидактика и жизнь», что учителя недооценивают роль средств обучения, не связывают выбор средств обучения с целями урока, содержанием обучения, особенностями детей. Доктор психологических наук Габай Т.В. в своей работе «Учебная деятельность и ее средства» подчеркивает необходимость комплексного использования средств обучения в учебной деятельности. Хозяинов Г.И. так же рассматривает системность использования средств обучения и делает вывод, что наиболее целесообразным будет включение их в систему обучения, построенную на определенной дидактической концепции. Если рационально  использовать  в  соответствии  с  целями  урока, содержанием обучения, и особенностями  учащихся,   средства обучения, то можно существенно повлиять на  эффективность обучения.

Изучив актуальность данной проблемы, степень исследования средств обучения в педагогическом процессе, необходимо говорить о значимости данной работы на сегодняшний день. Новизна курсовой работы заключается в практическом применении средств обучения на конкретных уроках по «Маркетингу», в  процессе которых был получен результат о том, что именно использование данных средств обучения делает процесс изучения курса «Маркетинг» наиболее эффективным как для преподавателя, так и для учащихся.

Цель  исследования. Исследование особенностей использования средств обучения на уроках по предмету «Маркетинг» и эффективность их применения.

Задачи  исследования. Исходя из целей, были выдвинуты следующие задачи исследования.

  • Рассмотреть сущность деятельности педагога профессионального обучения.
  • Исследовать характерные особенности и классификацию средств обучения
  • Разработать занятия с применением средств обучения на уроках по курсу «Маркетинг».
  • Выяснить степень эффективности использования средств обучения относительно конкретного предмета.

Объект  исследования: средства обучения в деятельности педагога профессионального обучения.

Предмет исследования: процесс осуществления развития учащихся через использование средств обучения на уроках по курсу «Маркетинг».

 Курсовая работа состоит из 2 глав, списка литературы и приложений.

В 1 главе представлен анализ литературных источников по указанной теме. 2 глава представляет собой практическое применение средств обучения на уроках по предмету «Маркетинг».

Методическими материалами, использованными при написании курсовой работы, являются: анализ литературы связанной с темой работы, статьи научных исследователей в данной области и все статистические данные по этой теме. В процессе исследовательской работы были применены такие методы как: наблюдение - получение информации о свойствах и отношениях исследуемых объектов, метод описания, метод классификации, с помощью которого средства обучения были разделены на отдельные группы в соответствии с важным для исследования признаком. Метод обобщения и метод прогнозирования, в результате которого были представлены основные тенденции развития изучаемого объекта. С помощью такого метода как эксперимент была доказана эффективность практического применения средств обучения на урока по курсу «Маркетинг».

 

Глава 1. Использование средств обучения в деятельности педагога профессионального обучения.

1.1 Сущность  деятельности педагога профессионального  обучения.

Профессиональное  обучение - это обучение, целью которого является подготовка учащихся к профессиональной деятельности. Следовательно, чтобы понять, что такое профессиональное обучение, необходимо определить два понятия: «обучение» и «профессиональная деятельность». По мнению доктора педагогических наук, профессора Сластенина В.А., обучение – это самый надежный способ получения систематического образования. Будучи сложным и многогранно организованным процессом отражения в сознании ребенка реальной  действительности, обучение есть ни что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей. [1,с.128]

Профессиональной  деятельностью обычно называется общественно  полезная деятельность взрослого индивида[2,стр.34], которая является основным источником его существования и определяющим фактором его социального статуса. Данное определение можно прокомментировать следующим образом. Во-первых, профессиональная деятельность должна иметь некоторую общественную значимость, то есть прямым или косвенным образом служить интересам общества и способствовать его развитию. Во-вторых, если общество нуждается в профессиональной деятельности тех или иных людей, то оно должно давать этим людям средства существования, то есть оплачивать их труд. Как отмечает кандидат психологических наук Е.М.Иванова[23,с.36], профессиональная деятельность – это сложный многопризнаковый объект, представляющий собой систему, интегрирующим или систематизирующим компонентом которого является субъект труда, и именно он определяет качества системы. «Техническое совершенствование трудового процесса, которое происходит постоянно, вносит серьезные изменения в организационную структуру профессиональной деятельности человека. Изменяются орудия труда, технологический режим, профессиональные задачи, взаимосвязь работников трудового коллектива, нормы выработки и т.д. Объективные изменения конкретного трудового процесса и профессиональной подготовленности специалиста, а также личностные установки, потребности, интересы, индивидуально-типологические особенности обусловливают перестройку психологической структуры профессиональной деятельности человека»

Кроме того, общество всегда будет нуждаться в системе  профессионального образования, поскольку  эта система позволяет постоянно  воспроизводить специалистов, подготовленных в соответствии с актуальными требованиями рынка труда.

Высшее профессиональное  образование выступает как социальный институт в системе общества. Поэтому  его функции должны быть рассмотрены  как в прямом, так и в опосредованном влиянии на все аспекты развития как личности, так и общества.

Таблица 1

Функции профессионального  обучения[24,с.33]

Образовательная

Воспитательная

Развивающая

Формирование  профессионально-технических знаний, умений и навыков; повышение профессиональной компетентности. Формирование опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности

Формирование  профессиональной направленности личности учащихся: потребности в профессиональном труде, устойчивых положительных мотивов  труда, склонности и интереса к профессиональной деятельности. Воспитание профессионально важных качеств личности: самостоятельности, способности принимать решения, творческого подхода к любому делу, умения постоянно учится, способности к сотрудничеству.

Психическое развитие личности учащихся – сенсомоторной, интеллектуальной и эмоционально-психологического потенциала, формирование квалификаций, прогнозирование профессионального роста


Все эти основные функции педагогического процесса тесно связаны и взаимозависимы. Формирование мировоззрения, развитие познавательных и созидательных сил и творческих способностей возможны только на основе усвоения знаний, умений и навыков. В то же время чем выше уровень воспитанности, тем эффективнее обучение, тем выше качество обученности.

      Успешное овладение профессиональной деятельностью, прежде всего, зависит от понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт. Временное занятие без предварительной теоретической подготовки нельзя считать профессиональной деятельностью.

Педагог профессионального обучения дает на уроках теории теоретические знания и формирует на практических занятиях практические навыки, необходимые для работы по специальности. Ему приходиться выполнять много предварительной работы – составлять план урока, намечать использование подходящих методических и технических средств, подготавливать место проведения учебной работы, продумывать принципы оценки результатов учебы. Во время уроков приходиться обеспечивать дисциплину, предупреждать и решать проблемы, учитывать индивидуальные способности и потребности учащихся, а также подбадривать их и руководить ими с целью достижения результатов. К учебной работе относится также анализ и оценка результатов учебы учеников и предоставление обратной связи. [4,с.83]

 Педагог  профессионального обучения, как человек, формирующий профессиональные навыки, должен обладать знаниями, умениями и опытом в преподаваемой им специальности.[3,c. 16] Как педагог он должен обладать широкими знаниями в области психологии и педагогики и строго соблюдать профессиональную этику. Он должен знать организацию системы образования, а также правовые акты, регулирующие преподаваемую им область, требования безопасности труда и гигиены труда, требования школьного делопроизводства, должен быть в курсе политики образования, принципов постоянного обучения, знать о ситуации на рынке труда и в окружающей среде.

Структура педагогического  процесса образуется из органически  связанных элементов: - системообразующим  звеном педагогического процесса является целенаправленная педагогическая деятельность, ее носитель педагог, он определяет цели. Полноправным элементом педагогического процесса является ребенок. Эти элементы инвариантны. Изменяющимся элементом педагогического процесса является его содержание.[25,c.77]Содержание педагогического процесса тщательно подбирается, подвергается педагогическому анализу; обобщается, оценивается с позиции мировоззрения, структурируется, приводится в соответствии с возрастными возможностями детей. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры. Понятие основ человеческого опыта является для педагогики одним из основных и определяющих. Вторым изменяющимся структурным компонентом педагогического процесса является его организационно-управленческий комплекс (формы, методы, средства обучения). 

Педагог профессионального  обучения, как и любой другой педагог, использует в своей деятельности различные средства обучения. Применение средств обучения должно быть методически обоснованно. Целесообразным, достаточно мотивированным использованием какого-то средства обучения, можно считать тот случай, когда не может быть достигнута равная педагогическая эффективность при помощи других, более доступных, средств обучения.[25,с.79]. В каждом конкретном случае должна быть определена цель применения. Цель применения средств обучения может быть как общего характера (информационно-познавательная или психолого-педагогическая), так и дидактическая (ближайшие дидактические цели обучения). Функциональная определенность требует четкого выявления функций, которую могут выполнять средства обучения том или другом случае. Доктор педагогических наук, профессор Э.Г. Скибицкий выделяет такие функции средств обучения как: [4,с.38] 

  1. Компенсаторная: Способствует достижению цели с наименьшими затратами сил,  здоровья и времени обучающегося
  2. Адаптивная: Обеспечивает поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения;  Организацию демонстраций,  самостоятельных работ; Адекватность содержания изучаемого понятия, явления и процесса возрастным возможностям обучающихся, преемственность знаний
  3. Информативная: Способствует передаче различных видов содержательной учебной    информации опосредованно,   например,  проекционная аппаратура,  инструменты и др.
  4. Интегративная: Реализуется при комплексном использовании средств информатизации
  5. Инструментальная: Направлена на технически безопасное и рациональное выполнение действий обучающимися и педагогом; Способствует воспитанию культуры учебного труда
  6. Компенсаторная: Способствует достижению цели с наименьшими затратами сил,  здоровья и времени обучающегося
  7. Адаптивная: Обеспечивает поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения;  Организацию демонстраций,  самостоятельных работ; Адекватность содержания изучаемого понятия, явления и процесса возрастным возможностям обучающихся, преемственность знаний
  8. Информативная: Способствует передаче различных видов содержательной учебной    информации опосредованно,   например,  проекционная аппаратура,  инструменты и др.
  9. Интегративная: Реализуется при комплексном использовании средств информатизации
  10. Инструментальная: Направлена на технически безопасное и рациональное выполнение действий обучающимися и педагогом; Способствует воспитанию культуры учебного труда

Информация о работе Наглядные средства обучения