Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:15, статья
Целью данного исследования является выявление путей и способов оптимизации учебного процесса с помощью технологий интернет
УДК 811.11-112
Одесский национальный
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СреДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ
ИЗУЧЕНИЯ Иностранного ЯЗЫКА
Целью данного исследования является выявление путей и способов оптимизации учебного процесса с помощью технологий интернет.
В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. Коммуникативный подход – стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним. Для пользователя реализация коммуникативного подхода в интернете не представляет особой сложности. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или вопрос для обсуждения, причем студенты не просто делятся информацией, но и оценивают ее. Важно чтобы такое задание делало возможным гибкое использование всех знаний и умений учащихся. Коммуникативный подход в значительной степени направлен на студента, отвечая основному критерию современной дидактики.
Использование интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещений страны изучаемого языка, во время приема иностранных гостей дома, при переписке, при обмене аудио- и видеокассетами, результатами заданий с друзьями в стране изучаемого языка.
Коммуникативность не сводится только к установлению с помощью речи социальных контактов, к овладению туристским языком. Это приобщение личности к духовным ценностям других культур – через личное общение и через чтение [1, с. 31]. Коммуникативное обучение языку посредством интернет подчеркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения. Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, а изучение структуры и словаря иностранного языка служат этой цели. В дополнение к коммуникативным потребностям, обучаемым необходимо освоить методику работы в Интернете, чтобы быть более ответственными за свое собственное обучение. Им нужно выработать способность справляться с ситуацией, когда их языковые ресурсы недостаточно адекватны; иметь хорошие учебные навыки; способность оценивать свою собственную речь и успехи, а также способность определять и разрешать учебные проблемы. Развитие самостоятельности обучаемого с помощью глобальной сети представляет собой постепенный процесс, который следует постоянно поощрять.
Одним из новых требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность – это объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами [2, с. 94]. Интерактивный подход в виртуальном пространстве служит одним из средств достижения коммуникативной цели на уроке. От принципа коммуникативности он отличается наличием истинного сотрудничества, незаданности, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы, в то время как для коммуникативного задания это не является обязательной целью.
Обучая подлинному языку, интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Более того, интернет развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это связано с мыслительными операциями: анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования и упреждения. Таким образом, навыки и умения, формируемые с помощью интернет-технологий, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках "языкового" аспекта. Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода.
Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. И когда это начинает получаться, можно говорить о языковой компетенции, пусть даже и при наличии ошибок. Главное умение спонтанно, гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу, т.е. интерактивность можно рассматривать как способ саморазвития через интернет: возможность наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного обсуждения [3, с. 68].
Несомненно, Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д.
Большим плюсом использования ресурсов интернета является развитие межкультурной компетенции, т.е. знакомство с различными культурами, определение путей их взаимодействия и взаимопроникновения, формирование культурных универсалий, необходимых для достижения взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном общении. World Wide Web с огромным количеством сайтов и домашних страничек, предоставляющих информацию на все вкусы – является бескрайним полем деятельности в плане использования на уроке иностранного языка для развития межкультурной компетенции.
Литература
1. Гостии A.M., Чернышев А.С. Организация обучающей деятельности в открытой гипермедийной среде / А.М. Гостии, А.С. Чернышев // Современные информационные технологии в образовании. – Рязань, 2008. – С. 24-45.
2. Шейлз Джо. Коммуникативность в обучении современным языкам. – М.: Европа Пресс, 2005. – 231 с.
3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному языку. – Е.И. Пассов. – М: Просвещение, 2001. – 197 с.