Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 20:28, реферат
Дать определение народной педагогике пытаются многие исследователи: Г.Н. Волков, ЯМ. Ханбиков, А.Ш. Гашимов, Г.Н. Филонов и др. Проанализировав суждения разных исследователей, А.Э. Измайлов и такое определение этого понятия: «Народная педагогика— это совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме как продукт исторического и социального опыта народных масс».
Дать определение народной педагогике пытаются многие исследователи: Г.Н.
Волков, ЯМ. Ханбиков, А.Ш. Гашимов, Г.Н.
Филонов и др. Проанализировав суждения
разных исследователей, А.Э. Измайлов и
такое определение этого понятия: «Народная
педагогика— это совокупность накопленных
и проверенных практикой эмпирических
знаний, умений и навыков, передаваемых
из поколения в поколение преимущественно
в устной форме как продукт исторического
и социального опыта народных масс».
Близкое этому определение дает также
Я.И, Ханбиков: «Народная педагогика—
область эмпирических педагогических
знаний и опыта народных масс, выражающаяся
в господствующих в народе воззрениях
на цели и задачи воспитания, в совокупности
народных средств, умений и навыков воспитания
и обучения».
В этих и других определениях народной
педагогики мы находим ряд общих положений.
Это— эмпирические знания, опыт масс,
совокупность средств, умений и навыков
воспитательной практики, бытующих в народе.
Таким образом, народная педагогика описывает
опыт и относится к средствам и идеям народного
воспитания. Понятие «народной педагогики»
в русскую и российскую педагогику впервые
внесено К.Д. Ушинским.
Народная педагогика имеет ту особенность,
что в ней нет строго сформулированных
законов воспитания, систематизированных
знаний, точных научных терминов и определений.
Это — клад коллективного творчества
разных людей многих поколений, народная
мудрость, которая накапливается веками.
Народный ум как и воспитательный опыт
есть плод наблюдений за развитием детей,
взаимоотношений между детьми, также детьми
и взрослыми. Формулируется это в кратких
изречениях, заповедях, поучительных пожеланиях.
Эти изречения и пожелания выступают как
бы в качестве постулатов и аксиом народной
педагогики. Таковы, например, изречения:
каковы родители — таковы дети; учи дитя,
пока оно лежит поперек лавки; век живи—
век учись и многие другие. Подобные изречения
могут быть краткими напоминаниями и наставлениями
о том, как поступать в некоторых воспитательных
ситуациях: детей наказывай стыдом, а не
кнутом; примеры полезнее наставлений;
строгость учителя лучше ласки отца и
др.
Предметом исследования народной педагогики
и является педагогическая культура народных
масс, выработанная многовековым опытом
человечества и бытующая в народе до наших
дней.
Наряду с понятием и термином «народная
педагогика» утвердился другой термин
— «этиопедагогика», впервые предложенный
Г.Н. Волковым (ныне академиком РАО) в 60-е
годы. Новый термин получил широкое распространение.
Г.Н. Волков объясняет необходимость его
введения тем, что термин «этнопедагогика»
отражает широкое использование в исследованиях
этнографического материала и он лучше
определяет сущность данной науки. «Этнопедагогика
— наука об эмпирическом опыте этнических
групп в воспитании и образовании детей,
о морально-этических и эстетических воззрениях
на исконные ценности семьи, рода, племени,
народности, нации». Этническая педагогика
исследует особенности национального
характера, сложившиеся под влиянием исторических
условий. Народная педагогика относится
к опыту и его описанию, средствам и идеям
народного воспитания, а этнопедагогика
— сфера теоретической мысли, сфера науки
(И.Т. Огородников).
Таким образом, народная педагогика существует
в народных массах, практически проявляет
себя на бытовом уровне, отражает эмпирический
опыт воспитания. Она не осмыслена как
теория, не систематизирована. А этнопедагогика
— это уже обобщенное, теоретическое осмысление
народной педагогики разных национальностей
и народов многих веков.