Нравственное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:24, реферат

Описание работы

Основная задача этического воспитания - включение ребёнка в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. Этике принадлежит цементирующая роль в непрерывном нравственном воспитании. Очень важно сделать процесс воспитания желаемым для ребенка, творческим и интересным. Этическое воспитание базируется в основном на традиционных формах, Основной метод этих форм - беседа на этические темы с различными включениями художественных текстов, пословиц, жизненных ситуаций. Задача педагога не объяснять детям нравственные истины, а выводить к ним мысль детей в процессе совместного поиска.

Файлы: 1 файл

Этические воспитательные дела(3).doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Введение 

Основная задача этического воспитания - включение ребёнка в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. Этике принадлежит цементирующая роль в непрерывном нравственном воспитании. Очень важно сделать процесс воспитания желаемым для ребенка, творческим и интересным.     Этическое воспитание базируется в основном на традиционных формах, Основной метод этих форм - беседа на этические темы с различными включениями художественных текстов, пословиц, жизненных ситуаций. Задача педагога  не объяснять детям нравственные истины, а выводить к ним мысль детей в процессе совместного поиска. Таким образом, этическое занятие это не столько беседа, сколько занятие, в основе которого лежит форма усвоения этических понятий как определенная деятельность.   Этическое развитие ребенка, формирование у него моральных представлений связано с развитием его эмоциональной сферы. Нетрудно передать ребёнку знания об этической норме поведения, требовать и контролировать выполнение моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно, для того чтобы ребенок самостоятельно, по собственному желанию, поступал нравственно.          Нравственное воспитание включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны; формирование нравственного сознания, воспитания нравственных чувств, навыков, привычек, нравственного поведения. Соотношение этих сторон определяется особенностями каждого возраста и не может быть одинаковыми в начальных и старших классах. Для нравственного становления личности необходима специальная работа с учащимися, направленная на усвоение ими моральных норм поведения.       

Простые нормы нравственности, которые ребенок усваивает в семье, являются  базовыми и самыми  главными в формировании личности.

2. Простые нормы нравственности.      Семейное воспитание начинается с воспитания у ребенка простых норм нравственности. Эта закономерность общего порядка обусловлена социальными и физиологическими факторами. Она действует всегда и повсеместно, разница лишь в том, какое содержание то или иное общество, семья вкладывают в понятие "простая норма". Простая норма - это своеобразные правила поведения, без которых невозможны совместная деятельность и жизнь людей. Сфера приложения этих норм в основном сводится к поведению в семье, быту, повседневным взаимоотношениям. Простые нормы нравственности, цель воспитания которых — поддержание элементарного порядка, в раннем дошкольном возрасте воспринимаются детьми как система требований без надлежащего их осмысления.                          С возрастом они приобретают у детей оценочную значимость и выступают не как должные, а как в высшей степени обобщенные понятия, имеющие свою причинную связь и обусловленность. К тому же любую простую норму, такую, например, как "не пачкай одежду", "не ломай игрушку", мы в процессе воспитания сами обобщаем и возводим к оценочному понятию, к мотиву высшего порядка: не пачкай одежду, потому что это плохо; сиди за столом смирно и ешь аккуратно, потому что это хорошо. При этом мы обычно видим добро во всем том, что соответствует нашему пониманию добра.           Воспитывая у детей простые повседневные правила поведения, мы воспитываем свой моральный кодекс, прививаем систему определенных принципов, которой руководствуемся сами в процессе практической деятельности. Возведение простых норм обыденной жизни семьи к оценочным категориям добра и зла является весьма важным моментом в формировании морального сознания ребенка. Если, скажем, определенная норма поведения совершенно ясна и проста для взрослого, то для ребенка она не совсем проста. Для детей простые нормы есть не что иное, как высшая форма обобщения окружающей действительности, позволяющая делать выводы, мотивировать свою деятельность, анализировать поступки, регламентировать поведение. А это уже нравственная деятельность, практическая реализация содержания, которое вкладывают родители в понятия добра и зла.          На формирование нравственного сознания ребенка огромное влияние оказывает детский сад, затем школа, вуз. Но именно в семье закладываются первоначальные основы нравственности личности. Простые нормы сохраняются на протяжении всей жизни человека, хотя с годами изменяется их содержание, широта охвата ими явлений действительности, их место в системе морального кодекса личности. Если в дошкольном возрасте наши оценочные суждения, проявляясь специфическим образом в сознании ребенка, сводятся им воедино и создают своеобразные модели добра и зла, еще довольно не четкие, но применимые для оценки того или иного поступка, то в старшем школьном возрасте эти модели могут стать основными мотивами действий, убеждением. Поэтому, закладывая основы морального сознания у детей, следует объяснять, прежде всего, содержание нормы, ее внутренний социальный смысл.

3. Нравственное воспитание.

Понятие «нравственное воспитание»  всеобъемлюще. Оно пронизывает все  стороны жизнедеятельности человека.        Выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский разработал воспитательную систему о всестороннем развитии личности. Он считал, что главный признак этой системы это нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».          Нравственное воспитание формирует взаимоотношение человека, и общества в котором он находится, зависимость человека от общества. Нравственное воспитание помогает человеку формировать свое поведение, согласовывать его с интересами общества. Нравственные знания полученные человеком в начале жизненного пути впоследствии становятся нравственными убеждениями, которые обусловлены нравственными чувствами, качествами, высокой культурой поведения, проявление уважения, формирования нравственных привычек, определения общечеловеческих ценностей.             Основным стержнем в общей системе развития личности является обучение и воспитание на основе нравственных общечеловеческих ценностей. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления. Развитие общечеловеческих ценностей, формирование личности нового типа – важнейшая веха развития человечества.            В структуру этических воспитательных дел входят также  сведения о человеческой морали. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки свои и других людей.      Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.  Но  внешний и внутренний мир человека не могут существовать отдельно друг от друга. Тем самым и у морали и нравственности есть много общего. Ведь каждый человек, оценивая себя свои поступки, невольно сравнивает их с поступками других людей, тем самым регулируя свое поведение. Мораль воплощается в нормах и правилах, опирается на убеждение, на силу сознания. Формирующаяся личность, находясь в обществе с моральными устоями, обычаями, традициями, является его неотъемлемой частью. Воспитывает в себе правила этого общества, усваивает нормы поведения, которые со временем становятся для человека привычными.           Мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других приучает личность соблюдать моральные нормы. Моральные понятия младших школьников ещё неопределенны, суждения носят односторонний характер. часто дети только по одному признаку определяют нравственное понятие. Взрослея человек, понимает, что нарушение моральных норм поведения влечет за собой стыд, чувство вины, раскаяние.    Мораль основывается на сознательности каждой личности, на понимание ею необходимости согласования личных и общественных интересов.          Моральные знания приобретаются детьми в виде моральных представлений и понятий и выступают в качестве основы для формирования культуры поведения. Уровень формирования нравственных понятий в различные периоды жизни ребенка различны.                  По данным психологов моральные понятия задерживаются на уровне житейского, если же не проводить специальной работы по их формированию. Для формирования основ этической культуры учитель проводит специальные этические обсуждения, обсуждают прочитанные книга, материалы из детской методической печати, анализируют примеры из жизни. Правильное поведение определяется не только знаниями моральных норм. Часто моральные знания не гарантируют нравственного поведения детей. Задача педагогов заключается в том, чтобы ребята глубоко осознали моральные нормы поведения, приняли их и руководствовались ими в повседневной жизни. Поведение в соответствии с моральными понятиями, по внутренним убеждениям характеризуют нравственного воспитанного человека, и говорит о формировании у него нравственных убеждений. Нравственные понятия переходят в убеждения человека в том случае, если они сливаются сторонами сознания с чувствами, волей. С Возрастом эти убеждения углубляются, делаются более стойкими и все сильнее проникают в личность человека. Чем богаче жизненный опыт детей, тем глубже, полнее усваиваются моральные понятия, формирующие нравственное сознание, их суждений, оценок моральных основ поведения и связано с эмоциональными переживаниями. Поведение учащихся на основе сложившихся нравственных понятий, убеждений всегда связано с чувством радости, удовлетворения.

4. Формирование нравственного  поведения. Поступки.  

Главная цель этических воспитательных дел- формирование нравственного поведения.           Высокие нравственные качества основываются на простых принципах, таких как уважение, к людям, милосердие нельзя воспитать, не вырабатывая навыков культурного поведения: вежливости, предупредительности, умения общаться, деликатности в словах.        Воспитательные дела составляют цепь нравственных поступков в ежедневных жизненных ситуациях. Именно поступок характеризует отношение человека к окружающей его действительности.   Поступки выражают уровень нравственной этической культуры человека и всегда связаны с его сознанием. Этические поступки проявляются и воспитываются в деятельности, в общении с людьми и сверстниками. В.А. Сухомлинский писал: «Нравственные истины, осознающиеся людьми, как выражением добра, живут в поступках, в поведении. Этическая мораль активна только в действии, выражается во взаимоотношениях. Поэтому необходимо знать, как руководствоваться в своих поступках».  Особенность нравственных отношений заключается в том, что они имеют ценностно-регулятивный и непосредственно оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей определенные функции регулирования и контроля своим поведением, своими поступками. Поступки выражают уровень нравственной этической культуры.     Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Формирование нравственных потребностей личности есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания.  С помощью нравственных потребностей создается основа природы морали- возможность свободного выбора. Именно в выработке способности к свободному нравственному выбору состоит функция этических воспитательных дел.      Система поступков ведет к формированию нравственной привычки- устойчивости потребности совершать нравственные поступки. Поступки могут быть простыми и сложными. В основе простых поступков лежат правила общежития. Культуры поведения, дисциплины. Сложные поступки подразумевают потребность и готовность к деятельности , имеющей как общественное так и личное значение.

5. Методы и средства этического воспитания.

Наиболее распространенным методом  этического воспитания являются:             1. методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Опыт показывает, что формирование у учащихся этических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Разъяснение является наиболее доступным методом этического воспитания.

2. С помощью метода разъяснения ребятам разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях с людьми, в отношениях к своим обязанностям. Рассказ взрослых, как и разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Функцию рассказа и разъяснения может выполнять книга.           3. Действенным методом этического воспитания является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основано на том, что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения. Поэтому это сказывается и на формировании понятий этической культуры. Целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которой не только описаны конфликтные ситуации, не только даны противоположности добра и зла, их понятие, но даны положительные стороны событий.  Формированию этических представлений у детей, способствуют и наблюдения за общением детей в процессе деятельности. Учитель должен видеть каждого ученика, чтобы мимо его внимания не прошло ни одно сколько-нибудь серьезного нарушения ими общепринятых этических норм. Этические представления, культура поведения ребенка особенно четко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Велико воздействие на детей радио, кино, телевидения, театра. Неоценимую помощь в воспитании у детей этической культуры может оказывать искусство, музыка, живопись. Надо учить детей слушать народную классическую музыку, поднимающую их на высокую ступень духовной культуры. Таким образом, задача учителя продуманно использовать методы в воспитании у детей этической культуры.

4. Наиболее распространенным средством этического воспитания является одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также. Важным средством этического воспитания является похвала, выражающая удовлетворение определенными действиями, поступками детей. Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребенка веры в свои силы и возможности.        Хорошим средством этического воспитания у детей является доброжелательные отношения друг к другу, к взрослым. Система таких отношений между детьми и взрослыми предполагает уважение к личности ребенка, заинтересованность в его успехах, помощь в преодолении трудностей, веру в ребенка, доверие к нему.       5. Важным средством в этическом воспитании детей является поощрение. Очень важно, что бы поощрение не носило материальный характер. А проявлялось в виде, какой то вещи или сладости.    Очень важное средство в этическом воспитании  является – лишение удовольствия и развлечений. Если ребенок не послушен, плохо поступает, взрослые могут запретить, ему что-либо, например, играть или гулять. Главное чтобы ребенок понял, за что его наказывают.      Таким образом, все описанные средства и методы этического воспитания  закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.

 

 

 

6. Заключение.

Система этического воспитания обеспечивает психолого-педагогические условия духовного развития личности воспитанника, рост этического самосознания, этической культуры.    Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Развитие этических представлений, предполагает становление его отношений к родителям, к окружающим людям, к коллективу сверстников, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе. У детей формируются первоначальные нравственно-этические чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения, воспитания этической культуры.    Наиболее высоким уровнем нравственной воспитанности личности является её способность ориентироваться соответствующим нормам морали. Нравственно воспитанным является такой человек, который не только усвоил нравственные знания, но и ведет себя в любых ситуациях в соответствии с ними. У нравственно воспитанного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе. Простое запоминание моральных принципов не может решить задачу превращения их в поступки, в соответствующее поведение.

 

 

 

 

 

 

 

7. Список литературы

1. Капров И.А. Азбука нравственного воспитания. – М., 1987.

2. Ковалев А.Т. Психология семейного воспитания. – М., 1999.

3. Писаренко В.И. Педагогическая этика. – М., 1994.

4. Смирнов С.А. Педагогика. – М., 1999.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1975.

 6. Сайт. http://www.profobrazovanie//

7. Ушинский К.Д. История педагогики/ под ред. Шабаева М.Ф. – М., 1981.


Информация о работе Нравственное воспитание