Неформальные объединения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Я взяла эту тему, потому что эта тема довольно близка мне. Ведь неформалы это в основном молодежь. А я сама отношусь к этой категории. Я попытаюсь изложить суть неформалов, их понятия, цели которые они преследуют, их стремления, идеологию и т.д.
Но если можно так выразиться, видов неформалов существует великое множество (панки, металлисты, хиппи, системщики и т.д.) эти виды, как правило, составляет молодежь.
Кроме того, я считаю, что эта тема "неформалов" очень актуальна в наши дни, она всегда была актуальна.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………

Глава 1 Понятие «неформалы». «Неформалы» – кто они?

Глава 2 История неформального движения

Глава 3 Классификация

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Неформальные молодежные движения.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

"Я увидел - пишет он, и опознал в лагерной  жизни целый ряд экзотических  явлений, которые до того много  лет изучал профессионально по  литературе, явлений, характеризующих первобытное общество"!

Для первобытного общества характерны обряды инициаций - посвящения подростков в ранг взрослых, обряды, состоящие из жестоких испытаний.

У уголовников  это "прописка". Для первобытного общества характерны различные "табу". Абсолютное соответствие этому находим в лагерных нормах определяющих, что "западло"... Но главное сходство - структурное:

"На стадии  разложения - пишет Л.Самойлов, многие  первобытные общества имели трехкастовую  структуру, как наше лагерное ("воры" - элита, средний слой - «мужики" и аутсайдеры - "опущенные"),а над ними выделялись вожди с боевыми дружинами, собиравшие дань (как наши отбирают передачи) ".

Схожая структура  известна в армейских подразделениях под названием "дедовщина". То же и в молодежной среде больших городов. Например, когда в Ленинграде появились металлисты, у них сложилась трехслойная иерархия : четко выраженная элита во главе с общепризнанным лидером по кличке "Монах" ,основная масса металлистов, группировавшихся вокруг элиты, и наконец - случайные посетители, забредавшие в то кафе, где они собирались, послушать "металлическую" музыку. Эти последние не считались настоящими металлистами, оставаясь в статусе "гопников", то есть ни в чем не разбирающихся, чужих. Именно "исключенные" сообщества демонстрируют закономерности самоорганизации в наиболее чистом виде. Здесь минимум внешних влияний, от которых исключенное сообщество отгорожено коммуникативным барьером. В обычном же коллективе трудно выделить те процессы, которые идут в самом сообществе спонтанно, то есть относятся собственно к самоорганизации.

Глава 2. История неформального движения.

2.1 Причины возникновения.

За период с 88 по 93-94 год количество неформальных объединений  выросло с 8% до 38% т.е. в три раза.

1) Волна неформалитета  после революционные годы. Контркультурные группировки молодежи.

2) Волна 60-е  годы. Период Хрущевской оттепели. Это первые симптомы разложения  административно-командной системы. (Художники, Барды, Стиляги).

3) Волна. 1986 год.  Существование неформальных групп  было признано официально. Неформалов стали определять по различным соматическим средствам  (одежда, сленг, значковая атрибутика, манеры, мораль и.т.д.) С помощью которых молодые отгораживались от взрослого сообщества. Отстаивая свое право на  внутреннюю жизнь.

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье,  непонимание в семье.

3) Нежелание  быть как все.

4) Желание утвердится  в новой среде.

5) Привлечь к  себе внимание.

6) Не развитая  сфера организации досуга для  молодежи в стране.

7) Копирование  западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные  идейные убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие  цели в жизни.

2.2 История

Неформальные  объединения (вопреки распространенному  мнению) не является изобретением наших  дней. Они имеют богатую историю. Разумеется, современные самодеятельные формирования существенно отличаются от своих предшественников. Однако, чтобы понять природу сегодняшних неформалов, обратимся к истории их появления.

Немного истории. Различные объединения людей  с общими взглядами на природу, искусство, с общим типом поведения известны с глубокой древности. Достаточно вспомнить многочисленные философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д. Людям всегда было свойственно стремление к объединению. "Только в коллективе, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода".

В дореволюционной  России насчитывались сотни различных обществ, клубов, ассоциаций, созданных по различным признакам на основе добровольности участия. Однако подавляющее их большинство имело замкнутый, кастовый характер. В тоже время, например, появление и существование многочисленных рабочих кружков, создававшихся по инициативе самих рабочих, ярко свидетельствовало об их стремлении удовлетворить свои социальные и культурные запросы. Уже в первые годы советской власти появились принципиально новые общественные организации, собравшие в своих рядах миллионы сторонников нового строя и ставившие целью активное участи в строительстве социалистического государства. Так, одно из конкретных форм борьбы с неграмотностью населения стало созданное по инициативе В.И. Ленина общество "Долой неграмотность". (ОДН), которое существовало с 1923 по 1936 г. В числе первых 93 членов общества были В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и другие видные деятели молодого советского государства. Подобные организации имелись на Украине, Грузии и в других союзных республиках.

В 1923 году появилось  добровольное общество "Друг детей", которое работало под рукодством детской комиссии при ВЦИК, возглавлявшейся  Ф.Э. Дзержинским. Деятельность общества, проходившее под лозунгом "Все  на помощь детям!", прекратилось в  начале 30-х годов, когда было в основном покончено с детской беспризорностью и бездомностью. В 1922 году была создана Международная организация помощи борцам революции (МОПР) - прообраз советского фонда мира, сформировавшегося в 1961 году.

Кроме названных  в стране действовали десятки других общественных формирований: Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, ОСВОД, общество "Долой преступность", Всесоюзное противоалкогольное общество, Всесоюзное общество изобретателей и другие.

В первые годы советской власти стали возникать многочисленные творческие объединения. В 1918 году были созданы Всероссийский союз рабочих писателей, Всероссийский союз писателей и Всероссийский союз поэтов. В 1919 году организовалась вольная философская ассоциация, среди членов-учредителей которой были А. Белый, А. Блок, В. Мейерхольд.

Этот процесс  продолжался и в двадцатые  годы. За период 1920-1925 гг. в стране возникали  десятки литературных групп объединявших сотни и тысячи поэтов и писателей: "Октябрь", "Левый фронт искусства", "Перевал", "Молодая гвардия" и другие. Появилось множество футуристических группировок ("Искусство коммуны", Дальневосточное "Творчество", Украинский "Асканфут").

Выражая свое отношение  к различным литературным течения  и группам, ЦК РКП(б) в 1925 году подчеркивал, что "партия должна высказываться за свободное соревнование различных группировок и течений в данной области. Всякое иное решение вопроса было бы казнено - бюрократическим псевдорешением. Точно также недопустима декретом или партийным постановлением легализованное литерарно-издательское дело какой-либо группы или литературной организации".

В послереволюционный период возникли благоприятные условия  и для создания ряда новых художественных объединений. Самым крупным из них  явилось Ассоциация художников революционной России, в которую вошли художники-реалисты. Кроме того, тогда же сформировались Общества станковистов, Общество московских художников и другие.

Среди музыкальных  организаций и групп, образовавшихся в двадцатых годах, следует прежде всего отметить Ассоциацию современной музыки, в которую входили А. Александров, Д. Шостакович, Н. Мясковский и другие. В 1923 году была организована Российская Ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), в 1925 году - Производственный коллектив студентов- композиторов Московской консерватории ("ПРОКОЛЛ") и ряд других. Быстрое расширение сети различных объединений в первые после революционные годы позволяло надеется на их дальнейшее бурное развитие. Однако путь путь, который прошли самодеятельные общественные формирования, оказался отнюдь не безоблачным. Во второй половине двадцатых годов начался процесс консолидации деятелей искусства и литературы: группы и течения начали сливаться в более крупные формирования на принципах единой политической платформы. Так, например, возникли Федерация советских писателей (1925 год) и Федерация советских художников (1927 год). Одновременно происходил процесс распада многих литературно-художественных объединений. В 1929-1931 гг. из культурной жизни общества исчезли Литературный центр конструктивистов "ЛЦК", литературные группы "Октябрь", "Перевал" и другие.

Окончательно  подобные объединения прекратили свое существование после принятия постановления  ЦК ВКП(б) "О перестройке литературных организаций" (апрель 1932 г). в соответствии с которым были ликвидированы группировки и созданы единые творческие союзы писателей, архитекторов, художников. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года было принято "Положение о добровольных обществах и их союзах", лишившие многие общественные организации их статуса и тем самым способствовавшие их ликвидации (этот документ и по сей день является единственным в котором даны характеристики и признаки общественных организаций).

После принятия этих решений на протяжении более  чем двух десятилетий новые общественные организации, не считая спортивных, в стране практически не создавались. Исключение составил лишь Советский комитет защиты мира (1949 год).

Затем наступил период так называемой "хрущевской оттепели". Так в 1956 году были созданы  такие общественные организации, как Ассоциация содействия ООН в СССР, Комитет молодежных организаций СССР, Комитет советских женщин и т.д. Годы застоя были застойными и для общественных объединений. Тогда появились только три общественные организации:

Советский комитет за европейскую безопасность и сотрудничество 1971 год, Всесоюзное агентство по авторским правам 1973 год и Всесоюзное добровольное общество любителей книги 1974 год. Такова вкратце история самодеятельных общественных формирований. Она позволяет сделать некоторые выводы.

Не трудно заметить, что бурное развитие различных объединений  совпадает с периодами расширения демократии. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что уровень демократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. В свою очередь отсюда следует и другой вывод: появление современных неформалов не есть результат чьей-то злой воли, оно вполне закономерно. Более того, можно смело предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных образований и их участников будут возрастать.

2.3 Появление современных неформалов.

Вначале отметим, что большинство добровольных общественных формирований перестало отражать интересы своих членов. Увеличение числа и численности общественных организаций сопровождалось ростом пассивной части рядовых членов, которые ограничивали свое участие в работе того или иного общества уплатой членских взносов. Вопросы политики обществ, порядок расходования ими денежных средств, представительство в партийных и советских органах все меньше зависили от основной массы членов обществ и все больше сосредотачивались в руках соответствующих аппаратов и послушных им правлений. Именно эти обстоятельства в немалой степени способствовали бурному развитию различных альтернативных самодеятельных формирований, члены которых, ставили перед собой задачи, созвучные целям ряда обществ, действовали более динамично, гораздо активнее, завоевывая все большую популярность у различных слоев населения.

Главным, определяющим фактором их развития, несомненно, стали  процессы демократизации и гласности, которые не только пробудили к  активной деятельности миллионы людей, но и поставили перед ними новые  задачи. Решение этих задач в рамках прежних общественных формирований было либо затруднительно, либо просто невозможно, и, как следствие, появились новые самодеятельные объединения.

И наконец, сыграло  свою роль снятие ряда неоправданных  ограничений на объединения граждан. Результатом всего этого закономерно явился бурный рост числа самодеятельных общественных формирований и повышение активности их участников.

Сегодня снова, как и в первые послереволюционные годы, активная жизненная позиция  миллионов советских людей стала  выражаться в конкретных организационных формах, а главное стала воплощаться в их реальных делах. Об этом я и собираюсь рассказать. Но прежде познакомимся поближе с различными типами неформальных объединений.

В начале скажем несколько слов о главном объекте  нашего внимания- о современных неформальных объединениях, т.е. добровольных самодеятельных формированиях, возникших по инициативе "снизу" и выражающих самые разнообразные интересы входящих в них людей. Они весьма неоднородны и отличаются друг от друга социальной и политической направленностью, организационной структурой, масштабами деятельности.

Что бы дать какую-то более или менее упорядоченную  картину таких формирований, можно  разделить их на политизированные и  не политеризированные. Одни из них  действительно не имеют политической направленности. У других она едва заметна, и они лишь эпизодически, в силу каких-то определенных обстоятельств, выходят на политические вопросы, которые тем не менее не составляют основу их деятельности. Третьи же заняты непосредственно политическими проблемами.

Но и в рамках такого условного деления-на не политизированные и политизированные самодеятельные общественные формирования - есть необходимость  ввести необходимые разграничения. Учитывая, что характер деятельности, ее ценность для нашей страны даже у многочисленных формирований первой группы различны, мы познакомимся не только с теми, деятельность которых приносит большую или меньшую пользу людям, но и с формированиями, которые имеют явно ассоциальную направленность.

Что же касается политизированных самодеятельных общественных формирований, то большинство их стремится путем развития демократических институтов, формирования правового государства и тому подобными средствами улучшить, усовершенствовать политическую систему нашего общества, не меняя ее фундаментальных основ. Но есть среди них объединения, заведомо ставящие целью изменения существующего строя. Таким образом, во второй группе можно более или менее определенно выделить социально-прогрессивный и ассоциальные, антисоциалистические формирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Неформальные объединения подростков