Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 07:54, курсовая работа
В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями. Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского 3, Н.М.Болдырева 6, Н.К. Крупской 17, А.С.Макаренко 18, И.Ф.Харламова 30 и др в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
1. ВВЕДЕНИЕ
Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые источники ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания. 29, с.431. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
В научном обосновании
обновления содержания
Для того, чтобы правильно начать
работу, способствующую развитию нравственных
качеств необходимо вначале определить
все понятия, которые включает в себя
нравственное воспитание, а также выделить
цели, задачи, методы и средства нравственного
воспитания.
Вначале мы более подробно рассмотрим понятия нравственности.
В кратком словаре
по философии понятие
Г.М. Коджаспирова выделяет 2 определения нравственности:
Особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм
Система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
В.С. Кукушин отмечает, что нравственность человека определяется и проявлениями уважения и терпимости по отношению к окружающим.
А.И. Шемшурина дает следующее определение нравственности: выработанное личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения убеждений в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе.
Рассмотрим понятие нравственное воспитание.
В педагогической
энциклопедии дается следующее
определение нравственному
Г.М. Коджаспирова отмечает, что нравственное воспитание – это формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.
процесс моральной социализации школьников, направленный на организацию усвоения ими социального морального опыта и осуществление их нравственной подготовки, благодаря чему происходит нравственное формирование и включение личности ученика в систему доступных ему общественных отношений. И.П. Подласый отмечает, что нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
В педагогической
теории существует также
А.И. Шемшурина считает, что этическое воспитание и этика в частности - это неистощимый источник нравственного осмысления в жизни человека, его бытования в обществе, становление человеческого Я, осознание его ценности через познание сущности этических понятий, погружения в историю этических учений, диалог эпох и культур.
Анализируя и сравнивая,
приведенные выше понятия нами
был сделан вывод, о том,
что понятия «нравственное
А.В. Моторин утверждает,
что понятие духовное
По мнению Г.М.
Коджаспировой, духовное
Н.А. Виноградова выделяет, что духовное воспитание – это формирование целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие личности человека, а духовно-нравственное воспитание – это содействие формированию у детей мировоззрения, основанного на базовых ценностях традиционной к общенациональной культуре; формированию личностной направленности и развитию личностной направленности и развитию нравственных качеств, которое является ключевым звеном в механизме принятия решений касающихся духовно-нравственного поведения человека.
Проанализировав данные
понятия, мы отметили то, что
понятие духовное воспитание
гораздо ближе к понятию
Также необходимо
выделить понятие нравственная
воспитанность. В.Т. Чепиков ут
Одним из основополагающих
понятий нравственной
Т.Б. Лихачев определяет
нравственные качества как
И.Ф.Харламов отстаивает точку зрения, согласно которой нравственные качества личности школьника следует рассматривать как психологические образования ее моральной сферы.
В работах В.Т. Чепикова
нравственные качества рассматриваются
как системообразующие
Анализируя методическую литературу, мы выделили, что между основными компонентами нравственного воспитания (цели, задачи, методы, средства и формы) имеется определенная взаимосвязь, что способствует лучшему воспитанию младших школьников в плане нравственности. Данную взаимосвязь выделил в своих работах В.Т. Чепиков и представил ее в форме следующей таблицы:
Общие цели нравственного воспитания:
Интегративные нравственные качества личности младшего школьника
Содержание нравственного воспитания:
Совокупность нравственных привычек и качеств, которые характеризуют
нравственность личности младшего школьника на конкретном этапе
возрастного развития и определяют его отношения
к Родине другим странам народам
К материальным ценностям и природе
Задачи: нравственного воспитания:
Формирование структурных компонентов нравственных качеств личности
младшего школьника:
Нравственных потребностей
и мотивов поведения и
Нравственных представлений, понятий, взглядов, эмоций и чувств
Нравственных умений, навыков и привычек, волевых свойств
Методы стимулирования активности и формирования
нравственных потребностей и мотивов поведения
Методы организации
Познавательной деятельности и формирования морального сознания
Младших школьников
Методы организации
формирования опыта их
деятельности и общения младших школьников
Методы нравственного воспитания
Средства нравственного воспитания
3. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 3.1. Сущность и природа нравственности.
В.И. Даль толковал слово мораль как нравственное ученье, правила для воли, совести человека.9, с. 345 Он считал Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. 9, с. 558. С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников