Непрерывное образование воспитателя детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа 2.docx

— 202.92 Кб (Скачать файл)

                            Контрольная работа

    Тема: « Непрерывное образование воспитателя детей дошкольного возраста».

 

  1. Сущность и социальная значимость педагогической профессии.

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется  в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию  из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мышления её представителей, повышенному чувству долга и  ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит  особняком, выделяясь в отдельную  группу. Главное её отличие от других профессий типа «человек – человек» заключается в том, что она  относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих  профессий одновременно имея в качестве цели своей деятельности становление  и преобразование личности, педагог  призван управлять процессом  её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирование её духовного мира. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с окружающими  людьми, разрешение конфликтных ситуаций. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному  управлению состоит в том, что  она имеет как бы двойной предмет  труда. С одной стороны, главное  её содержание составляют взаимоотношения  с людьми. Если не складываются должные  отношения с людьми, то нет самого важного в его деятельности.

С другой стороны, профессии  этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков, в какой – либо области. Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащегося, процессом развития, которых  он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – человеческой и специальной. Так, в профессии учителя умение общаться становится необходимым качеством. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Профессия педагога социально  значимая, т.к. через детские умы проводится в жизнь политика государства и общества. Педагог не только вооружает детей знаниями и умениями, но и учит уважать законы данного общества, готовит детей к жизни и труду в данном обществе, формирует личность ученика, мировоззрение, взгляды и убеждения, развивает физические, нравственные, умственные, эстетические и трудовые качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Процесс самовоспитания. Этапы и методы самовоспитания.

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.

В понятии "самовоспитание" педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность  самостоятельно развиваться. Внешние  факторы - воспитание - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. 

К методам самовоспитания относятся:

- самопознание;

- самообладание;

- самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Процесс самовоспитания включает в  себя несколько взаимосвязанных  этапов.

Первый этап - принятие решения. Все  начинается с принятия твердого решения  о необходимости личностного  самосовершенствования. Без этого  важного элемента невозможно осуществление  целенаправленного самовоспитания. Затем следует изучение (уяснение) возможностей самовоспитания и оценка перспектив работы над собой. Важным элементом первого этапа выступает  выбор или формирование идеала (модели), к которым можно стремиться в  процессе самовоспитания. На основе уже  сформированного видения возможностей самовоспитания, собственного мировоззрения  и под воздействием среды обитания человек сам выбирает себе идеал  или пример для подражания. Иногда человек создает некий абстрактный  образ (модель), которому он хотел бы подражать или каким бы хотел  стать. Идеал может быть достаточно четко представляемым в лице конкретного человека, либо присутствовать в его сознании в виде определенных проявлений (внешнем виде, общении, компетенции и пр.).

Второй этап - самопознание. Человек, в соответствии с выбранным идеалом (примером для подражания) или своих  представлениях о возможностях самовоспитания, стремится познать себя. В процессе самопознания происходит выявление  и самооценка уровня развития того или иного качества или свойства личности. Степень и точность их диагностики зависит от самого человека, его желания действительно познать  себя, свои достоинства и недостатки, либо удовлетворить свой частный  интерес. В рамках этого этапа  также происходит формулирование и  уточнение ценностных ориентиров человека.

Третий этап - выбор средств, составление  плана.

Человек делает ответственный выбор  путей, методов и средств самовоспитания. Некоторые средства наиболее полно  соответствуют личностным особенностям человека, специфике образовательной  или профессиональной деятельности. Этот этап включает и формирование необходимых самоустановок, которые могут помочь человеку обеспечить достижение тех или иных целей самовоспитания. К ним, например, можно отнести личные правила и принципы, которые определяют поведение и поступки человека в различных ситуациях. На основе выбранных путей, методов и средств самовоспитания, а также сформулированных личных правил осуществляется планирование работы над собой. Человек составляет программу или план, в которых отражается то, над чем предстоит работать, какие методы и средства использовать, примерные сроки достижения намеченного.

Четвертый этап - реализация планов. А  именно, активная практическая работа, направленная на достижение сформулированных ранее ценностных ориентиров.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Направления и источники самообразования.

Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном  учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что  этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность  различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.

Самообразование – есть потребность  творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для  профессий с повышенной моральной  и социальной ответственностью, каковой  является профессия педагога. 

Самообразование педагога дошкольного  учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе  самообразования педагогов дошкольного  учреждения могут быть: 
1. Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

2. Изучение учебной и научно-методической литературы;

3. Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

4. Изучение новых программ и педагогических технологий;

5. Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

6. Повышение общекультурного уровня.

 

В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель  самостоятельно добывает знания из различных  источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать? 
• Телевидение 
• Газеты, журналы 
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) 
• Интернет 
• Видео, аудио информация на различных носителях 
• Платные курсы 
• Семинары и конференции 
• Мастер-классы 
• Мероприятия по обмену опытом 
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты 
• Курсы повышения квалификации 
• Путешествия. 
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Чтобы не отстать от времени, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы:

- обучение на курсах (один раз в пять лет); и самообразование;

- участие в методической работе города, района, детского сада.

В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет  знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.

Задача руководителя организовать работу, чтобы самообразование стало  потребностью педагогов и воспитателей. Следует создать в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Это возможно, когда они знают, что от них обязательно потребуют результат. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. План по самообразованию.

Ежегодно педагоги ДОУ составляют планы самообразования. Тема выбирается самим педагогом, или с помощью старшего воспитателя ДОУ. План самообразования обычно пишется по следующим вопросам:

На основании выбранной  темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед  собой проблемой. В плане указываются:

 
- название темы

- цель

- задачи

- предполагаемый результат

- этапы работы

- сроки выполнения каждого этапа

- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

- способ демонстрации результата проделанной работы

- форма отчета по проделанной работе

 

По окончании работы над  темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете для этого создаются необходимые условия. Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.

План самообразования

 

 

 1. Ф.И.О. педагога - Лифанова Татьяна Николаевна  

2. Образование - средне-специальное, 1 квалификационная категория. 

3. Тема самообразования:  «Реализация ФГТ в воспитательно-образовательном  процессе».

4. Работа начата -01.09.2011 г.  

5. Предполагается закончить -30.05.2012 г. 

6. Цель: изучить ФГТ к  структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования.  

7. Задачи:

- изучить и внедрить программу «От рождения до школы» по всем образовательным областям (новая редакция в соответствии с ФГТ)

- разработать перспективные планы по всем образовательным областям

- разработать модель образовательного процесса, отвечающего ФГТ

- апробировать данную модель на практике 

8. Предполагаемый результат:  переоценка педагогических ценностей,  своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный  процесс. 

9. Форма самообразования:  индивидуальная.

10. Действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы  над темой:

- изучение литературы по теме

- посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района;

- посещение педсоветов, семинаров, конференций;

- самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

- разработка модели образовательного процесса , отвечающего ФГТ

- апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив;

- проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

- обобщение результатов на заседании методического объединения. 

11. Практический выход:  семинар-практикум. 

12. Форма отчета по проделанной  работе: сообщение на педсовете;   презентация по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Список использованной литературы:

  1. Клименко Л. Н. Профессиональное самообразование педагога [Текст] / Л. Н. Клименко // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 30-39.
  2. Лебедева В.П. Стимулы к профессиональному самосовершенствованию учителя. // Журнал научно-педагогической информации. 2011. № 6. (http://www.paedagogia.ru/2011/67-06/218-lebedeva)
  3. Матвеева С.Е. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития педагога в системе непрерывного образования / С.Е. Матвеева // Образование и саморазвитие – 2009. – №2. – С.3-9.
  4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
  5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  6. Харламов И. Ф. Педагогика - Мн. Университет 2000г.-560с.
  7. Чепиков В.Т. Педагогическая практика в начальных классах / серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов на Дону «Феникс», 2002 г. – 288 с.

Информация о работе Непрерывное образование воспитателя детей дошкольного возраста