Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 15:20, лекция
Нравственное развитие - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Нравственное развитие - это есть выработка принципов поведения личности, норм и правил, выражающих её отношение к обществу, труду, собственности, отношение человека к человеку. Нравственное развитие в конечном результате - это формирование моральных качеств и нравственных чувств личности
Романчич А.В. ФСР 3 курс.
Аннотация.
Нравственное развитие.
Нравственное развитие - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Нравственное развитие - это есть выработка принципов поведения личности, норм и правил, выражающих её отношение к обществу, труду, собственности, отношение человека к человеку. Нравственное развитие в конечном результате - это формирование моральных качеств и нравственных чувств личности
Для развития нравственности необходимы качества:
Человечность - система позитивных, объединяющих чувств и реакций: симпатии, понимания, сочувствия. В своих высших проявлениях она включает осознанное, доброе и непредвзятое отношение не только к людям, но и к природе, животному и растительному миру, культурному достоянию человечества. Эта способность и готовность индивида перенести естественную любовь к самому себе и к своим близким на других людей, на весь окружающий мир.
Почтительность - обеспечивает благожелательность и уважение в контактах с миром.
Разумность – интеллектуальная цензура поведения.
Мужество- организует и мобилизует усилия,
необходимые для достижения нравственных
целей, за разумом закреплена роль интеллектуальной
цензуры поведения,
Честь – чувственно –эмоциональное
поведение человека.
Уровни развития нравственности.
Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием. Уровни нравственности (по Кольбергу) имеют следующую градацию:
1. Преднравственный уровень (до 10 лет) включает стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека (“гетерономная мораль”), суждения выносятся в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок.
На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка (“автономная мораль”).
2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет) – ориентация на принципы других людей и на законы.
На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.
На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.
3. Постконвекциональный уровень (с 13 лет) – человек судит о поведении, исходя из собственных критериев.
На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении прав человека или признания демократического принятого решения.
На шестой стадии поступок
квалифицируется как
Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.
Для оценки нравственного развития личности подростков была разработана следующая анкета, которая заполняется респондентом.
Ваш пол: |
М |
Ж |
Ваш возраст: ______лет | |||||
При ответах на вопросы с 1 по 20 используйте следующие варианты оценок: 1-очень низкая, 2-низкая, 3-средняя, 4-высокая, 5-очень высокая | ||||||||
Оцените значимость для Вас следующих человеческих качеств и чувств: | ||||||||
1. Доброты…………….…………… |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
2. Милосердия:…….……………… |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
3. Любви к людям:……… ………… |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
4. Бескорыстия:….....…………… |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
5. Оптимизма:….……………… |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
6. Любви к жизни …………………… |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
7. Достоинства:…...……………….... |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
8. Чести:………………………………… |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
9. Ответственности: ……………… |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
10. Долга:……......……………… |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
11. Верности:…….………………… |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
12. Справедливости:.……………… |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
13.. Честности:.………………………… |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
14. Правдолюбия ………………… |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
15.Нравственной чистоты:… ……… |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
16. Миролюбия:...……………….. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
17. Патриотизма:.…………………… |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
18. Альтруизма ……………………… |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
19. Совести …………………… |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
20. Сознательности:………………… |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
При работе с анкетой респондент отвечает на вопросы, выбирая один из приведенных вариантов ответа.
Оценка нравственного развития личности проводилась по Показателю Нравственного Развития (ПНР), который представляет собой среднее арифметическое оценок значимости для индивида 20 основных нравственных ценностей, выраженное в процентах [3].
В рамках данного метода оценки ПНР изменяется в диапазоне от 20% до 100%. Для оценки уровней ПНР предлагается использовать следующую шкалу: 20-40% - низкий, 41-60% –средний, 61-80% – высокий, 81-100% – очень высокий уровень ПНР.