Новообразования младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 21:15, доклад

Описание работы

Одно из самых сильных изменений в младшем школьном возрасте происходит в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Эта же задача в дошкольном возрасте либо вовсе не выделяется, либо выделяется с большим трудом.
В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. Сначала, разумеется, осваиваются примитивные приемы: повторение, внимательное длительное рассмотрение материала и т.п. В дальнейшем осваиваются и сложные приемы: группировка, осмысление связей разных частей материала и др.

Файлы: 1 файл

Новообразования младшего школьного возраста.docx

— 16.97 Кб (Скачать файл)

Новообразования младшего школьного возраста  

 Одно из самых сильных  изменений в младшем школьном  возрасте происходит в познавательной  сфере ребенка. Память приобретает  ярко выраженный познавательный  характер. Изменения в области  памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую  мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Эта же задача в дошкольном возрасте либо вовсе не выделяется, либо выделяется с большим трудом.  
   В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. Сначала, разумеется, осваиваются примитивные приемы: повторение, внимательное длительное рассмотрение материала и т.п. В дальнейшем осваиваются и сложные приемы: группировка, осмысление связей разных частей материала и др.  
   В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Восприятие, таким образом, становится совершенно сознательным процессом. Теперь похожие акты восприятия могут преследовать разные задачи, равно как и наоборот: одна и та же задача может побуждать к разным актам восприятия. Опытные педагоги в курсе тех трудностей, которые испытывает ребенок при восприятии нового объекта. Поэтому они учат детей рассматривать объект, руководят их восприятием.  
   Для руководства восприятием необходимо у ребенка создавать предварительное представление, предварительный поисковый образ для того, чтобы ребенок смог увидеть то, что нужно. Важно последовательно приучать ребенка к тому, что на объекты можно смотреть по-разному, с разной задачей. Важно приучать и к тому, что можно управлять своим вниманием. Указкой педагог водит взор ребенка за собой. В дальнейшем у ребенка формируется своя "внутренняя указка". Для взрослого человека может показаться маловажным простое рассматривание объектов, однако на протяжении всего младшего школьного возраста детям очень важно научиться рассматривать объекты, без этого интеллектуальные изменения не могут произойти.  
   Учебная деятельность предъявляет очень большие требования и к другим сторонам психики ребенка. Она способствует развитию воли. Если раньше, в дошкольном возрасте, произвольность выступает лишь в отдельных случаях, то в школе вся деятельность по своему характеру является произвольной. Любая попытка превратить учебное дело в развлекательное является ложной. Учение всегда требует известной внутренней дисциплины.  
   На опасность развлекательной педагогики указывал ещё К. Д. Ушинский. Школа создает близкие цели - это оценка знаний. Но все же основной смысл учения – подготовка к будущей деятельности – требует высокой степени произвольности. Именно в младшем школьном возрасте формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах. Эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер, ребенок тоже учится ими управлять.  
   Наиболее существенные изменения наблюдаются в области мышления, которое в младшем школьном возрасте приобретает абстрактный и обобщенный характер. Выполнение интеллектуальных операций маленькими школьниками связано с трудностями, многие из которых непонятны взрослым людям, даже некоторым педагогам.  
   Например, ребенок испытывает большие трудности при анализе звукового состава слова и анализе слов в предложении. Ребенка спрашивают, сколько слов в предложении: "Ваня и Петя пошли гулять", а он отвечает, что два ("Ваня" и "Петя"). Интересную аналогию предложили А. Р. Лурия и Л. С. Выготский, которые отметили, что речь выступает для ребенка как стекло, через которое видно что-то, но самого стекла (слова) не видно.  
   В младшем школьном возрасте дети путают величину и количество. Когда младшему школьнику показывают 4 маленьких кружка и 2 больших и спрашивают, где больше, ребенок указывает на 2 больших. Вначале младшие школьники мыслят по-дошкольному, ребенок исходит из непосредственной практической значимости явления, не принимает во внимание генезис этого явления, а именно это является решающим для определения научных понятий. В школьном возрасте формируется новый тип мышления (В. В. Давыдов).  
   Учебная деятельность способствует развитию познавательных способностей ребенка. В детском саду деятельность ребенка ограничена ознакомлением с окружающим, ребенку не дается система научных понятий. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий – основой наук. Человечеством система научных понятий создавалась в течение тысячелетий, а ребенок это должен усвоить за небольшое количество лет.  
   В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций. Л. С. Выготский выделил в качестве основной проблемы возрастной психологии проблему соотношения обучения и психического развития. Ей он придавал принципиальное значение. Хорошо известны его слова: "Осознанность и произвольность входят в сознание через ворота научных понятий".  
   Таким образом, младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Активно развивающийся интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Возникает произвольное и намеренное запоминание, ставится задача произвольного воспроизведения. Дети сами начинают использовать средства для запоминания. Так, развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта.  
   Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста следующие:  
   - произвольность и осознанность всех психических процессов,  
   - интеллектуализация всех психических процессов,  
   - внутреннее опосредование процессов, происходящее благодаря усвоению системы научных понятий.

Литература

Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.


Информация о работе Новообразования младшего школьного возраста