Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 22:55, автореферат
В современном мире важным приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи, а результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Поэтому на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие компетентности выпускника, как, например, способность разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Но процесс формирования компетенций учащихся не может быть полноценным без продуманной системы средств их измерения и оценивания. Актуальность изучения процесса оценивания отмечается всегда. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным.
Не менее важен и следующий вид портфолио - «портфолио отзывов».[9] Именно в нём ученикам предлагается представить отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, социальные практики, участие в конференциях и в самых разных сферах приложения сил. Важной составляющей данного раздела является самооценка ученика, его рефлексия собственной деятельности. Бывает, что ребёнок предоставляет неплохие результаты по каким - либо предметам, образовательным областям или конкурсам, олимпиадам, а выполняет при этом работу с большим нежеланием, о чём часто никто и не подозревает. В результате он может получить рекомендации, заниматься на профиле, где он будет успешен, но не будет испытывать морального удовлетворения. Помочь ребёнку найти себя, грамотно выстроить профориентацию будет возможно, используя этот раздел портфолио, где будет представлена Саморефлексия ребёнка на разнообразную выполняемую им деятельность, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.
Виды образовательных
Таким образом, перед учителем возникает непростая задача – учесть множество аспектов и уровней деятельности учащихся на уроке, отследить эффективность и продуктивность произведённых действий и высказываний. При этом необходимо оценить работу каждого ученика, отследить степень его качественного приращения. Выход видится в применении комплексной оценки, которая не только характеризует знания, умения, но и учитывает систематичность, самостоятельность и творческое начало в учебной работе, степень проявления сформированных компетенций, мировоззренческую глубину, гражданскую позицию, оригинальность и нестандартность полученных образовательных продуктов. Конечный результат оценивания может быть представлен в интегрированном виде: оценка учителя, самооценка и взаимооценивание, рефлексия.
Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным. Сегодня, наверное, именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.[8]
Таким образом, изменения системы оценивания в школе будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования.
Кроме этого:
- процессы итогового оценивания и выставления текущих отметок будут разделены, что поможет искоренению «процентомании»;
- при текущем контроле будут
созданы комфортные условия
- при текущем контроле будет
поощряться прежде всего
- учащимся будут заранее
- в содержание обучения будут
включены методы самоконтроля
и самооценивания учеником
- процедуры текущей и итоговой
аттестации будут адекватными
технологии единого экзамена, аттестации
и сертификации знаний
Поиск новых подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся связан с переходом от принципа оценивания по соответствию некоторой норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения, с необходимостью оценки личностных достижений каждого учащегося, развитием рефлексивных умений и самооценки учащихся.
Библиографический список
1. Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования.// Школьные технологии. – 2004. - №1.
2. Вязовова О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя// Информация и образование. – 2001 - №4
3. Герасимова Н. . Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников. – 2003 - №6
4. Громова Т. . Не оценивать, а мотивировать// Управление школой. – 2005. – 16-30 ноября (№22).
5. Ксензова Г.Ю.. Оценочная деятельность учителя.: М., 1999
6. Костылев Ф.В.. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: 2000
7. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных достижений - «портфолио»// Директор школы.-2004. - № 7
8. Оценка в современной школе.// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - №5.
9. Пейн С. Дж. Учебное портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. – 2000.- № 1.
10. Портфолио достижений ученика – шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа.- № 5. - 2004.
11. Русских Г.А.. Технология рейтингового обучения// Дополнительное образование. – 2004, № 12
12. Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные технологии. – 2003. - №6.