Неуспеваемость ученика и способы коррекционно-развивающего воздействия учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:27, доклад

Описание работы

Каждый ребенок приходит в школу полным энтузиазма, желания учиться! Ведь он теперь совсем взрослый, школьник. Как обидно бывает наблюдать, как гаснет радость и приходит растерянность, неуверенность, разочарование. «Неуспевающий», «отстающий», «неуспешный»… Эти ярлыки непомерно тяжелая ноша для ребенка.
Проведённые исследования позволили выявить обобщённые точки зрения педагогов и родителей на проблему неуспеваемости.

Файлы: 1 файл

неуспеваемость ученика.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

Неуспеваемость ученика и способы коррекционно-развивающего воздействия учителя

 

«Урок — это  помощь. Кому-то скорая,

кому-то неотложная...»  

Ильин Е.Н 

Каждый ребенок  приходит в школу полным энтузиазма, желания учиться! Ведь он теперь совсем взрослый, школьник. Как обидно бывает наблюдать, как гаснет радость и приходит растерянность, неуверенность, разочарование. «Неуспевающий», «отстающий», «неуспешный»… Эти ярлыки непомерно тяжелая ноша для ребенка.

Проведённые исследования позволили выявить обобщённые точки зрения педагогов и родителей на проблему неуспеваемости.

 

Анкетирование учителей определило, что педагоги главными причинами неуспеваемости считают:

  • здоровье (60%);
  • семейные проблемы (32%);
  • низкую самооценку учащихся (16%);
  • тревожность (18%);
  • педагогическую запущенность детей (24%);
  • сложность программы (16,5%).
 

Родители склонны считать, что главные причины неуспеваемости их детей – это:

  • неинтересное преподавание предмета – 36%;
  • лень ребёнка – 32%;
  • недостаток внимания детей – 28%;
  • отсутствие индивидуального подхода – 24%;
  • большие учебные нагрузки – 24%.

 

Анализ результатов  исследования позволил выявить противоречие во взглядах на эту проблему педагогов  и родителей.

Еще в 70-е – 80-е  годы прошлого столетия ведущими отечественными и зарубежными педагогами были выделены причины неуспеваемости школьников разных ступеней обучения и условия, вызывающие неуспешность детей в учении. Ю.К. Бабанский выделил причины внутреннего и внешнего плана. Систематизируя и ранжируя эти причины, В.С. Цетлин пришла к выводу, что, ведущую роль играют   причины организационно-педагогического характера.

Как быть практику, принявшему решение бороться со школьной неуспешностью? Ответ очевиден, приоткрыться ученику, хотя бы на первых порах, меняя технологию обучения, активизируя учение и замещая преподавание сопровождением обучающегося в его образовательном путешествии, в котором его ожидает встреча не только и не столько с предметными знаниями.

 В процессе  преподавания математики, я стараюсь  придерживаться таких рекомендаций:

Этапы работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

Формируемые отношения:

  1. Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности,
  2. Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого
  3. Существенный, важный, но непривлекательный материал

Отношение к  процессу учения (усвоение знаний):

  1. Действует учитель – ученик только воспринимает
  2. Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса
  3. Ведущим становится ученик, учитель - в отдельных звеньях  процесса
  4. Ученик действует самостоятельно

Отношение к  себе, своим силам

  1. Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий
  2. Поощрение успеха к работе, требующей некоторых усилий
  3. Поощрение успеха в работе,   требующей значимых усилий

Отношение  к  учителю (коллективу):

  1. Подчеркнутая объективность, нейтралитет
  2. Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь
  3. Использование суждений наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Оказание помощи неуспевающему  ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы  особой доброжелательности при опросе

Снижение темпа  опроса, разрешение дольше готовиться у доски 

Предложения учащимся примерного плана ответа

Разрешение  пользоваться пособиями

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

При изложении нового материала

Применение  мер поддержания интереса к усвоению темы

Более частое обращение  к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания  ими учебного материала 

Привлечение их в качестве помощников

Привлечение к  сути проблемы, высказанной сильным  учеником

Самостоя-

тельная

работа 

Разбивка заданий на этапы, выделение ряда простых заданий

Ссылка на аналогичное  задание, выполненное ранее 

Напоминание приема и способа  выполнения задания 

Указание на необходимость актуализировать  правило

Ссылка на  свойства, которые необходимы для решения

Инструктирование  о   задании, требованиях к их оформлению

Стимулирование   самостоят-х   действий   слабоуспевающих

Контроль за их деятельностью, указание на ошибки

При организации самостоятель-

ной работы

Выбор для групп  слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа

Более подробное  объяснение последовательности выполнения

Предупреждение  о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий


Совершенствование методики преподавания и методов обучения

неразрывно связано  с вопросами развития самостоятельности  учащихся. Именно в развитии самостоятельности кроются большие возможности улучшения всего педагогического процесса, повышение его эффективности. Самостоятельные работы по усмотрению учителя могут быть оформлены в виде тестов, карточек, тренажера и др.

При изучении темы «Формулы сокращенного умножения» я даю учащимся на дом составить тренажер из определенного количества примеров и обязательно прорешать их. Ребята с удовольствием составляют карточки-задания для своего соседа по парте. Учащиеся составляли минисборники на три признака равенства треугольников, на свойства равнобедренного треугольника, на смежные и вертикальные углы. После проверки учителем данных заданий, удачно составленные и решенные оцениваются. Ученики обмениваются карточками. Многие ребята берут индивидуальные задания на дом. 
 Тематические зачеты, проводимые, по алгебре и геометрии рассчитаны на то, чтобы проверить знания учащихся теорем и умение их применять на практике. Выполнение заданий, предложенных для зачета, обязательно проводятся на уроке в виде письменной работы в трех уровнях. Параллельно с этим проводится устный опрос учащихся по теоремам, формулам, определениям. Подборка заданий для каждого зачета включает в себя от 4 до 8 вариантов в трех уровнях А, В, С. Во всех карточках выдерживается линия нарастания трудности материала. В то же время осуществляется индивидуальный подход.

Уровень А –  обязательный. Оценивается 3 балами. В  – 4 балла, С – 5 баллов. Для «слабых» учащихся готовятся карточки для  коррекции знаний, где указывается  для каждого примера правило, дается образец решения и задание для учащихся.  Такая работа оценивается «3», если же ученик решит дополнительное задание из уровня В, то учитель в праве поставить «хорошо».

Нередко даю  домашние контрольные и самостоятельные  работы также в трех уровнях. Неверно решенные задания подчеркиваю и даю возможность решить верно. При необходимости консультирую по выполненной неверно работе.

Ещё раз, акцентируя внимание на возможных путях преодоления  школьной неуспеваемости, следует отметить, что очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если причины трудностей в учёбе вовремя определить и провести необходимую коррекционную работу, то это будут лишь временные трудности, преодолев которые, ребёнок почувствует уверенность в своих силах. Если же не установить причины отставания, то оно может приобрести хроническую форму и разрастись из неуспеваемости по одному предмету в общую стойкую неуспеваемость.

 

Литература:

  1. В.С. Цетлин, Неуспеваемость школьников и ее предупреждение., М., «Педагогика», 1977.
  2. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников. – «Советская педагогика», 1972, №1.
  3. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.

Информация о работе Неуспеваемость ученика и способы коррекционно-развивающего воздействия учителя