Нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 07:54, курсовая работа

Описание работы

В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями. Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского 3, Н.М.Болдырева 6, Н.К. Крупской 17, А.С.Макаренко 18, И.Ф.Харламова 30 и др в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Файлы: 1 файл

то что надо.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

1. ВВЕДЕНИЕ 

 

                                                                                                                                                                    Во все века люди высоко  ценили нравственную воспитанность.

 Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые источники ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания. 29, с.431. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

 В научном обосновании  обновления содержания образования  начальной ступени положена современная  идея развивающего обучения, как  носителя определенных умений, навыков,  субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями. Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского 3, Н.М.Болдырева 6, Н.К. Крупской 17, А.С.Макаренко 18, И.Ф.Харламова 30 и др в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др. Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности. Такие педагоги как Н.М.Болдырев 6, И.С.Марьенко 19, Л.А.Матвеева 20, Л.И.Божович 5 и многие другие исследовали нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах. Однако, решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано. В связи с этим, целью нашего исследования является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и разработка методики нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности.

 

  1. Цели и задачи нравственного воспитания младших школьников           

 
Для того, чтобы правильно начать работу, способствующую развитию нравственных качеств необходимо вначале определить все понятия, которые включает в себя нравственное воспитание, а также выделить цели, задачи, методы и средства нравственного воспитания.

 Вначале мы более  подробно рассмотрим понятия  нравственности.

 В кратком словаре  по философии понятие нравственности  приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)»

Г.М. Коджаспирова выделяет 2 определения нравственности:

Особая форма общественного  сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции  действий человека в обществе с помощью норм

Система внутренних прав человека, основанная на гуманистических  ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

 В.С. Кукушин отмечает, что нравственность человека  определяется и проявлениями  уважения и терпимости по отношению к окружающим.

А.И. Шемшурина дает следующее  определение нравственности: выработанное личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и  опытом поведения убеждений в  необходимости моральной нормы  отношений к окружающему миру, людям и самому себе.

 Рассмотрим понятие  нравственное воспитание.

 В педагогической  энциклопедии дается следующее  определение нравственному воспитанию  – это одна из форм воспроизводства,  наследования нравственности в  обществе.

 Г.М. Коджаспирова отмечает, что нравственное воспитание – это формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.

процесс моральной социализации школьников, направленный на организацию  усвоения ими социального морального опыта и осуществление их нравственной подготовки, благодаря чему происходит нравственное формирование и включение  личности ученика в систему доступных ему общественных отношений. И.П. Подласый отмечает, что нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

 В педагогической  теории существует также понятие  этическое воспитание, которое неотъемлемо  связано с нравственным воспитанием.  Перейдем к более подробному  рассмотрению данного понятия: 

 А.И. Шемшурина считает,  что этическое воспитание и этика в частности - это неистощимый источник нравственного осмысления в жизни человека, его бытования в обществе, становление человеческого Я, осознание его ценности через познание сущности этических понятий, погружения в историю этических учений, диалог эпох и культур.

 Анализируя и сравнивая,  приведенные выше понятия нами  был сделан вывод, о том,  что понятия «нравственное воспитание»  и «этическое воспитание» неотъемлемо  связаны между собой. Данные  виды воспитания младших школьников  направлены на формирование определенных ценностей, но этическое воспитание направлено на формирование этических понятий и ценностей, приобщение учащихся к культурным ценностям, а нравственное воспитание направлено на развитие и формирование нравственных качеств личности ребенка.  В педагогической литературе выделяют также понятие духовное воспитание, а также духовно-нравственное воспитание. Уточним содержание данных понятий.

 А.В. Моторин утверждает, что понятие духовное воспитание  в своем полном, не усеченном  объеме предполагает веру не только в духовность, бесплотность человеческой души или, если угодно, личности с ее сознанием и сверхсознанием, но также обязательно и веру в бытие сверхчеловеческих духов как добрых, так и злых, и, прежде всего, веру в бытие Божьего Духа. При этом А. В. Моторин выделяет, что такая личностно выражаемая духовность может быть как светлой, так и темной, как доброй, так и злой, как нравственной, так и безнравственной. Поэтому А.В. Моторин считает не лишним объединять эти два понятия в одно – духовно-нравственное воспитание.

 По мнению Г.М.  Коджаспировой, духовное воспитание - это воспитание чувства долга,  справедливости, искренности, ответственности  и др. качеств, способных придать  высший смысл делам и мыслям  человека.

 Н.А. Виноградова  выделяет, что духовное воспитание – это формирование целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие личности человека, а духовно-нравственное воспитание – это содействие формированию у детей мировоззрения, основанного на базовых ценностях традиционной к общенациональной культуре; формированию личностной направленности и развитию личностной направленности и развитию нравственных качеств, которое является ключевым звеном в механизме принятия решений касающихся духовно-нравственного поведения человека.

 Проанализировав данные  понятия, мы отметили то, что  понятие духовное воспитание  гораздо ближе к понятию нравственное  воспитание, чем понятие этическое  воспитание. И духовое, и нравственное  воспитание направлено на формирование  у учащихся как нравственных качеств и ценностей, так и развитие личности ребенка. Именно поэтому в педагогической теории все чаще употребляется понятие духовно-нравственное воспитание.

 Также необходимо  выделить понятие нравственная  воспитанность. В.Т. Чепиков утверждает, что под нравственной воспитанностью следует понимать интегративную характеристику морального облика младшего школьника, которая включает целостную совокупность сформированных нравственных качеств его личности и их содержательно-структурных компонентов, устойчиво проявляющихся в ее поведении и деятельности и определяющих систему и направленность ее нравственных отношений.

 Одним из основополагающих  понятий нравственной воспитанности  является наличие сформированных  нравственных качеств. Что же  такое нравственные качества?

 Т.Б. Лихачев определяет  нравственные качества как психические  новообразования, которые возникают  в результате взаимодействия  ребенка с миром в системе  общественных отношений.

 И.Ф.Харламов отстаивает  точку зрения, согласно которой нравственные качества личности школьника следует рассматривать как психологические образования ее моральной сферы.

В работах В.Т. Чепикова нравственные качества рассматриваются  как системообразующие психологические  образования моральной сферы  личности, как существенные, основополагающие компоненты характера человека, играющие определяющее значение в саморегуляции его поведения и деятельности.

Анализируя методическую литературу, мы выделили, что между  основными компонентами нравственного  воспитания (цели, задачи, методы, средства и формы) имеется определенная взаимосвязь, что способствует лучшему воспитанию младших школьников в плане нравственности. Данную взаимосвязь выделил в своих работах В.Т. Чепиков и представил ее в форме следующей таблицы:

 Общие цели нравственного воспитания:

Интегративные нравственные качества личности младшего школьника

Содержание нравственного  воспитания:

Совокупность нравственных привычек и качеств, которые характеризуют

нравственность личности младшего школьника на конкретном этапе

возрастного развития и  определяют его отношения

к Родине другим странам  народам

 К материальным   ценностям и природе                                                                                                             К труду и выполнению своих обязанностей к другим людям и к самому себе

Задачи: нравственного  воспитания:

Формирование структурных  компонентов нравственных качеств  личности

младшего школьника:

Нравственных потребностей и мотивов поведения и деятельности

Нравственных представлений, понятий, взглядов, эмоций и чувств

Нравственных умений, навыков и привычек, волевых свойств

 Методы стимулирования  активности и формирования

нравственных потребностей и мотивов поведения 

 Методы организации

Познавательной деятельности и формирования морального сознания

Младших школьников 

Методы организации 

 формирования опыта  их 

  деятельности и общения младших школьников

Методы нравственного  воспитания

Средства нравственного  воспитания

 

3. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 3.1. Сущность и природа нравственности.

 

В.И. Даль толковал слово мораль как  нравственное ученье, правила для  воли, совести человека.9, с. 345 Он считал Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. 9, с. 558. С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников