Народная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:38, реферат

Описание работы

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместе с тем они предполагают, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. А

Файлы: 1 файл

Народная педагогика.docx

— 23.42 Кб (Скачать файл)

Народная  педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание  существует в русском народе столько  же веков, сколько существует сам  народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместе с тем они  предполагают, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что  она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Анализ истории древней  педагогической мысли народов Средней  Азии и Казахстана показывает, что  первые социальные памятники педагогики появились под прямым воздействием народной жизни, народной педагогической культуры. Справедливо утверждение  историков педагогики С. Д. Бабишина и Б. Н. Шитюрова, что «древнерусские мыслители как представители официальной педагогики не могли не учитывать богатейшего опыта воспитания, накопленного соотечественниками ». От «Слова о законе и благодати» Иллариона до «Молния Даниила Заточника» наблюдаются постоянные обращения к мудрости народной педагогической мысли. Эта взаимосвязь является важнейшей чертой произведений XI – XIII в.в.

 

Исследователи древнерусской педагогической мысли  убедительно показали взаимовлияние  и взаимообусловленность официальной  и народной педагогики, которые дополняют  и обогащают друг друга. Если в  официальной педагогики всегда ощущалась  влияние церкви и идеологии господствующих классов, то народная педагогика, хоты и в известной мере подвергалась этим влияниям, в целом выражала думы и чаяния народа, его представление  и воспитании и обучении молодого поколения. Аналогичную картину  преемственности мы наблюдаем и  в истории педагогической мысли  народов Средней Азии и Казахстана.

 

Анализ наследия Ибн Сины ( Авиценны ), Бируни, Джами, Хорезми, Дехлеви, Хайяма, Навои, Фараби, Саади и других просветителей показывает, что их идеи о воспитании в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики : в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью великих людей.

 

Эти учёные выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость  привития молодому поколению высоких  нравственных качеств, воспитания их в  духе любви к труду, уважения к  старшим, дружбы и товарищества, правдивости  и честности. Прогрессивные демократические  идеи великих ученых и поэтов перекликаются  по форме и содержанию с идеями народной мудрости, поэтому они оказывали  большое влияние на формирование педагогической культуры народов Средней  Азии и Казахстана, сохраняя свою актуальность и до наших дней.

 

Народная  мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

 

В сложных  взаимоотношениях с официальной  педагогической доктриной народное воззрение пробивало себе дорогу, выражая мысли и чаяния народа об обучении и воспитании детей –  самого дорогого своего достояния.

 

На путях  исторического развития народ преодолел  косность ложных представлений и  понятий о воспитании. Основы народных воззрений на воспитание и обучение связаны своим происхождением не религии, не магии, не обряду, а трудовой производственной деятельности и житейской  практике самого народа.

 

Если сделать  сопоставительный анализ творчества великих  мыслителей и народного взгляда  на воспитание, то можно увидеть  полное их единство, преимущественно  в виде легко запоминающихся афоризмов. Образное слово, выполняя, с одной  стороны, изобразительно-выразительную, с другой – информационно-коммуникативную  функцию, служила в известной  мере связывающим звеном между назиданиями  мыслителей и богатейшими афоризмами народа.

 

 

Народная  педагогика – совокупное педагогическое знание и

 

воспитательный  опыт народа. Формирование концепции

 

Народная  педагогика и ее характерные особенности.

 

 

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как  социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов  педагогов прошлого и настоящего.

 

Великий чешский  педагог Я.А. Коменский обосновал  идею «материнской школы», опираясь именно на опыт семейного воспитания. Знаменитый швейцарский педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив  опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе. Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития.

 

Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская большое значение придавала развитию речи детей в  семье, особенно в процессе общения  матери с ребенком, она обращала внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения  себя, своих мыслей, своих настроений».

 

А.С. Макаренко  на собственном многолетнем опыте  народного учителя убедился, что  педагогика рождается в живых  движениях людей, в традициях  и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».

 

В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и  важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она  в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся.

 

« О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он.

 

- Я уверен, что народная педагогика –  это средоточие духовной жизни  народа. В народной педагогике  раскрываются особенности национального  характера, лицо народа! Характер  народа, лицо народа, его думы  и чаяния, нравственные идеалы  особенно ярко проявляются в  созданных им сказках, былинах,  легендах, эпосах, поговорках и пословицах.

 

В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам  народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов  написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская народная педагогика». В 1890 году впервые в более широком аспекте  Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики – пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный интерес представляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей. Другой исследователь А. Соболев, проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.

 

Народная  педагогика тесно связана с этнографией  и языкознанием. Проблемы народной педагогики в социально-экономическом  и этнографическом аспекте затрагивались  в целом ряде исследований историков, филологов, этнографов.

 

В советский  период одним из первых к проблемам  народной педагогики обратился известных  этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления  как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право  существования термина и понятия  «народная педагогика». Народная педагогика «не столько система, сколько  сумма знаний, умений», - утверждал  Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков  и приемов, применяемых народом  в целях формирования личности в  определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал, что совокупность народного взгляда, принимаемых народом средств  воздействия на юное поколение в  целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой.

 

Вопросы народной педагогики были предметам исследования ряда ученых: А.Ф. Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Филонова. Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики.

 

Исходя из исследований этих ученых, мы пришли к  выводу, что объектом и предметом  народной педагогики является процесс  воспитания и процесс обучения, а  главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о  человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения.

 

Народная  педагогика, будучи предшественником научной педагогики, в гносеологическом, историческом, логическом, структурном  отношении имеет некоторые своеобразные и характерные особенности. Анализируя содержания и формы памятников народной педагогике, можно выделить ее отличительные  черты.

 

Народная  педагогика исторически сложилась  в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. В эпоху среднеазиатской  античности (III век н.э.) уже были известны образцы художественного народного  творчества. Искусство слова, родившееся в глубокой древности, прежде всего воплотилось в художественном народном творчестве – в сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и других памятниках народной педагогики.

 

Великим педагогом  разных времен и народов в своих  произведениях развивали идеи народности, природосообразности воспитания, широко использовали примеры из народной педагогики как выражение народной мудрости.

 

Поскольку в  основе народной педагогики лежат эмпирические знания, она наряду с практически  достоверными ценными, полезными знаниями, сведениями содержит искаженные, неточные, а порой под влиянием религии  и господствующей идеологии ошибочные  и даже вредные идеи. Например, некоторые  пословицы и поговорки выражают пренебрежительное отношение к  женщине, покорность к проявлениям  социальной несправедливости, рекомендуют  применять физические наказания  в семье и.т.д.

 

Как известно, основой народной педагогики является наивно-реалистическое и стихийно-материалистическое воззрение народной философии. Народ  в основном верно представлял себе материальность мира, проявления причин и следствия, взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе и в обществе, единство формы и содержания, борьбу противоположностей. Когда народ оперирует такими афоризмами, как «В каждой трудности есть легкость», «Даже лучшее зеркало не отражает обратную сторону вещей» и т д, то нельзя не заметить, что но имеет верное представление о диалектике жизни.

 

Присутствие в памятниках народной педагогики элементов  атеизма – свидетельство стихийно-материалистического  воззрения народа. Народ выражал  крайне отрицательное отношение к служителям культа. Например , «Хоть у муллы чалма белая, да нутро черное».

 

Народ имел свое представление о роли среды в  воспитании, не верил в фатальную  наследственность. Люди логически рассуждали: «И от плохого рождается хороший, и от хорошего рождается плохой человек».

 

Народ пристально наблюдал и знал психологические  особенности детей: «Привычка трехлетнего  сохраняется и до восьмидесяти лет», «Ребенка надо воспитывать, пока он в  колыбели».

 

Как и другие произведения фольклора, памятникам народной педагогики присуща также черта  синкретизма. В народной педагогике четких и определенных законов, систематизированных  знаний, точных научных терминов. Терминология народной мудрости хранит в себе отпечаток  листного диалекта, типичных народных примет и выражений. Все это делает язык народной педагогики понятным и близки самым широким слоям трудящихся. Характерно, что многие слова, грамматические формы, уже вышедшие из употребления в живом языке и литературе, продолжают жить в народных афоризмах, причем они не воспринимаются как абсолютно устаревшие, наоборот они успешно выполняют свою функцию. Как отмечает Г.С. Лазутин, «различные факты и явления языка: словаря, синтаксиса, морфологии и фонетики фольклора в своих идейно-эстетических функциях уступают не изолированно друг от друга, а в самом тесном контакте…».

 

Большая сила убедительности, образности, конкретности, эмоциональности достигается не только при помощи эпитетов, гипербол, аллегорий, риторических вопросов и  восклицаний, но и всех средств лексики, синтаксиса, морфологии и фонетики языка. Все это объединяется средствами композиции, ритмики, а в песенных жанрах – и мелодии.

 

Следующая характерная  черта народной педагогики – это  коллективность ее творческих основ. Еще  В.Г. Белинский писал, что «автором русской народной поэзии является сам  русский народ, а не отдельные  лица». А.Н. Веселовский, отстаивая коллективное начало народного эпоса, метко заметил, что народные эпопеи анонимны, как  средневековые соборы».

 

В памятниках народной педагогики неизвестны имена  их творцов. Творческая индивидуальность в фольклоре не свободна в «самовыражении», коллективные и индивидуальные творческие акты здесь разделены временем и  пространством, и люди, вложившие  свое творчество в то или иное произведение, фактически не знают друг друга. Каждый творец чем-то дополнял или изменял  услышанное, но традиционно передавалось лишь то, что интересно всем, запоминалось то, что творчески наиболее удачно и присуще среде в которой оно бытовало.

Информация о работе Народная педагогика