Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:07, реферат
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.
Глава1.Нравственное воспитание. Основные понятия и задачи. Характеристика методов нравственного воспитания
Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis - мораль.
«Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»[1,155] Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д. Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно- экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего подростка значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:
-опираться на положительные
возрастные потребности и
-обеспечивает эмоциональную
насыщенность общей
-создает атмосферу
эмоционально-волевого
-утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.
-учитывает положительное
воздействие общественного
-заботиться о создании
атмосферы доброжелательного
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Нравственное воспитание включает: формирование у подростков сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек. Нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания, в известной мере, автономен.
Основные задачи нравственного воспитания:
1. Формирование нравственного сознания
2. Воспитание и развитие нравственных чувств
3. Выработка умений
и привычек нравственного
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность благодаря их чувственному освоению ребенком. Нравственность для него, прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.
«Источник моральных привычек - в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки - это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек - это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами - словом красотой.»[4,192] Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности.
Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе. Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно, постоянное осознание, и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. «Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.»[3,265] Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность.
«Гуманность это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качеств личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.»[5,104]
Особой воспитательной силой обладает пример гуманного отношения учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманности - морально- этическое посвящение (изучение биографий великих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков). Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом. Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.
Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:
-культуру речи (умение
вести дискуссию, понимать
-культуру общения
(формирование навыков доверия
к людям, вежливости, внимательности
в отношениях с родными,
-культуру внешности
(формирование потребности
-бытовую культуру (воспитание
эстетического поведения к
Культура поведения младших подростков в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.
Так же содержание нравственности заключается в следующем:
1. В отношение к Родине (патриотизм) - любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.
2. В отношение к труду (
3. В отношение к обществу (коллективизм)
- умение согласовывать свои
4. В отношение к себе - уважение
себя при уважении других, высокое
сознание общественного долга,
честность и правдивость,
5. В человеколюбие или
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
Нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.[3,269] Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть как не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности связанные с ними моральные знания, взгляды, убеждения и идеалы.
Целостным и общим в личности является, определяющие качества и свойства, такие, как убежденность, стойкость, целеустремленность, выражающие ее направленность и сущность. Производным, индивидуальным, неразрывно связанным с основными качествами личности являются такие показатели жизнедеятельности, как прилежание и успешность. Они могут быть выражены в виде качественных оценок или баллами. Любой вид деятельности младшего подростка: учение, труд, общественная работа, общение, внеучебная деятельность, творчество, обязанности в семье - может быть оценен с точки зрения прилежания и успешности. Показатели этих критериев опосредованно свидетельствуют о степени развития природных способностей и нравственной зрелости школьников.
Для эффективного осуществления воспитательного процесса в первую очередь необходимы определенные и четкие представления о сущности детской личности, ее основополагающих -- ведущих качествах и свойствах. Для их выявления важное значение имеет рассмотрение, с учетом возрастных особенностей детей, основных требований к сущности, главным качествам и свойствам детской личности. Для этого нужно опираться на возрастную периодизацию.
Основные моральные требования к детям различных возрастных групп выражены в Правилах для учащихся, Законах и Уставах общественных объединений, школьных единых требованиях. Классному руководителю, воспитателю важно иметь вытекающий их этих документов краткий набор требований, с которыми он мог бы сравнивать состояние нравственной воспитанности, основных личностных качеств своих учеников. При отборе и формулировании таких требований учитываются: возрастные возможности усвоения детьми обобщений и понятий; идейная, нравственно-эстетическая направленность их содержания; четкость выражения смысла и яркость, привлекательность формы; постепенность в нарастании сложности и глубины содержания; неразрывность связи с жизнью; соответствие детским устремлениям и увлечениям.
Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт. [1,83]
Ускорение и углубление нравственного формирования личности в значительной степени зависит от вооруженности учителя зданиями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия их использования. Реализация этого положения в практике воспитания школьников требует динамичности, соотношения и взаимодействия методов, обогащения их новыми составными частями. При этом жизненно необходимым является воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу учащихся. Все эти виды воздействия составляют основные компоненты процесса нравственного воспитания. И если один из них выпадает из поля педагогического зрения или внимание к нему ослаблено, то организованное и руководимое формирование и самоформирование личности в какой-то мере уступает стихийному. Поэтому в конечном итоге цель и задачи воспитания не могут быть полностью достигнуты и успешно решены. Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и жизненного опыта. Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только коллектив начинает заметную роль играть актив учащихся, методика работы меняется. Педагог стремится в своих требованиях опираться на мнение школьников, советуется с ними. Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом - воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.