Нравственно-воспитательный потенциал и основы греческой народной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:02, статья

Описание работы

В традициях народного воспитания сформировалась определенная система средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения. Главным средством народной педагогики является народное творчество. Совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов и суждений, убеждений и идей, навыков и приемов в области воспитания отражены в народном фольклоре, различных видах трудовой деятельности, ремеслах, традициях, обычаях и обрядах. Как средство словесного убеждения в народной педагогике использовались сказки, легенды, песни, а, главное, пословицы и поговорки.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 34.00 Кб (Скачать файл)

НРАВСТВЕННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ОСНОВЫ ГРЕЧЕСКОЙ  НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Турсиду Наталья

преподаватель-тестор ТРКИ, г. Лимасол, Кипр

E-mail:  kale1436@bk.ru  

 

Народная педагогика и сегодня питает творчество ученых, поэтов и писателей идеями и способами обучения и воспитания, олицетворяя преемственность, соединяя современность с древней педагогической культурой прошлого. Ядро народной педагогика составляют воспитательные традиции, которые выступают средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального опыта духовных ценностей.

В традициях  народного воспитания сформировалась определенная система средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения. Главным средством народной педагогики является народное творчество. Совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов и суждений, убеждений и идей, навыков и приемов в области воспитания отражены в народном фольклоре, различных видах трудовой деятельности, ремеслах, традициях, обычаях и обрядах. Как средство словесного убеждения в народной педагогике использовались сказки, легенды, песни, а, главное, пословицы и поговорки [1, c. 145—149].

Педагогические  идеи пословиц можно понимать как:

1.         Повествование о средствах воспитательного воздействия: ο μύλος νερό θέλει, ευχές δε θέλει — нужны дела, а не слова; благими пожеланиями сыт не будешь;

2.         Советы родителям окружить детей повседневным вниманием αν δεν φωνάζει το μωρό, δεν το ταΐζει (или δεν του  δίνει να φάει) η μάνα του — дитя не плачет — мать не разумеет;

3.         Информацию о методах воздействия на подрастающее поколение — ο λόγος σου με χόρτασε και το ψωμί σου φά’ το — ласковое слово лучше сладкого пирога;

4.         Характерологические оценки личности, которые следует понимать и как цели формирования личности: σύν ‘Αθηνά καί χείρα κίνει — на бога надейся, а сам не плошай;κάλλιο να σου βγει το μάτι παρά τ’ όνομα — береги честь пуще глаза (своего);

5.         Призыв к воспитанию, самовоспитания и перевоспитанию: ένα λεπτό υπομονής μπορεί να σημαίνει δέκα χρόνια ειρήνης — один момент терпения может означать десять лет мира.

Таким образом, отсутствие социальных институтов компенсировалось народными пословицами и поговорками, в которых с присущей им лаконичностью и экспрессией выражены острый ум, наблюдательность, проницательность и глубокая мудрость. В них заключен художественно обобщенный, социально-исторический опыт многих поколений, их мировоззрение, нравственные и эстетические идеалы [3, c. 27—29].

Народная память запечатлела в пословицах уважительное отношение грекокиприотов к труду, который украшает, облагораживает человека, возвеличивает его. От того, как человек работает, зависит его благополучие: «Кто работает, тот не бедствует», το σκυλί το γεράζουν οι ξένες έννοιες — не работа старит, а забота «Не стыдно потеть за работой, если берешься с охотой», «Труд и благополучие идут вместе» [2, c. 34]. А работать грекам-киприотам всегда приходилось и приходится тяжело, особенно в сельском хозяйстве. Засушливый климат, нехватка воды, гористая местность и каменистая почва — все это требует немало усилий, чтобы выращивать хлеб и виноград, цитрусовые и табак.

Пословицы призывают людей  быть мастерами своего дела, прославляют  трудолюбие, ловкость, умелость, находчивость: «Хорошего мастера видно в работе», «Работу хлебороба видно на току», «Швея работает усердно, если у нее есть иголка с ниткой» и αν δεν κοπιάσουν γόνατα, καρδιά δε θεραπεύεται — «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» [2, c. 37].

В прицельных словесных формулах четко и однозначно сформулировано отношение народа к лентяям, сурово осуждаются такие недостатки, как скупость, лень, хвастовство, лицемерие, воровство, пьянство: «Кто утром спит, тот днем голодный сидит», «Все грехи — от безделья», «Тому, кто сел на чужую лошадь, в дороге придется слезть», «Дает маслинку, а требует бурдюк масла», «Если он даст тебе яйцо, то оно будет без желтка», «Даже сумасшедший отступает, завидев пьяного» и т. д. [2, c. 39].

Таким образом, в греческой  народной педагогике важная роль в подготовке к жизни молодого поколения принадлежит труду. Для народа труд всегда был основой существования, и в народной педагогике трудовое воспитание (подготовка детей к труду и поддержание доброго отношения к труду у людей любого возраста) занимало ведущее место. Любить труд и людей труда — важнейшая заповедь народной системы воспитания. Такое требование детям внушалось с малолетства, внушалось и то, что труд — источник человеческого существования. Это мысль содержится во всех жанрах устного народного творчества.

Народная мудрость греков-киприотов  рассматривает семью как источник счастья, как «шедевр природы»; приветствует семью, созданную на основе взаимной любви, уважения, непоколебимо стоит за дружный, трудолюбивый семейный коллектив, провозглашая равноправие мужчины и женщины в семье, защищает права женщины. Главная задача семьи — воспитание детей, достойной смены старших поколений. Решающая роль принадлежит родителям — матери и отцу. В народной педагогике материнство рассматривается как высшая социальная  ценность, как естественная потребность в продолжении человеческого рода. Все народы заслуженно возвеличиваю женщину-мать, создают культ матери. Как и у других народов, у греков-киприотов много пословиц на семейно-бытовую тематику. В них отразились любовь к родителям, к родному дому, семейные отношения, соседские дела, взгляд на брак и воспитание детей: «Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет», «Жену хорошего мужа видно по лицу», «Когда встает солнце, первым видишь соседа», «Для совы свой совенок красив, как куропатка» [2, c. 41].

Кроме обширного пласта народной педагогики, не надо забывать, что Греция с древнейших времен — это колыбель европейской цивилизации и, в частности, европейской педагогической мысли и европейской системы образования. Многие методы и идеалы древнегреческого воспитания и образования живы и  до сих пор.

Таким образом, народной греческой  педагогикой накоплен огромный потенциал  методов и приемов воспитания подрастающего поколения. Кроме обширного пласта народной педагогики, не надо забывать, что Греция с древнейших времен — это колыбель европейской цивилизации и, в частности, европейской педагогической мысли и европейской системы образования.  

 

Список литературы:

1.        Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 1999. 145 c.

2.        Греческие пословицы и поговорки и их аналоги в русском языке: сборник / сост. Т. В. Кокурина ; ред. А. В. Соколюк  Изд. 4-е  Москва : URSS , 2010. 112 c.

3.        Ишембитова З. Г. Башкирская народная педагогика как средство профилактики девиантного поведения подростков :   : диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 Чебоксары , 2005. 270 c.


Информация о работе Нравственно-воспитательный потенциал и основы греческой народной педагогики