Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:34, доклад
Нерефлексивное слушание - это словосочетание означает, что я внимательно молчу, не вмешиваюсь в речь собеседника своими словами (не комментирую, не высказываюсь). В самом крайнем случае, могу позволить себе минимальную словесную реакцию, не содержащую оценки или суждения.
Освоить навык нерефлексивного слушания помогает фоновое упражнение "Немой".
Правила нерефлексивного слушания
1. Невмешательство в речь собеседника.
2. Безоценочное восприятие того, что говорит собеседник
Нерефлексивное слушание - это словосочетание означает, что я
внимательно молчу, не вмешиваюсь в речь собеседника своими словами (не комментирую,
не высказываюсь). В самом крайнем случае,
могу позволить себе минимальную словесную
реакцию, не содержащую оценки или суждения
Освоить навык нерефлексивного слушания помогает фоновое упражнение "Немой".
Правила нерефлексивного слушания
1. Невмешательство в речь собеседника.
2. Безоценочное восприятие того, что говорит собеседник.
3. Сосредоточить внимание на словах собеседника, а не на своих мыслях и чувствахпо поводу его слов.
В каких ситуациях уместно
Нерефлексивное слушание применяется, в основном, для недискуссионных разговоров, либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации. Как правило, приделовом общении одного нерефлексивного слушания недостаточно. Оно представляет собой лишь начальный этап овладения техникой слушания, за которым идет такой важный этап, как - активное слушание.
В основе помогающих отношений лежит
понимание. Ключевую роль в понимании
играет слушание. Говорящий, стремясь
передать партнеру по общению какой-то
смысл, кодирует его с помощью
знаков – слов естественного звукового
языка и отправляет сообщение
адресату (реципиенту). Реципиент осуществляет
обратную процедуру: декодирует слова,
восстанавливая исходный смысл фразы.
Очевидно, что для того, чтобы
адресат правильно понял смысл
сообщения, ему прежде всего необходимо
слушать собеседника.
Для любого человека слушание – труд,
требующий больших энергозатрат, а для
психолога слушание – это еще и профессиональная
обязанность, которая требует развития
определенных навыков. Навыки и приемы
слушания можно разделить на группы по
признаку их родственности:
Рассмотрим техники нерефлексивного слушания.
Оценивая, уточняя или анализируя то, что
нам говорят другие, мы, как правило, все
же уделяем больше внимания своим делам,
чем тому, что нам говорят. Все это не только
искажает сообщение, но и нарушает процесс
общения. Метод нерефлексивного слушания
- простой способ сохранить заинтересованность
и внимание в процессе общения.
Нерефлексивное слушание является, по
существу, простейшим приемом и состоит
в умении внимательно молчать, не вмешиваясь
в речь собеседника своими замечаниями.
Это активный процесс, требующий физического
и психологического внимания. В зависимости
от ситуации в процессе нерефлексивного
слушания могут быть выражены понимание,
одобрение и поддержка. Подчас нерефлексивное
слушание — наша единственная возможность,
поскольку собеседник, особенно если он
эмоционален, возбужден или испытывает
трудности в формулировании своих мыслей,
хочет, чтобы его услышали, и не интересуется
нашими замечаниями
Известный американский специалист в
области человеческих коммуникаций Иствуд
Атватер (1988) предложил считать, что слушателю
во время разговора необходимо решать
три основные задачи
1. Понимание
текста.
Слушание — активный процесс, оно предполагает
желание услышать, внимание к собеседнику.
Часто ли мы действительно слушаем, когда
речь собеседника нам неинтересна или
когда мы чувствуем себя усталыми? Конечно
нет. Чаще всего мы почти ничего не слышим
из того, что нам говорилось, поскольку
на самом деле мы не слушали, и в основном
потому, что не хотели.
Мадэлин Беркли-Ален (1997) в своей книге
«Забытое искусство слушать» предложила
разделить процесс «слушания» на три уровня.
Эти уровни характеризуются определенными
типами поведения, которые влияют на эффективность
восприятия услышанного. Между этими уровнями
нет четких границ — они представляют
собой усредненные типы поведения людей
и могут сменять друг друга в зависимости
от ситуации. По мере перехода с третьего
уровня на первый возрастает наш потенциал
понимания и увеличивается эффективность
общения.
Уровень 1. Слушание-сопереживание.
На этом уровне слушающий воздерживается
от суждений по поводу говорящего, стремясь
максимально и без искажений понять его.
Этот уровень характеризуется следующими
признаками-
Такое слушание требует установки
«Я — О'кей; Ты — О'кей», а также демонстрации
слушателем вербального и невербального
подтверждения того, что он действительно
слушает.
Главное внимание уделяется при этом искренности
данного процесса, «слушанию сердцем»,
которое «открывает двери» пониманию,
выражению заботы и сочувствия.
Уровень 2. ^ Мы слышим слова, но на самом
деле не слушаем. На этом уровне слушатель «скользит
по поверхности» общения, не понимая всей
глубины сказанного Он формально пытается
понять содержание того, что говорит собеседник,
но не предпринимает попыток понять его
намерения и мотивы. На этом уровне слушатель
воспринимает сообщение, опираясь только
на логику, но игнорирует чувства, оставаясь,
таким образом, эмоционально отчужденным
от акта общения. Такое «слушание» может
привести к опасному недопониманию, поскольку
слушатель недостаточно сконцентрирован
на том, что говорится.
Уровень 3. ^ Слушание с временным отключением. Слушающий при
этом и слушает, и не слушает, он отдает
себе некоторый отчет в происходящем,
но в основном сосредоточен на себе. Иногда
при этом он
следит за темой обсуждения краем уха,
ловя лишь момент, чтобы вступить в нее
самому. Слушание на этом уровне — пассивный
процесс без реакции на высказанное. Часто
слушающий человек теряет нить, задумавшись
о чем-то постороннем или заранее готовя
возражения или советы, а также придумывая,
что сказать самому. Такой слушатель отличается
«пустым» взглядом и более заинтересован
в процессе говорения, чем слушания.
При том, что большинство из нас зависимости
от обстоятельств в разное время в течение
дня слушают на различных уровнях, М. Беркли-Ален
считает, что задачей человека, стремящегося
быть эффективным коммуникатором, должна
стать выработка в себе умения слушать
на уровне 1 в любых ситуациях.
Однако слушать эффективно оказывается
совсем не так просто,
как может показаться на первый взгляд.
Слушание становится возможным вследствие
различия между скоростью устной речи
и скоростью умственной деятельности
слушающего. Обычно люди говорят со скоростью
125 слов в минуту, хотя мы можем воспринимать
речь, произносимую со скоростью в три-четыре
раза выше обычной, то есть до 400 слов в
минуту. Если речь говорящего достаточно
медленная, у нас остается время на ее
декодирование и понимание. Однако разница
между скоростью речи и умственной деятельности
может стать причиной невнимания, особенно
в случаях, когда говорят медленно или
неинтересно. Если человек говорит слишком
медленно (100-200 слов в минуту), нам свойственно
отвлекаться, поскольку внимание подвержено
естественным ритмам колебания концентрации.
В результате мы начинаем додумывать смысл
еще не произнесенных фраз, обгоняя речь
говорящего — «читаем мысли», приписывая
ему то, о чем он не говорил. Естественно,
это приводит к искажению понимания. Ослабление
концентрации внимания часто приводит
к тому, что слушатель непроизвольно начинает
думать на посторонние темы, вызванные
ассоциациями с рассказом говорящего.
Ошибки слушания часто связаны с тем, что
во время рассказа слушатель:
В процессе слушания мы делим с
говорящим ответственность за общение.
Довольно часто слушатель обвиняет говорящего
в том, что тот говорит непонятно. Не менее
часто говорящий обвиняет слушателя в
нежелании понять или слушать. Поэтому
для повышения эффективности коммуникации
можно условиться, что говорящий отвечает
за то, чтобы понятно сформулировать сообщение,
а слушатель — за то, чтобы его услышать
и понять. Если вы — коммуникатор, то потрудитесь
говорить понятно; а если вас не понимают,
значит, вы подобрали не самые лучшие коммуникативные
средства. Напротив: если вы слушатель,
то, обвиняя собеседника в непонятности,
вы не достигнете многого. Ведь это вам
нужно его понять, вот вы и старайтесь!
Например, вы спросили, как пройти на ту
или иную улицу. Выслушав путаные объяснения,
вы пошли, однако через какое-то время
обнаруживаете, что заблудились. Многие
в таком случае начинают обвинять человека,
который дал совет. Хотя ведь это вы сами,
слушая, не проявили достаточно внимания
и активности, чтобы получить устраивающие
вас объяснения.
Преодолеть трудности слушания можно
с помощью использования некоторых приемов,
или техник, нерефлексивного слушания.
^ 1). Сосредоточение (минимизация
Мы говорим: «Я весь - вниманий», когда
горим особым желанием услышать что-нибудь
интересное. Бессознательно мы принимаем
соответствующую позу, поворачиваемся
лицом к говорящему, устанавливаем с ним
визуальный контакт, иными словами, внимаем
собеседнику. Такое слушание «всем телом»
не только выражает готовность слушать,
физическое внимание, но и помогает процессу
слушания и восприятия. Мы принимаем эту
позу безотчетно. Но этим приемом можно
пользоваться сознательно, поскольку
умение быть внимательным — эффективное
средство повышения качества восприятия
речи собеседника. Слушать и воспринимать
означает не отвлекаться, поддерживать
постоянное внимание, устойчивый визуальный
контакт и использовать позу как средство
общения.
Устойчивое внимание при общении помогает
устранить все, что
может отвлекать от процесса слушания.
Необходимость быть внимательным настолько
очевидна, что призыв быть внимательным
может вызвать удивление. Однако именно
это — самое трудное в процессе слушания,
именно поэтому так много людей слушают
плохо. Необходимость внимания к устному
сообщению особенно возрастает в случаях,
когда визуальный контакт затруднен или
отсутствует, как, например, при телефонном
разговоре. Направленное внимание повышает
нашу способность воспринимать речь уже
тем, что вызывает в мозгу «волны ожидания»,
которые стимулируют готовность услышать,
что скажет собеседник.
2). Пауза. Важная техника
нерефлексивного слушания состоит в том,
чтобы выдерживать паузу после реплик
собеседника.
Одна из наиболее часто встречающихся
ошибок слушателя состоит в том, что он,
испытывая неловкость во время возникающих
пауз, пытается их заполнить, задавая вопросы.
Отвечая на эти вопросы, рассказчик уходит
от основной темы своего рассказа и говорит
не о том, о чем ему важно было рассказать,
а о том, о чем спросил слушатель.
Практика показывает, что если мы не перебиваем
рассказ человека, стремясь заполнить
тяготящие нас паузы своими репликами
и комментариями, то он, желая быть правильно
понятым, будет развивать тему своего
рассказа, дополняя его подробностями.
2. Поощрение рассказчика.
Вторая задача, решаемая слушателем, это
поощрение рассказчика продолжить разговор.
Если говорящий понимает, что партнер
его внимательно слушает, интересуется
его рассказом, он, как правило, укрепляется
в своем желании рассказывать и делает
это более охотно Экспериментальные исследования
публичных выступлений и частных бесед
показывают, что если слушатели от сознательного
игнорирования говорящего переходят к
активному вниманию, то тот начинает говорить
быстрее, чаще использовать жесты, иными
словами, «входит в роль» коммуникатора,
и процесс общения становится более интенсивным.
Данный способ влияния на желание собеседника
продолжить рассказ основан на следующей
закономерности: если человек получает
вознаграждение, которое для него привлекательно,
то у него проявляется тенденция повторять
то поведение, которое предшествовало
стимулу. Этот принцип, открытый и детально
изученный знаменитым американским психологом
Берресом Скиннером, лежит в основе многих
методик дрессировки животных. Однако,
с большим или меньшим успехом, он действует
и по отношению к людям: если человек достигает
того, к чему он стремился, появляется
тенденция и впредь использовать метод,
который привел его к успеху. В свою очередь,
об успехе в решении коммуникационной
задачи он судит по реакции партнера в
общении. Следовательно, выступая в качестве
собеседника, мы своими реакциями можем
поощрять или не поощрять нашего партнера
к какому-либо поведению.
Например, наш собеседник желает нас разозлить.
Если мы демонстрируем ему, что утрачиваем
душевное равновесие, то это будет поощрять
его к продолжению избранной линии поведения.
Если же собеседник желает быть услышанным,
то поощрять его рассказ будет заинтересованное
выслушивание.
Если рассмотреть техники слушания в контексте
оказания психологической помощи, то следует
сказать, что в психологическом консультировании
многие психологи избегают сажать клиента
таким образом, чтобы между ними оказывался
стол или другие предметы. Тому есть несколько
причин. Во-первых, стол снижает видимость
и не позволяет воспринимать невербальные
реакции клиента во время беседы; отсюда
возникает риск упустить часть важной
информации о состоянии клиента, не заметить
его реакции и не понять его. Во-вторых,
стол создает у клиента чувство защищенности
не на основе доверия к психологу, а из-за
присутствия преграды между ними. Между
тем для оказания психологической помощи
психологу необходимо выслушать искренний
рассказ клиента о том, что у него произошло,
а искренность, в свою очередь, связана
с доверием. Если клиент преодолеет свою
тревогу, решив довериться психологу,
он вероятнее решит свою проблему, чем
если снимет часть тревоги, спрятавшись
за столом, спинкой стула или портфелем.
3. Минимальные поощряющие
реплики. Следующий прием поощрения
рассказчика в процессе нерефлексивного
слушания состоит в том, что слушающий
время от времени реагирует на рассказ
партнера междометиями или нейтральными,
по существу малозначащими фразами: «Да!»,
«Это как так?», «Ну и ну!», «Понимаю вас...»,
«Продолжайте, пожалуйста, я вас слушаю...».
Эти реплики представляют собой простейшие
словесные реакции, которые позволяют
содержательно продолжить беседу. Такие
ответы являются приглашением высказываться
свободно и непринужденно. Они помогают
выразить одобрение, интерес и понимание.
Это не просто реплики, которые делаются
тогда, когда нечего сказать, это знаки,
говорящие о том, что мы внимательно слушаем
и приглашаем партнера продолжить разговор.
Поскольку нашему партнеру легче рассказывать
о себе заинтересованному собеседнику,
то, демонстрируя свое внимание с помощью
реплик, мы способствуем увеличению его
желания и готовности говорить.
Комментарии к невербальным
^ Реплики, звучащие в ответ на вербальные и невербальные
послания собеседника, иногда называют «открывающими», так как
они способствуют развитию беседы, особенно
в самом ее начале. Такие слова вдохновляют
говорящего, снимают напряженность, возникающую
из боязни быть непонятым или получить
молчаливый отказ, поскольку молчание
часто истолковывается неправильно —
как незаинтересованность или несогласие.
Необходимо заметить, что неверное использование
этих техник может приводить к обратным
результатам, провоцируя помехи в общении.
Наиболее часто встречаются две ошибки.
Первая состоит в том, что слушающий пытается
имитировать внимание. Он все время улыбается
и кивает головой в знак согласия, постоянно
говорит: «Угу», но не включается полностью
в то, что говорит рассказчик. Имитация
внимания поглощает иногда столько усилий,
что он оказывается не в состоянии слушать
и понимать услышанное. В результате партнер
распознает имитацию и теряет доверие
к слушателю.
Вторая ошибка состоит в том, что слушатель
реагирует на рассказ репликами, которые
рассказчик может понять и как принуждение
или несогласие, что может помешать общению.
Это, например, такие реакции, как: «Это
почему же?»; «Почему бы и нет?»; «Ну, не
может быть, чтобы так уж плохо»; «Ну, давайте
же, говорите!»; «Приведите мне на то хотя
бы одну причину!»
Эти ремарки, вероятнее всего, приведут
к прекращению разговора или заставят
говорить о том, чего человек и не хотел
рассказывать. Такие фразы — помехи в
общении.
Нерефлексивное слушание может быть полезным,
например, в следующих ситуациях:
Разумеется, это далеко не полный перечень
ситуаций, где нерефлексивное слушание
может быть эффективным, поразмыслив над
областью применения этой стратегии, вы
сможете найти и другие сферы общения,
где терпеливое внимательное выслушивание
собеседника будет весьма полезным.
Общее правило его применения состоит
в том, что нерефлексивное слушание особенно
полезно, когда собеседник проявляет такие
глубокие чувства, как гнев или горе, или
же просто говорит о том, что требует лишь
минимального ответа.
При том что нерефлексивное слушание бывает
очень полезным, в некоторых ситуациях
его использование может быть совершенно
неуместным.
Одной из целей нерефлексивного слушания
является помощь говорящему в самовыражении;
при этом предполагается, что у него есть
активное желание что-либо сказать. Если
у собеседника нет для нас никакой важной
информации или сильных переживаний, которыми
он хочет с нами поделиться, то молча смотреть
на него, улыбаться и кивать головой —
вряд ли уместно. Было бы ошибкой полагать,
что другие готовы говорить всегда, когда
мы готовы их слушать.
Другая ошибка в применении техник нерефлексивного
слушания заключается в том, что такое
наше поведение может ошибочно истолковываться
говорящим как наше согласие, когда оно
таковым не является. Если наш собеседник
пытается заручиться нашим согласием,
он может быть весьма красноречивым Внимательно
выслушивая его, мы можем лучше уяснить
себе, чего он от нас хочет. Если вы не намерены
с ним согласиться, но вместо того, чтобы
сообщить ему об этом, доброжелательно
на него смотрите и киваете головой, он
с полным основанием может решить, что
его предложение принято. Поэтому, когда
мы слушаем собеседника, чтобы понять
его мнение или чувства, и в то же время
не согласны с тем, что слышим, иногда лучше
всего высказать это честно и открыто.
Наши чувства могут прервать ход разговора
и даже вызвать открытое несогласие. Но
не сделать это — значит, рисковать столкнуться
позднее с еще большим непониманием
и негодованием.
Всегда существует опасность того, что
позицией нерефлексивного слушателя могут
злоупотреблять чрезмерно разговорчивые
люди, особенно те, кто невнимателен к
нуждам окружающих или пытается ими манипулировать.
Для контроля над использованием времени
слушателю имеет смысл перейти в более
активную позицию, которую мы обсудим
дальше.