Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:03, статья
В наше время в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется образовательное содержание и воспитание детей, появилось множество инновационных программ, в связи с этим из поля зрения выпал раздел нравственно- патриотического воспитания.
Основой формирования у детей социального опыта, воспитание привязанности к ближним людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. Постепенно у ребенка складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство « Родительского дома» ложится в основу любви к Родине.
Нравственно – патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования.
В наше время в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется образовательное содержание и воспитание детей, появилось множество инновационных программ, в связи с этим из поля зрения выпал раздел нравственно- патриотического воспитания.
Основой формирования у детей социального опыта, воспитание привязанности к ближним людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. Постепенно у ребенка складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство « Родительского дома» ложится в основу любви к Родине.
В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром , по нравственно –патриотическому воспитанию включены разделы ,посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной. Например, программа ознакомления с социальным миром « Я - человек» С А Козловой и т.д. Большинство педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, считают этот вид деятельности важным средством нравственно – патриотического воспитания . Дети старшей и подготовительной группы дома вместе с родителями рисуют схему своей родословной, чаще всего в виде дерева.
Мы предположили, что в основе качеств или свойств личности лежат закрепившиеся и ставшие привычными формы поведения ребенка. Кроме того, мы предположили, что закрепление «упражняемых» форм поведения и возникновение у ребенка потребности действовать соответственно этим усвоенным формам происходит лишь в том случае, если «упражнение» осуществляется только по определенным мотивам. Если же данная форма поведения осуществляется по принуждению, то хотя ребенок и приучается действовать по требованиям окружающих, однако у него не возникает потребности поступать так же и в тех случаях, когда отсутствует это требование или контроль за его выполнением. Следовательно, поведение, выработанное по принуждению, не является устойчивым и не соответствует тому главному нравственному критерию, который был выдвинут А. С. Макаренко: хорошо нравственно воспитанный ребенок должен поступать правильно не только на людях, но и наедине с самим собой.
При воспитании организованности в качестве таких внешних средств выступали песочные часы, которые в наглядной форме показывали ребенку течение времени и таким образом позволяли ему, приноравливая свои действия к указанному времени, овладевать нужным темпом поведения. Использование песочных часов вырабатывало у детей чувство времени, умение ориентироваться на временные показатели, что является важнейшим компонентом организованного поведения.
Для формирования у детей не только организованности, но и многих других качеств личности. Этими условиями являются: наличие достаточно сильного и длительно действующего мотива поведения; постоянство усваиваемых его форм, а также их расчленение на более элементарные; наличие внешних средств, являющихся опорой при овладении ребенком своим поведением.
Исследования по формированию качеств личности школьника позволили сделать выводы и по некоторым общим закономерностям этого процесса, которые могут и должны быть использованы педагогикой при разработке ею конкретных вопросов построения методики воспитательного процесса.
Эти выводы в основном сводятся к следующему.
Качества личности представляют собой результат усвоения ребенком существующих в данном обществе форм поведения. По своей психологической природе они являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного качества мотива и специфических для него форм и способов поведения.
Формирование качеств происходит в процессе упражнения ребенка в соответствующих формах поведения, осуществляющегося при наличии определенной мотивации.
Усваиваемая форма поведения становится устойчивой в том случае, если ребенок, с одной стороны, научается соответствующим способам поведения, с другой -если у него возникает внутреннее побуждение вести себя согласно усвоенным образцам.
Информация о работе Нравственно – патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования