Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:56, реферат

Описание работы

нВ проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

Файлы: 1 файл

Нравственно-патриотическое воспитание.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Следует подчеркнуть, что трудности  в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими  моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь  с родителями. Прикосновение к  истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время  эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и  терпения, так как в молодых  семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к  нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя  особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи  с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у  людей наблюдается интерес к  своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

корни каждого — в  истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи — счастье  и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют  семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия  семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а  также местные традиционные праздники  и обряды, рождественские балы, праздник русском масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

 

Приложение

Тематический  план работы по нравственно-патриотическому  воспитанию детей старшей группы

 

Сентябрь

Тема "Моя семья"

Содержание занятия по развитию речи

Работа над понятием "родня". Чтение стихотворения Я. Акима "Моя  родня")

Чтение заранее подготовленными  детьми стихов о сестренке, братишке и т.д.

Рассказы детей о членах семьи  на основе личного опыта.

Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского "Сестра моя Ксения".

Связь с другими видами деятельности

Рисование на тему "Моя семья".

Беседы на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотографий).

Обсуждение ситуаций из жизни семьи.

Сюжетно-ролевая игра "Семья".

Октябрь

Тема "Мой любимый детский  сад"

Содержание занятия по развитию речи

Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок  детям младшей группы.

Пение песен и чтение стихов о  детском саде.

Связь с другими видами деятельности

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Труд по уборке листьев на участке  детского сада.

Выставка детских рисунков на тему "Мой любимый детский сад".

Ноябрь

Тема "Мой район и город, в  котором я живу"

Содержание занятия по развитию речи

Экскурсия по району и городу на "автобусе" (по фотографиям и иллюстрациям).

Игра "Магазин сувениров" ("продажа" сувениров Нижегородских мастеров).

Прослушивание песен о родном городе (в записи).

Связь с другими видами деятельности

Экскурсия по району и городу на автобусе (желательно с родителями).

Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.

Изготовление альбома "Природа  моего края".

Сюжетно-ролевая игра "Почта" (на знание адреса дома и детского сада)

Декабрь 1-2 недели

Тема "Я и мое имя"

Содержание занятия по развитию речи

Для чего человеку имя? (беседа).

"Полное" и "неполное" имя  (игра).

Этюд "Назови ласково".

Связь с другими видами деятельности

Изготовление именных карточек.

Рисование на тему "Мой лучший друг".

Развлечение "Друг в беде не бросит".

Декабрь 3-4 недели

Тема "Новый год у ворот"

Содержание занятия по развитию речи

Загадки о зиме.

Беседа о встрече Нового года в других странах.

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

Составление письма Деду Морозу

Связь с другими видами деятельности

Рисование на тему "Новогоднее представление".

Аппликация "Елка".

Проведение конкурса "Лучшая новогодняя игрушка" (вместе с родителями).

Акция "Подкормим птиц".

Январь

Тема "Наша Родина – Россия"

Содержание занятия по развитию речи

Рассматривание репродукций с  картин о родной природе.

Чтение стихотворения М. Матусовского "С чего начинается Родина?"

Объяснение значения пословиц о  Родине.

Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).

Связь с другими видами деятельности

Рассматривание иллюстраций с  изображением природы различных  уголков нашей Родины.

Рисование на тему "Моя Родина".

Пение русских народных песен, частушек, калядок.

Рождественское развлечение.

Народные игры.

Февраль 1-2 недели

Тема "Москва – главный город  нашей Родины"

Содержание занятия по развитию речи

Сюжетно-ролевая игра "Пароход  по Москве-реке".

"Экскурсия по Красной площади" (по иллюстрациям).

"Экскурсия по Кремлю" (по  иллюстрациям).

"Прогулка по Москве" (видеофильм  под песни о Москве).

Связь с другими видами деятельности

Оформление стенда "Москва —  столица нашей Родины" (вместе с родителями).

Конструирование Московского Кремля.

Чтение стихов о Москве.

Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).

Февраль 3-4 недели

Тема "Наши защитники" (ко Дню  Защитника Отечества)

Содержание занятия по развитию речи

Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества.

Просмотр видеофильма "Защитники  Отечества".

Пение песен об армии.

Связь с другими видами деятельности

Изготовление подарков для пап  и дедушек.

Спортивное развлечение "Вместе с папой".

Рассказы пап о службе в армии.

Март

Тема "Очень я люблю маму милую  мою"

Содержание занятия по развитию речи

Беседа о мамах.

Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".

Пение песен о маме, чтение стихов.

Связь с другими видами деятельности

Рисование портрета "Моя мама".

Изготовление подарка маме.

Семейные посиделки "Вместе с мамой".

Апрель

Тема "Наши космонавты"

Содержание занятия по развитию речи

Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).

Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они  дружны, поэтому у них все получается.

Игра "Космонавты".

Связь с другими видами деятельности

Изготовление атрибутов для  сюжетно-ролевой игры "Космонавты".

Рисование на данную тему.

Конструирование космического корабля.

Май

Тема "Этот День Победы"

Содержание занятия по развитию речи

Встреча с фронтовиком (прадедушкой  одного из детей).

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Слушание и пение фронтовых  песен.

Игры (соревновательного характера)

Связь с другими видами деятельности

Экскурсия к Вечному огню.

Изготовление праздничных открыток.

Высаживание цветов на аллею детского сада.

Оформление стенда.

Июнь - август

Тема "Нижний Новгород — прежде и теперь"

Семейная экскурсия по городу с  профессиональным экскурсоводом.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический  план работы по нравственно-патриотическому  воспитанию детей подготовительной к школе группы

Сентябрь

Тема "Моя семья"

Содержание занятия по развитию речи

Разгадывание ребуса "7 Я".

Работа над понятием "семья".

Обсуждение рассказа В. Драгунского "На Садовой большое движение".

Рисование дома для своей семьи.

Связь с другими видами деятельности

Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.

Лепка и рисование домашней утвари для игры в "Семью".

Изготовление панно "Моя семья".

Октябрь 1-2 недели

Тема "Я люблю свой детский  сад и район, где я живу"

Содержание занятия по развитию речи

Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.

Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах района и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). Рассматривание фотографий.

Пометка на карте района (каким-либо значком) самых интересных объектов, детского сада.

Связь с другими видами деятельности

Экскурсия (пешая) по району.

Составление схемы "Я иду в  свой детский сад" (дорога из дома в детский сад).

Встреча с лучшими людьми района (бабушками и дедушками).

Семейный праздник "Моя родословная".

Октябрь 3-4 недели

Тема "Град на устье Оки" (путешествие  по фотографиям и иллюстрациям)

Содержание занятия по развитию речи

Рассказ воспитателя об истории  Нижнего Новгорода (местоположение, особенности застройки, боевое прошлое).

Знакомство с легендой о Дятловых горах.

Слушание песен о Нижнем Новгороде.

Связь с другими видами деятельности

Экскурсия по городу.

Изготовление панно из природного материала "Герб Нижнего Новгорода" (олень).

Рисование на тему "Мой город".

Нноябрь

Тема "Законы, по которым мы живем"

Содержание занятия по развитию речи

Беседа о Конституции.

Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши "Три толстяка", Д. Родари "Приключения  Чиполлино" (беседа о справедливости сказочного государства).

Связь с другими видами деятельности

Выставка поделок "Руками детей  и их родителей

Декабрь

Тема "По Новогодней карте"

Содержание занятия по развитию речи

Беседа о праздниках.

Рассказ воспитателя о встрече  Нового года и воображаемое путешествие  по карте.

Беседа о Новогодних символах.

Рассказ о Новогодних обычаях.

Связь с другими видами деятельности

Показ вертепа (вид кукольного театра) со сценами рождения Христа.

Оформление группы к празднику.

Зимние постройки из снега для  малышей.

Акция "Поможем птицам зимой".

Новогодний праздник.

Январь 1-2 недели

Тема "Наша Родина — Россия"

Содержание занятия по развитию речи

Экскурсия по выставке рисунков "Моя  Родина".

Беседа о березке — символе  России.

Стихи и песни о березке.

Народные игры

Связь с другими видами деятельности

Рисование на тему "Моя Родина".

Беседа о народных приметах.

Беседа о народных промыслах.

Январь 3-4 недели

Тема "Живем в России"

Содержание занятия по развитию речи

Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.

Работа над понятием "гражданин".

Слушание песен о Родине.

Связь с другими видами деятельности

Рассматривание фотографий, предметов  одежды людей разных национальностей.

Составление рассказов о будущем  Родины.

Семейные национальные праздники (татарский, мордовский, чувашский и др.).

Февраль 1-2 недели

Тема "Москва — столица нашей  Родины"

Содержание занятия по развитию речи

Рассматривание макета города Москвы.

Рассказ об основании Москвы.

Обсуждение стихотворения Ф. Глинки "Москва".

Слушание песен о Москве.

Связь с другими видами деятельности

Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).

Конструирование и аппликация "Башни  Московского Кремля".

Оформление стенда.

Февраль 3-4 недели

Тема "Сильны и могучи богатыри славной Руси" (ко Дню Защитника  Отечества)

Содержание занятия по развитию речи

Рассматривание картины "Богатыри" В. Васнецова.

Слушание в грамзаписи былин  об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.

Беседа о характере богатырей  Руси и о защитниках Родины.

Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов ("Смелость города берет", "Тот герой, кто за Родину горой" и др.).

Связь с другими видами деятельности

Просмотр видеофильмов "Защитники  Отечества".

Изготовление подарков папам и  дедушкам.

Спортивные развлечения "Вместе с папой".

Март

Тема "Моя мама"

Содержание занятия по развитию речи

Мама — самое прекрасное слово  на земле (обсуждение).

Рассматривание репродукций с  картины ("Мать и дитя").

Рассказы детей о своих мамах.

Чтение стихов и пение песен  о маме.

Связь с другими видами деятельности

Викторина "Что ты знаешь о своих родителях".

Оформление семейных уголков.

Изготовление подарков для мам.

Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.

Апрель 1-2 недели

Тема "Наши космонавты"

Содержание занятия по развитию речи

Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма).

Пословицы и поговорки о космонавтах.

Связь с другими видами деятельности

Спортивное развлечение "Мы —  космонавты".

Конструирование космического корабля.

Апрель 3-4 недели

Тема "Наше государство — Российская Федерация"

Содержание занятия по развитию речи

Беседа о государстве — "Российская Федерация".

Знакомство с различными городами России.

Знакомство с флагом, гербом и  гимном России.

Прослушивание гимна.

вязь с другими видами деятельности

Разукрашивание в альбомах Российского  флага.

Оформление на карте Российской федерации мест, где были дети.

Май

Тема "Этот День Победы"

Содержание занятия по развитию речи

Встреча с фронтовиком (прадедушкой  одного из детей).

Беседа о подвигах солдат во время  Великой Отечественной войны.

Просмотр видеофильма.

Связь с другими видами деятельности

Экскурсия к Вечному огню.

Изготовление праздничных открыток.

Высаживание цветов на аллею детского сада.

Оформление стенда.

Июнь - август

Тема "Нижний Новгород — прежде и теперь"

Семейная экскурсия по городу с  профессиональным экскурсоводом.


Список литературы

  1. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Маханева М.Д. – М.: Сфера, 2009.
  2. Нравственное воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания/ Лопатина Александра, Скребцова Мария. – М.: Аймрита, 2010.
  3. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание / Т.И. Подрезова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  4. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников. Старшая и подготовительная группы/ Фалькович Т.А. – М.: Вако,2008.

 


Информация о работе Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников