Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 22:31, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования – внеурочная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – нравственное воспитание учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников
1.1 Психолого–педагогические аспекты нравственного воспитания……...…6
1.2 Характеристика младшего школьного возраста………………………….16
1.3 Особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...22
1.4 Способы организации и педагогические условия нравственного воспитания во внеурочной деятельности………………………………………31
Глава II. Опытно-поисковая работа по нравственному воспитанию младших школьников.
2.1. Диагностика уровня нравственной воспитанности младших школьников………………………………………………………………………40
2.2. Работа по нравственному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности……………………………………………………….48
2.3. Анализ результатов…………………………………………………………52
Заключение……………………………………………………………………….55
Список использованной литературы…………..…

Файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

1. Учет возрастных  особенностей младшего школьника. 
2. Использование определенных форм и методов нравственного воспитания 
3. Организация совместных коллективных усилий и переживаний и обеспечение эмоциональной насыщенности общей деятельности. 
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

ГЛАВА II ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Диагностика уровня  нравственной воспитанности младших школьников во внеурочной деятельности

Диагностические исследования проводились на базе школы № 73 
г. Оренбурга, в 3 классе. Опытно – поисковая работа была организована и проведена в рамках внеклассной работы под руководством учителя начальных классов высшей категории Гришиной Л. И. 
На констатирующем этапе для диагностики и выявления уровня сформированности нравственных качеств учащихся начальной школы методами исследования были выбраны: наблюдение, беседа, рассказ и опрос. 
Данные опроса учителей и родителей учащихся выявили значимость и актуальность исследуемой проблемы. Так, абсолютное большинство опрошенных оценили её как актуальную. В формировании ценностных ориентаций, по мнению экспертов, существенную роль играют идеальные личности, на основе подражания которым и происходит формирование ценностей. Опрос учащихся 3 класса (19 человек) показал, что такими идеалами у младших школьников являются родители и ближайшие родственники, преуспевающие бизнесмены и предприниматели, учителя, герои литературных произведений и фильмов, друзья и знакомые. 
Затем мы выявили степень интереса младших школьников к нравственной проблематике. Для этого использовали методику М.Рокича, модифицированную Е.Ф.Шубиной. Значительная часть детей дали высокую оценку ценностям социального характера таким, как удачная учеба, бизнес, богатство. Более низкую оценку получили такие нравственные ценности, как честь, достоинство, порядочность, совесть, жалость, милосердие и т.д. В ходе констатирующего эксперимента были также применены методики Н.Е.Щурковой, по которым определялось, какими качествами, по их собственной оценке, обладали школьники. Учащиеся считали себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения. Некоторые учащихся не смогли ответить, считают ли они себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения. Наименьшее число учащихся не считают, что они должны строить свои отношения на принципах взаимоуважения и изменять своё отношение к людям. 
Для воспитания нравственных качеств мы проводим диагностику по методике д.п.н. КГПУ М.И. Шиловой, диагностические таблицы отражают пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: саморегуляция личности, отношение к обществу, активная жизненная позиция, отношение к родине, отношение к природе. 
Анализ психологических и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых по данной методике, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его нравственную воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и общей диагностической картине по таблицам УНВ в коллективе, учитель - воспитатель может моделировать воспитательную концепцию как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы к воспитанию каждого отдельного ребенка в классе. 
Таблицы уровня нравственной воспитанности разработаны по трем ступеням с учетом психологических и возрастных особенностей детей: младший школьник, подросток, старшеклассник (см. таблицу 1).

Таблица 1. 
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления нравственной воспитанности младшего школьника

Показатели воспитанности Уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) 
1. Отношение к обществу 
1. Отношение к родной природе 1. 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 
2 - любит и бережет природу; 
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 
0 - природу не ценит и не бережет. 
2. Гордость за свою страну 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 
2 - интересуется историческим прошлым; 
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 
0 - не интересуется историческим прошлым. 
3. Служение своими силами 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 
2 - находит дела на службу малому Отечеству; 
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству 
4. Забота о своей школе 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других 
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 
1 - в делах класса участвует при побуждении; 
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает. 
2. Отношение к умственному труду

5. Познавательная  активность 3 - сам много читает  и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 
2 - сам много читает; 
1 - читает при побуждении взрослых, учителей 
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует 
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 
2 - стремится учиться как можно лучше 
1 - учиться при наличии контроля; 
0 - плохо учится даже при наличии контроля 
7. Саморазвитие 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 
2 - есть любимое полезное увлечение; 
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 
0 - во внеурочной деятельности не участвует. 
8. Организованность в учении 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно 
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет 
3. Отношение к физическому труду

9. Инициативность и творчество в труде 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими; 
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет. 
10. Самостоятельность 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 
1 - трудится при наличии контроля; 
0 - участия в труде не принимает 
11. Бережное отношение к результатам труда 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 
2 - бережет личное и общественное имущество; 
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. 
12. Осознание значимости труда 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться. 
4. Отношение к людям 
13. Уважительное отношение к старшим 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 
2 - уважает старших; 
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 
0 - не уважает старших, допускает грубость. 
14. Дружелюбное отношение к сверстни-кам 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 
0 - груб и эгоистичен 
15. Милосердие 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 
2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 
0 - неотзывчив, иногда жесток 
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 
1 - не всегда честен; 
0 - нечестен 
5. Отношение к себе 
17. Развитая добрая воля 3 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли сверстников; 
2 - проявляет добрую волю, стремится развивать ее; 
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать. 
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 
0 - нормы и правила не соблюдает 
19. Организованность и пунктуальность 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 
0 - начатые дела не выполняет 
20. Требовательность к себе 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

В зависимости от внешней и внутренней саморегуляции, можно выявить разные уровни воспитанности (высокий, средний, низкий), отметить невоспитанность. 
Невоспитанность – характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции. 
Низкий уровень нравственной воспитанности – представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом самоорганизация и саморегуляция ситуативны. 
Средний уровень нравственной воспитанности – свойственны самостоятельность, проявления самореализации и самоорганизации, хотя общественная позиция еще не проявляется. 
Высокий уровень нравственной воспитанности – наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции. 
В программе выделены интегративные для каждого возраста качества. Для каждого из них раскрыты основные проявления. Например, – показателем патриотизма у младших школьников является любовь к родной природе, гордость за свою страну. 
Для того чтобы отслеживать продвижение детей в нравственно-волевом развитии, мы изучили представления и понятия о нравственности, чертах и качествах характера, и изучили представление детей о них. 
Для краткости выражения результатов, использования в целях коррекции мы фиксировали их в сводном листе (см. таблицу 2). 
Расшифровка таблицы представлена в приложении 1. 
Таблица 2. 
Результаты диагностики нравственной воспитанности на констатирующем этапе 
Список 
учащихся Показатели нравственной воспитанности 
Отношение к обществу Отношение к умствен-ному труду Отношение к 
физическому 
труду Отношение к 
людям Отношение к 
себе. 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 
Максим М. 2 2 1 1 2 2 1 2 1 1 1 1 1 0 0 1 1 1 0 1 
Наташа М. 2 1 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 2 2 2 1 2 3 2 2 
Дима С. 2 3 2 2 3 2 2 2 1 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 
Лиля Ш. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 
Вика В. 3 2 2 3 2 3 2 2 2 3 3 3 2 3 2 3 3 3 3 3 
Настя Д. 3 2 2 3 2 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 
Дамир С. 2 2 2 1 2 2 1 2 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 1 
Дима П. 2 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 
Вика М. 2 1 1 1 1 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 
Артем О. 2 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 
Вика К. 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 
Андрей Н. 1 0 1 1 1 0 0 0 0 1 2 1 2 1 1 1 0 2 1 1 
Никита Л. 3 3 3 2 3 3 2 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 2 2 
Полина К. 2 2 2 3 2 3 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 
Сергей К. 1 1 1 1 1 1 0 1 0 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 
Настя Ч. 2 1 1 1 1 2 1 2 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 1 
Саша А. 3 3 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 
Маша К. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 
Настя Ф. 2 2 2 2 2 3 2 3 3 3 2 2 2 2 2 2 3 3 3 2

В столбцах «Показатели нравственной воспитанности» фиксируется тот уровень, который преобладает на данный момент у конкретного ребенка. 
Преобладание ярких проявлений (3 уровень) отражает самостоятельность, высоконравственность деятельности и поведения, признаки продуктивного, деятельного характера. В таком случае говорят: «серьезный, самостоятельный, хорошо воспитанный ребенок». 
Преобладание признаков 2 уровня: ребенок недостаточно самостоятелен, и не всегда саморегулирует свою деятельность, активную нравственную позицию. В этом случае «воспитанный ребенок». Преобладание признаков 1 уровня: преобладание внешней регуляции его деятельности и отношений. Такой обучающийся нуждается в побуждении и контроле. О таких детях 
говорят: «недостаточно воспитанный ребенок». Преобладание отрицательных проявлений, вредных привычек в поведении ребенка характеризует его как невоспитанного. 
По результатам анализа «Сводного листа была составленна диаграмма (см. рис. 1) рис. 1 
Из представленной диаграммы выявлено, что у обучающихся 3 класса преобладают признаки второго уровня проявления нравственно-волевых качеств личности. Наиболее яркими качествами формирующейся нравственности у данной возрастной группы детей являются отношение к обществу, отношение к физическому труду, отношение к людям. Следует обратить внимание на развитие у ребят отношений к умственному труду и отношения к себе.

2.2. Работа по  нравственному воспитанию младших  школьников во внеурочной деятельности  в начальной школе

В ходе формирующего этапа поисковой работы мы проводили этические беседы:

Обсуждали вопрос о дружбе с героем литературного произведения или фильма. 
1. С кем бы хотел подружиться? 
2. Почему? Какие качества привлекают в герое? 
(дети хотят дружить с сильными личностями, желательно со сверхъестественными возможностями – Человек паук и Супермен. Считают, что этому можно научиться, что эти герои, будучи друзьями, могут прийти на помощь в трудную минуту) 
3. А кто вам в жизни помогает в трудную минуту? 
4. А чем могут помочь телевизионные и литературные герои? 
(делается вывод, что помогают в трудные минуты близкие люди – мама, папа, друзья, родственники. Вымышленные герои могут помочь только показав пример силы или находчивости в выходе из критической ситуации) 
Также проводились беседы: «От любви к матери – до любви к Родине», 
«Кого мы называем добрым». 
Также мы провели два классных часа соответствующих проблеме исследования. Цель первого классного часа «Дорогою добра» (см. приложение 2): учить ребят взаимопомощи, поддержке, уважению друг к другу, воспитание культуре межличностных отношений. На классном часе мы с ребятами разбирали разнообразные ситуации. Ребята охотно вступали в дискуссии делали свои выводы, предлагали свои варианты по предложенным ситуациям. В целом классный час прошел хорошо. На передоложенные ситуации «Помочь учителю повесить плакат, зажечь свет, сте¬реть с доски, отпереть кабинет, раздать тетради, листы, книги», ребята отвечали следующим образом. «Да, я всегда предлагаю свою помощь учителю» (ответили 16 человек). «Я бы предложил помощь, но мне кажется, что это будет выглядеть как подхалимство, смогу только в той ситуации, если в классе никого не будет» (ответили 4 мальчика). «Позвоните по телефону кому-либо из стоящих здесь людей. Начните разговор». Две девочки хорошо справились с этим заданием, беседа проходила в культурной форме, с извинениями и т.д. 
На первый взгляд было понятно, что класс привык к такой форме проведения классного часа, ребята хорошо знали как себя нужно вести в той или иной ситуации, имели представления о морали, об этикете, о безнравственных поступках и т.д. Классный руководитель удаляет много времени на нравственное просвещение ребят (походы в театр, проведение классных часов, мероприятий и т.д). 
Цель другого классного часа «Какой я?» (см приложение 3): учить ребят взаимному уважению друг к другу, а так же к пожилым людям, воспитание культуре межличностных отношений. Предлагались следующие ситуации: 1. «Выразить почтение к старику». Ребята были разбиты на команды. Каждая команда разыгрывала сценку на эту ситуацию, как, по их мнению, выражается уважение к пожилым. На мой взгляд, ребята отлично справились с таким видом работы, сценки получились естественными, интересными. 2. «Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита». Так же ребята были разбиты на команды, каждая команда выполняла задание. Можно сделать вывод о том, что ребята хорошо знают правела этикета и умеют применять полученные знания. Классный руководитель так же участвовал в дискуссиях, помогал ребятам, акцентировал их внимание на той или иной ситуации, так же классный руководитель просил ребят вспомнить некоторые правила этикета. Классный руководитель попросил ребят сделать выводы, а так же сравнить поведение ребят в повседневной жизни. Ребята пришли к выводу, что не всегда руководствуются правилами этикета, и делают безнравственные поступки. 
Также мы провели в классе воспитательное дело. Тема воспитательного дела: «Вавилонская башня». Цель: воспитание культуры межличностных отношений, уважение друг к другу, принятие совместных решений, взаимопомощь. Наша задача была в том, что бы сплотить ребят, научить их общаться между собой, уважать мнения друг друга. Ребята активно участвовали в играх, сценках, принимали совместные решения, проявляли уважение к мнению друг друга, действовали сообща. Нами была составлена памятка для организатора воспитательного дела (см. приложение 4). 
Также включали учащихся в деятельность, направленную на помощь другим людям: младшим (первоклассникам, своим братьям и сестрам), старшим (родителям, учителям, пожилым людям); учили заботиться о природе. Учащиеся экспериментального класса участвовали в празднике посвященном Дню пожилого человека (см приложение 5), операциях «Милосердие», «Подарок моим друзьям», экологических субботниках. 
Мы включали учащихся в проблемные ситуации, способствующие выработке нравственных поступков и закреплению их как привычки в поведении. Воспитывающие проблемные ситуации – это специально организованные педагогом экстремальные условия для школьника, включающие в себя рассогласования, противоречия между требованиями социума и уровнем развития личности, или между ситуативным требованием активности личности и уровнем развития способностей к осуществлению нравственного выбора, рационализирующих поиск оптимальных вариантов преодоления моральных противоречий. В опытно - посковой работе мы создавали воспитывающие проблемные ситуации в ходе обсуждении тех или иных альтернативных выборов вида деятельности или стиля поведения; при оценке действий и поступков, основанной на принципах нормативной нравственности; а также при сопоставлении нормативных положений с конкретными поведенческими ситуациями; в дискуссии о том, как нужно поступать в предлагаемой ситуации. 
В целом работать с ребятами понравилось, они охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы. К тому же ребята оказались творческими (артистичными) личностями. На наш взгляд нужно проводить и дальнейшую работу в классе в этом направлении (нравственное воспитание), это позволит сплотить класс, развить у них культуру общения, поведения. В целом класс творческий, любят разыгрывать разные сценки, которые придумывают сами или на основе произведений, поэтому дальнейшую работу можно направить и на развитие творческого потенциала у детей. Если в дальнейшем в классе будет проводиться такая работа с детьми, то ребята вырастут культурными, высоко нравственными людьми.

2.3. Анализ результатов

В рамках контрольного этапа мы провели аналогичную диагностику и составили таблицу с критериями нравственной воспитанности или «Сводный лист» (см. таблицу 3). 
Таблица 3. 
Результаты диагностики нравственной воспитанности на контрольном этапе 
Список 
учащихся Показатели нравственной воспитанности 
Отношение к обществу Отношение к умствен- 
ному труду Отношение к 
физическому труду Отношение к людям Отношение к себе 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 
Максим М. 2 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2 1 2 2 2 1 2 2 1 2 
Наташа М. 2 2 1 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 
Дима С. 2 3 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 3 2 3 2 3 2 2 3 
Лиля Ш. 2 2 3 2 3 2 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 3 2 
Вика В. 3 2 2 3 2 3 2 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 
Настя Д. 3 2 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 
Дамир С. 2 2 2 2 3 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 
Дима П. 2 2 3 1 2 2 2 2 2 2 3 2 3 2 2 2 3 2 2 2 
Вика М. 2 2 2 2 2 2 3 2 2 3 2 3 2 3 2 3 2 2 2 2 
Артем О. 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 3 2 3 2 3 3 
Вика К. 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 
Андрей Н. 2 1 1 1 1 2 2 2 1 2 2 1 2 2 2 2 1 2 1 1 
Никита Л. 3 3 3 2 3 3 2 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 2 
Полина К. 2 2 2 3 2 3 3 2 2 3 3 2 3 2 3 3 3 2 2 2 
Сергей К. 2 2 2 2 1 2 1 1 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 1 
Настя Ч. 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 
Саша А. 3 3 2 2 3 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 
Маша К. 3 2 3 2 2 3 2 2 3 3 2 2 3 3 2 3 2 3 2 3 
Настя Ф. 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2 3 3 3 3

По результатам анализа «Сводного листа» была составлена диаграмма (см рис. 2). Для сравнения результатов диагностики см. приложение 6. 
рис. 2 
Как видно из данной диаграммы динамика роста нравственности у учащихся очевидна. Через 6 недель на низком уровне осталось минимальное количество человек: 1 ребенок на низком уровне остался в показателе «Гордость за свою страну», двое в критерии «Служение своими силами», четверо в показателе «Забота о своей школе», трое в «Познавательной активности», двое в показателе «Саморазвитие», двое в критерии «Организованность в учении», трое детей в показателе «Инициативность и творчество в труде», трое ребят в критерии «Осознание значимости труда». По одному ребенку на низком уровне остались в таких показателях как: «Милосердие», «Развитая добрая воля», «Самоуважение и соблюдение правил культуры поведения». По двое детей на низком уровне остались на последних двух показателях это: «Организованность и пунктуальность» и «Требовательность к себе». Но в таких показателях как: «Отношение к родной природе», «Стремление реализовать свои интеллектуальные способности», «Самостоятельность», «Бережное отношение к результатам труда» «Уважительное отношение к старшим» и «Дружелюбное отношение к сверстникам» не осталось ни одного ребенка на низком уровне. 
На высоком уровне нравственной воспитанности оказалось большее число детей, чем до эксперимента. Так в показателе «Гордость за свою страну» до эксперимента на высоком уровне находилось 5 детей, а после – 7. А в показателе «Служение своими силами» на высоко уровне вначале было 2, а после – 6 детей. В показателе «Познавательная активность» до эксперимента было 4, а после – 8 ребят. Но самый большой скачок произошел в показателе «Уважительное отношение к старшим» до эксперимента на высоком уровне не было ни одного ребенка, а после – 7 детей. 
Наша исследовательская работа показала, что у детей данного класса средний уровень нравственного воспитания. Однако теоретические знания преобладают над практическими умениями. Мы видим, что работу по формированию нравственности надо продолжать.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности