Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 19:02, статья
Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать технические, экономические и научные задачи.
Для того чтобы самостоятельная работа студента была эффективной, необходимо выполнить ряд условий, к которым можно отнести следующие:
1. Обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы.
2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее.
3. Обеспечение студента необходимыми методическими и учебными материалами.
4. Контроль за ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.
Некоторые аспекты организации самоcтоятельной работы студентов
Эрбутаева У
Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать технические, экономические и научные задачи.
Для того чтобы самостоятельная работа студента была эффективной, необходимо выполнить ряд условий, к которым можно отнести следующие:
В определении сочетания аудиторной и самостоятельной работы вуз руководствуется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, где отводится на внеаудиторную самостоятельную работу студента половину недельного бюджета времени. Это привело к сокращению числа часов аудиторных занятий, притом, что содержательная часть курсов не уменьшилась, а в некоторых разделах даже расширилась. Произошло сокращение "звонковой" нагрузки преподавателя. В связи с этим планирование, организация и реализация работы студента в отсутствии преподавателя явилась важнейшей задачей обучения студента в вузе.
Что касается организации самостоятельной работы студента, то в ситуации отсутствия навыков такой работы на первых курсах преподавателю, как правило, принадлежит активная созидательная позиция, а студент чаще всего ведомый. И только по мере продвижения к старшим курсам процесс самостоятельной работы постепенно превращается в творческий. По информатике студентам задаются конкретные темы и вопросы для повторения, проработки или самостоятельного изучения. Здесь ставится целью расширение и закрепление знаний и умений, приобретаемых студентом на традиционных формах занятий. А вот выполнение курсовой работы по информатике предполагает уже элементы творческого подхода.
Следующий вопрос - это обеспечение студента соответствующей методической литературой. Хотя ГОСы введены с 2001 года, методического обеспечения внеаудиторной СРС еще недостаточно, причем не только количественно, но и качественно. Сложившаяся кризисная ситуация в высшей школе не позволяет обеспечить студента необходимой литературой, изданной в центральных издательствах. Очевидный выход - в изданиях конспектов расширенных лекций, учебных пособий, выдачи раздаточного материала. План изданий нашей кафедры формируется с таким учетом, чтобы издаваемые методические и учебные пособия можно было успешно использовать как в организации самостоятельной, так и аудиторной работы. Но экземплярность имеющейся и тиражи издаваемой литературы явно недостаточны. В этом могут помочь множительная техника, доступная студенту, а так же новые информационные технологии и мощный информационный источник - Internet.
Развитие новых образовательных форм, основанных на применении современных компьютерных технологий, привело к появлению разнообразных мультимедийных продуктов. Основная цель применения электронных учебных пособий - повышение эффективности обучения - достигается различными методами, направленными на усиление мотивации обучающегося и активизацию его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсознания через интерактивность, структуризацию и визуализацию информации. В учебном процессе предлагается использовать следующие виды электронных учебных продуктов: лекционные демонстрации; видео лекции и видео уроки; видеофильмы; электронные учебники. Как известно, электронные учебные пособия строятся по модульному принципу и включают в себя текстовую, аудио-часть, статическую графику, анимацию, натурные видеозаписи, а также интерактивный блок. Форма организации материала предоставляет возможность пользователю самостоятельно выбирать последовательность освоения курса; повторно просматривать те или иные разделы. Электронные учебные пособия могут использоваться как в контексте лекции, так и в качестве материалов для самостоятельной работы студентов.
Учитывая наши экономические условия и возможности полиграфической базы, наверное, следует рекомендовать использование электронных изданий. Вместе с тем, переход на такой способ общения со студентом требует разрабатывать и приобретать электронные учебники, оболочки для их самостоятельного создания, обучающие программы, специализированные тренажеры. На нашей есть успешный опыт использования обучающих программ в курсе информатики, которые позволяют студенту в удобное время и в привычном для него темпе самостоятельно приобретать знания, умения, навыки. Создается так же база экзаменационных и зачетных материалов в электронном виде для ее использования студентами в качестве подготовки к контрольным мероприятиям. Развитие именного этого направления видится чрезвычайно перспективным.
Очень важное условие эффективности самостоятельной работы - это её контроль. Психологически для младшекурсника имеет смысл только та работа, которая будет проконтролирована и оценена. Изучение информатики подразумевает подготовку к каждой лабораторной работе и защиту ее результатов, проведение контрольных работ и зачетных тестов. В наших учебных планах не предусмотрены часы на разработку и контроль СРС. Один из выходов видится в применении компьютерного тестирования. Но на разработку, модернизацию, проведение тоже необходимо время. И конечно же один из недостатков тестов в том, что студенты не формулируют свои мысли, а как правило выбирают один из вариантов ответов. У нас есть опыт проведения экзаменов по информатике в виде теста, но это применимо только в том случае, когда в течение семестра проводились письменные контрольные работы. Думается, что в этом вопросе нужно корректировать нагрузку преподавателей, предусматривая время на проверку СРС.
Таким образом, выполнение требований образовательного стандарта в области организации внеаудиторной СРС необходимо:
использование имеющихся и разработка собственных электронных изданий.
Информация о работе Некоторые аспекты организации самостоятельной работы студентов