Научно-педагогическое исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 08:13, лекция

Описание работы

Изменения, происходящие в обществе, в отдельной личности (ее свойствах и качествах, ценностных ориентациях, потребностях, и мотивах деятельности и др.), требуют постоянного совершенствования педагогического процесса.

Файлы: 1 файл

1.методы научно-педагогич исследования.docx

— 29.19 Кб (Скачать файл)

Методы научно –  педагогического исследования

 

План:

  1. Понятия о методах научно – педагогического исследования
  2. Эмпирические методы
  3. Теоретические методы
  4. Условия эффективности применения методов научно – педагогических исследований
  5. Литература
  6. Проверочная работа

 

Понятия:

  • Метод нуччно-педагогического исследований
  • Наблюдение
  • Опрос (интервью, анкета)
  • Экспертная оценка
  • Ранжирование
  • Анализ и синтез
  • Моделирование
  • Эксперимент
  • Изучение продуктов деятельности
  • Обобщение педагогического опыта

 

    1. Понятия о методах научно – педагогического исследования

Изменения, происходящие в  обществе, в отдельной личности (ее свойствах и качествах, ценностных ориентациях, потребностях, и мотивах  деятельности и др.),  требуют постоянного  совершенствования педагогического  процесса.

Для достижения  высоких  результатов необходимо постоянное, целенаправленное и систематическое  изучение практики обучения и воспитания, умение анализировать и прогнозировать результаты деятельности педагога и  школьников, иными словами, необходимо знать особенности методов научно-педагогических исследований и овладеть методикой  их применения. В процесс научно-педагогической деятельности включены не только педагоги-ученые, но и практические работники- учителя.

Метод  нучно-педагогического исследования – совокупность способов и приёмов изучения педагогических явлений и решения педагогических задач.

В современной педагогической науке нет единой классификации  методов научно – педагогических исследований. И всё же большинство  ученых, исходя из логики научного поиска в его  наиболее полном завершенном виде: от эмпирического к теоретическому и от теоретического к прикладному знанию, - склонны подразделять все методы на 2 группы: эмпирические и теоретические ( В И Загвянский, ВВ Краевский, Я Скалкова и др.)

    1. Эмпирические методы

Методы, обеспечивающие возможность  непосредственного познания учебно-воспитательной действительности, педагогических процессов  и явлений.

Наблюдение

Целенаправленное, планомерное  и систематическое восприятие педагогических процессов и явлений. Наблюдение может осуществляться непосредственно  с помощью органов чувств наблюдателя  или опосредованно (косвенное восприятие) – через описания явления  другими, непосредственно наблюдавшими его  людьми.

Этот метод может использоваться как самостоятельно, так и в  качестве составной части более  сложных методов (например, педагогического  эксперимента, интервью и др.)

Специфической чертой наблюдения как метода является его связь с естественным ходом событий без попытки внести в него какие-либо изменения.

Виды наблюдения по различным признакам:

  • По признаку временной организации   
    - непрерывные 
    -дискретные 
    - кратковременные 
    - долговременные (лонгитюдные)
  • По объему 
    -широкие 
    -узкоспециальные (направленные на выявление отдельных сторон объекта, явления или отдельных объектов, например, наблюдение за отдельными учениками или за распределением активности узащихся в течении урока)
  • По типу связи наблюдателя и наблюдаемого: 
    -наблюдение невключенное (позиция наблюдателя открыта: учащимся известно, что за ним наблюдают)

Научное наблюдение как метод изучения от обыденной  фиксации явлений отличается систематичностью, целенаправленностью, аналитическим и комплексным характером.

При организации наблюдения должны быть заранее выделены объекты, поставлены цели и задачи, составлен план наблюдения. Подготовлены необходимые бланки протоколов. Планирование помогает определить последовательность наблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов, избежать регистрации фактов, не относящихся к предмету наблюдения.

Как и любой метод  исследования, наблюдение имеет свои сильные стороны и недостатки.

Достоинства:

  • Позволяет изучить объект в его целостности и расчлененности, в его естественном функционировании
  • Результаты правильно организованного наблюдения не зависят от субъективных намерений изучающих

Недостатки:

    • Не все ситуации доступны наблюдению
    • Не позволяет делать точные замеры, что может привести к субъективному толкованию результатов
    • Обработка материалов требует больших временных затрат

Опрос – метод выявления субъективных мнений и оценок людей (респондентов), отвечающих на вопросы исследователя. Метод необходимо рассматривать как средство сбора первичного материала, подлежащего перепроверке иными методами.

Этот метод используется в двух формах:

  • В виде устного опроса – интервью
  • В виде письменного опроса – анкетирование

Анкетирование – получение информации о мнениях, оценках, потребностях, интересов и др. респондентов на основании изучения самостоятельно по указанным правилам заполненных ими опросных листов  (анкет).

Вопросы должны формулироваться  максимально четко, однозначно, на доступном  для опрашиваемых языке. Вопросы не допускают интонаций, внушающих ответ ( Не кажется ли Вам , что…)

Виды анкет:

  • Закрытые  - нужно выбрать один ответ из нескольких предложенных
  • Открытые – опрашиваемый сам в удобной для него форме составляет ответ)
  • Ранжирование – необходимо оценить предлагаемые ответы (факты, предметы и т.д по степени значимости их для респондента)

Чтобы результаты анкетирования  имели научное и практическое знание, необходимо при составлении  анкет:

  • Четкая формулировка вопросов, утверждений
  • Вводная часть должна быть убедительной, инструкция заполнения анкеты понятной
  • Вопрос (утверждение) должен быть понятен всем одинаково
  • Вопрос должен быть однозначным ( Часто ли пользуетесь? Либо часто либо нет, а может вообще не пользуется)

Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования.

Позволяет учесть уровень  культуры, воспитанности, знаний и др школьника, его отношение к теме беседы или отдельным вопросам, выражаемое интонацией или мимикой, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержанием предшествующих ответов. Ставить контрольные, наводящие, поясняющие и др вопросы.

Правила постановки вопроса  совпадают с анкетными + Развитие основного опроса с учетом ситуации, допускает провоцирующие вопросы (например, сомнение в искренности ответа), с тем, чтобы уточнить позицию, отношение отвечающего.

Далеко не всегда полезно  задавать прямые вопросы, иногда большего результата можно достичь, задавая  косвенные вопросы.

Оценивание – сочетание косвенного наблюдения и опроса, связанное с привлечением  к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие др друга, позволяют объективно оценить узучаемое. Метод весьма экономичен.

Условия:

- тщательный подбор экспертов 

- Выбор четкой, точной  и удобной системы оценок и  соответствующих шкал

- научить экспертов пользоваться  предложенной системой  оценок, чтобы  привести к минимуму их ошибки, сделать выводы сопоставимымы

Эксперимент – изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях.

Характерная черта- запланированное вмешательство человека в изучаемое явление, возможность многократного воспроизведения исследовательских явлений в варьируемых условиях. Позволяет разложить целостные педагогические явления на их составные части.

В педагогике чаще всего  применяется  эксперимент, проводимый в естественных условиях обучения и  воспитания.

Особый вид эксперимента – специальное создание ситуации для того, чтобы зафиксировать поведение испытуемых в этих ситуациях.

По исследовательскому назначению:

  • Констатирующий эксперимент – разовый срез, дающий снимок исследуемого объекта, например, уровня знаний
  • Проверочный – проверка предположений, гипотез
  • Созидательный или преобразующий (соединение опытной работы с элементами эксперимента)

 

В эксперименте, построенном  по принципу единственного различия,  стремятся уровнять все основные условия педагогического процесса в эксперементальной и контрольной группах, кроме одного варьируемого, проверяемого.

Используется также способ организации эксперимента по принципу единственному подходу, то есть в  совершенно различных условиях. Если во всех случаях внесение экспериментируем усовершенствований даёт положительный результат, его относят именно на счет внесенного усовершенствования.

Опытная педагогическая работа -  метод внесения преднамеренных изменений в учебно – воспитательный процесс, расчитанных на получение воспитательного и образовательного эффекта, с их последующих проверкой и оценкой

МН Скаткин – опытная работа становиться самостоятельным методом если :

- поставленна на основе научных данных в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой

- преобразует действительность, создает новые явления

- сопровождается глубоким  анализом, из нее извлекают выводы  и обобщения

Служит основным средством  проверки разработанных програм, методических систем, учебных пособий, учебников.

Но: дает только общие, суммарные  представления об эффективности  того или иного средства, той или  иной системы. Более точные знания дает эксперементально – опытная работа – сочетание опыта и эксперемента.

Педагогический  передовой опыт – изучение и обобщение педагогического опыта позволяет выявить актуальные научные проблемы, создает базу для выявления закономерностей педагогического процесса

Виды передового педагогического  опыта:

- педагогическое мастерство  – умелое, рациональное, комплексное  использование педагогом рекомендаций  науки

- новаторство – опыт, содержащий, собственные находки,  новое содержание, методы, приемы, формы  обучения и воспитания

Критерии передового педагогического опыта:

- высокая результативность  и эффективность

- соответствие современным  достижениям науки и практики

- стабильность результатов

- возможность творческого  применения опыта другими педагогами

- оптимальность опыта  в целостном педагогическом процессе  – возможность вписать опыт  в существующую систему работы, не жертвуя при этом решением  других учебно-воспитательных задач.

3) Методы теоретического исследования

Теоретический анализ и синтез -  заключается в разложении изучаемого явления на составляющие элементы, позволяет вскрыть внутреннюю структуру объекта. Позволяет воссоздать предмет, как систему связей и взаимодействий с выделением наиболее существенного из них.

Своеобразие -  универсальная  возможность рассматривать явления  и процессы пед деятельности в их самых сложных сочетаниях, выделять наиболее существенные признаки и свойства, связи и отношения, устанавливать закономерности их развития.

Можно вычленить объективное  содержание, объективные тенденции  в субъективной по форме деятельности учащихся и педагогов, «увидеть»  несоответствия, предвидеть такие формы  и стадии процесса, которые запроектированы, но пока еще реально не существуют.

Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения какого – либо свойства или признака предмета от самого предмета, от других его свойств (например,  педагог аналитическим путем выделяет из всего многообразия признаков учебного процесса один – доступность учебного материала – и рассматривает его самостоятельно).

Моделирование -  воспроизведение некоторых характеристик на другом объекте, созданном специально с целью изучения. Этот второй объект называется моделью (идеальной или материальной). Открывается возможность переноса информации, полученной при изучении модели на прототип. Необходимо помнить, что любая модель беднее прототипа, что она отражает лишь отдельные его стороны и связи.

Исследователь, изучив характерные  черты реальных процессов и их тенденций, делает их мысленную компоновку, то есть моделирует состояние изучаемой системы.

Особым видом моделирование  можно считать – мысленный эксперимент.

В таком эксперименте человек  на основе теоретических знаний и  эмпирических данных создает идеальные  объекты, соотносит их в динамические модели, имитируя мысленно те ситуации, которые могли бы иметь место  в реальном экспериментировании.

  1. Условия эффективности применения методов научно – педагогических исследований

Для того, чтобы из отдельных методов сложить обоснованную методику исследования, необходимо исходить из положения о том, что сущность метода определяется не совокупностью приемов, а их общей нацеленостью, логикой движения мысли, следующей за объективным движением предмета.

Выбор методов во многом определяется уровнем, на котором ведется  работа (эмпирический или теоритический), характером исследования (теоретическое, прикладное) , содержанием конкретных и промежуточных задач. Одни и те же методы (создание специальных ситуаций, наблюдение, моделирование идр) приобретают разный смысл в реальном контексте исследования, служат решению разных задач (экспериментальная проверка гипотез, установление фактов и др).

Информация о работе Научно-педагогическое исследование