Нравственные приоритеты
семьи
Все начинается с
семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть
Уменье сострадать и сложность
жизни видеть.
Все начинается с семьи.
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
И только не сдаваться!
Все начинается с семьи!
Семья — это основа нравственного
воспитания, именно в ней формируются
нравственные приоритеты. Первые уроки
“нельзя” и “можно”, первые проявления
тепла и участия, жестокости и безразличия,
формируются семьей и в семье. Семья –
это основа формирования личности. И действительно,
ребёнок, даже ещё не умея говорить, не
осознавая речь и поступки взрослых, уже
понимает, “улавливает” моральный климат
семейного окружения и по-своему реагирует
на него. Какие жизненные правила возьмет
для себя ребенок и где получит основы
нравственных принципов? Кто формирует
образ мыслей ребенка с самого детства,
какая среда влияет на его нравственные
поступки, поведение? Ответ на все эти
вопросы - СЕМЬЯ
Корни добра и нравственности
зарождаются и произрастают в семье. Семья
обладает огромным диапазоном воспитательного
воздействия. У истоков стоят родители.
Если общую культуру человека определить
как отношение к человеку, к Миру, к труду,
к природе, то именно в семье начинает
формироваться культура поведения и культура
общения.
Семейное воспитание начинается
с воспитания у ребенка простых норм нравственности.
Эта закономерность общего порядка обусловлена
социальными и физиологическими факторами.
Она действует всегда и повсеместно, разница
лишь в том, какое содержание то или иное
общество, семья вкладывают в понятие
"простая норма". Простая норма - это
своеобразные правила поведения, без которых
невозможны совместная деятельность и
жизнь людей. Сфера приложения этих норм
в основном сводится к поведению в семье,
быту, повседневным взаимоотношениям.
Простые нормы нравственности, цель воспитания
которых — поддержание элементарного
порядка, в раннем дошкольном возрасте
воспринимаются детьми как система требований
без надлежащего их осмысления. С возрастом
они приобретают у детей оценочную значимость
и выступают не как должные, а как в высшей
степени обобщенные понятия, имеющие свою
причинную связь и обусловленность. К
тому же любую простую норму, такую, например,
как "не пачкай одежду", "не ломай
игрушку", мы в процессе воспитания
сами обобщаем и возводим к оценочному
понятию, к мотиву высшего порядка: не
пачкай одежду, потому что это плохо; сиди
за столом смирно и ешь аккуратно, потому
что это хорошо. При этом мы обычно видим
добро во всем том, что соответствует нашему
пониманию добра.
В нравственном воспитании
очень важно, чтобы во всем окружающем
нас материальном и духовном мире дети
видели человека — труженика, творца,
созидателя. Когда у ребенка воспитывается
уважение не только к самому предмету,
но и к людям, которые сделали этот предмет,
вырабатывается определенная норма поведения,
чувство ответственности, формируется
правильная оценка окружающего мира, тогда
ребенок становится существом социальным.
Чувство любви отца и матери к сыну или
дочери вполне понятно. Родители готовы
сделать для ребенка все, что в их силах:
уберечь его от дурного, оградить от влияния
детей, которые, по мнению родителей, "плохие".
Они стараются привить своим детям умение
правильно разграничивать и распознавать
добро и зло, справедливое и недостойное,
правдивое и ложное исходя из своего понимания
этих понятий. Убеждение некоторых родителей
в том, что воспитывать можно лишь лаской,
похвалой, что наказание или запрет травмирует
ребенка, разрушает его нервную систему,
безосновательно. Между тем мать или отец,
зная или не зная об истинном воздействии
на ребенка подобной педагогической системы,
нередко предоставляет ему полную свободу
действий, удовлетворяют все его желания,
все его "хочу", безмерно восхваляют
его способности, ум, красоту. И ребенок
постепенно начинает верить, что он действительно
таков. Требования его с возрастом становятся
более настойчивы, в характере и поведении
проявляется самовлюбленность, мнимое
превосходство над другими. Понятие "нельзя"
в его нравственном сознании отсутствует,
свои поступки он не считает нужным сопоставлять
с поступками других, но чувствует никакой
ответственности перед людьми, обществом.
Любой разумный запрет со стороны коллектива,
ограничение возрастающих, порой неразумных
желаний и устремлений ребенок рассматривает
как посягательство на личность, как ущемление
своих законных интересов. Родители, семья
являются для него своего рода убежищем
от "ущемлений" со стороны сверстников,
воспитателей в детском саду, учителей
в школе, но только до тех пор, пока в состоянии
удовлетворять его желания. При первом
же отказе, материальном ограничении родители
ставятся в один ряд с другими "врагами".
Рождается озлобленность, которая со временем
может перерасти в человеконенавистничество.
Существует и другая крайность в воспитании
— грубость и бестактность по отношению
к ребенку со стороны родителей, физическое
воздействие на него. Стараясь внушить
сыну или дочери определенные нравственные
понятия, родители считают необходимым
доказать ребенку, что тот ничего не знает,
что он физически бессилен перед взрослыми
и только поэтому должен беспрекословно
выполнять их требования.
Как правило, тот или иной стереотип
поведения является результатом семенного
воспитания, осмысления ребенком поступков
родителей, их взаимоотношений в семейной
и общественной жизни. Нередко отец или
мать считают, что достаточно быть искренним
по отношению к ребенку, а с соседями, товарищами
по работе можно лицемерить. ...Папа дома,
а мама по телефону сказала, что его нет,
затем, улыбаясь, разговаривала с соседкой,
а когда та ушла, назвала ее сплетницей.
Ребенок видит, что существует некая семейная
тайна, скрытое мнение о людях. У него возникает
естественный вопрос: почему в глаза можно
говорить одно, а за глаза — другое? Где
правда, и хорошо ли поступила мама, не
сказав тете, что сплетничать некрасиво.
Увидев соседку, ребенок хочет сказать
ей правду (все должны быть хорошими, тем
более старшие), но удерживает сомнение,
можно ли говорить об этом, ведь мама не
говорит. Если подобное было лишь один
раз, то оно может и забыться, бесследно
пройти для малыша. А если это система?
Если таков нравственный климат семьи?
Тогда ребенок привыкает к мысли, что есть
два мира: один — внутренний, скрытый ("так
надо поступать"), другой — внешний,
показной ("так можно поступить, если
это выгодно"). С возрастом у него формируется
искривленный тип нравственного сознания,
притупляется моральная ответственность
за совершенные поступки, определяющим
мотивом поведения становится личная
выгода. Трудно порой разобраться в запутанных
неискренних отношениях самим взрослым,
тем более трудно постичь их ребенку, не
искушенному жизненным опытом, не постигшему
сложностей человеческих отношений в
обществе. Поэтому так важны, в семейном
воспитании, правдивость, искренность,
доброжелательность родителей в отношениях
между собой и в отношениях с окружающими.
Вместе с тем необходимо знать нравственные
возможности своего ребенка, быть тактичным,
терпимым по отношению к нему.
Законы семейного
воспитания
Нравственные потребности человека
теснейшим образом связаны с нравственными
чувствами, которые являются также мотивами
человеческого поведения. Это сострадание,
сочувствие, сопереживание, бескорыстие...
Воспитать развитые нравственные
потребности - главнейшая задача родителей.
Задача вполне выполнимая. Что же нужно
для её успешного решения?
1) Родители должны осознавать
важность этой задачи.
2) Развивать сами в
себе эти нравственные потребности,
так как совершенствование продолжается
всю человеческую жизнь. Родители, которые
хотели бы воспитать своего ребёнка не
стихийно, а сознательно, должны начать
анализ воспитания своего ребёнка с анализа
самих себя, с анализа особенностей собственной
личности.
3) Знать, как, какими методами
формировать в детях нравственные
потребности.
Нравственное воспитание
начинается с эмоционального климата
в семье
С утверждением, что ребенок
— это личность, не всегда согласны родители,
потому что под понятием «личность» они
имеют в виду человека с цельным и сильным
характером, самостоятельного, уверенного
в себе, своих возможностях. Именно таким
и хотели бы видеть многие родители своих
детей. Но такая личность — уже построенное
здание. А его строительство всегда начинается
с фундамента. Основы личности начинают
закладываться с рождения ребенка под
влиянием взрослых. Так, недостаток внимания,
проявления родительской любви, общения
с малышом отрицательно сказывается на
его эмоциональном и нравственном развитии,
на его мировосприятии. Изучение малолетних
правонарушителей показало, что они страдали
от недостатка любви в семье. Нельзя забывать,
что младший школьник еще во многом живет
эмоциями и что именно эмоциональная среда
оказывает влияние на его духовный мир.
Положительный эмоциональный климат семьи,
где преобладают радость, оптимизм, душевность,
любовь и нежность, нужен ребенку для
его психического здоровья. То, как взрослые
реагируют на происходящее в окружающей
жизни, имеет огромное значение для формирования
представлений ребенка, который откликается
на все происходящее эмоциональными средствами:
смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой.
Ребенок внушаем, склонен к подражанию,
он чутко воспринимает и перенимает все
эмоциональные реакции. Поэтому, если
вам что-то не нравится в ребенке, его нравственном
облике, вспомните: ребенок в какой-то
степени является вашим зеркальным отражением.
Доброжелательность, внимание родителей
друг к другу, к ребенку естественно перенимаются
им, так же как и грубость, неуважение,
раздражительность. В некоторых семьях
не принято проявлять нежные чувства друг
к другу. Иногда за внешней сдержанностью
кроются уважение и любовь. Это не всегда
может понять и почувствовать малыш, его
потребность в ласке, в выражениях родительской
любви к нему не удовлетворяется, что
может нанести ему серьезную душевную
травму, вызвать в будущем проблемы в
отношениях с отцом и матерью. Большое
значение также имеет реакция взрослых
на различные жизненные ситуации. Важно
различать, существенный или незначительный
повод вызвал те или иные эмоции родителей,
соответствуют ли проявленные чувства
происшедшему. Например, сын разбил чашку.
По этому поводу можно раскричаться, вспомнить
еще несколько промахов ребенка, создать
на весь день тяжелую атмосферу взаимного
недовольства. Адекватна ли такая реакция,
соответствует ли напряженность чувств
существу происходящего? Разумеется, нет.
Лучше объяснить ребенку причину происшедшего
(торопливость, невнимательность, случайность
и др.), пожалеть о разбитой чашке и поставить
на этом точку. Созданию спокойной обстановки
в семье помогает критичное отношение
взрослых к своим действиям, учет их влияния
на ребенка. Нельзя вымещать на близких,
тем более на ребенке, свое плохое настроение.
Конечно, у взрослых могут быть серьезные
поводы для чувства тревоги, недовольства.
Дети не могут не знать о тех трудностях,
с которыми сталкиваются родители вне
семьи, но это не значит, что свои взрослые
проблемы можно перекладывать на плечи
ребенка, создавать гнетущую атмосферу
в доме. А часто ли в вашей семье звучат
ласковые слова по отношению друг к другу,
к детям? Попробуйте за собой понаблюдать:
сколько раз в течение дня вы обратились
к ребенку или кому-то из членов семьи
с выражением любви, расположения, удовлетворения
его поступками, делами и сколько раз выражали
свое неудовольствие, раздражение. Преобладание
того или другого и определяет стиль отношений
в семье и то, как будут развиваться качества
личности, которые вы хотели бы воспитать
у вашего ребенка: доброжелательность,
оптимизм, способность к состраданию,
сочувствию.
Рассмотрим законы
нравственного воспитания через примеры
жизненных ситуаций:
1) СИТУАЦИЯ: Мальчик получил
две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил
и в наказание запретил играть на компьютере.
Позвонил друг и предложил сыграть в сетевую
игру. Мама пожалела сына и стала уговаривать
отца отменить наказание. Между родителями
произошёл конфликт.
Как правильно поступить,
чтобы избежать конфликта?
Вывод:
Родители должны предъявлять единые требования
к ребёнку (взаимопонимание).
2) СИТУАЦИЯ: Девочке очень
хотелось сделать сюрприз для мамы, порадовать
ее. Она пришла из школы, помыла посуду,
убралась в своей комнате, сделала уроки
и позвонила маме сообщить ей об этом.
Мама была на работе и попросила не отвлекать
ее по пустякам.
Как бы вы поступили на месте
мамы? (проявила равнодушие)
Приоритет:
Ребёнок нуждается в ласке, похвале (чуткость).
3) Задание для родителей: на листе бумаги нарисуйте здание (родители рисуют, ведущий не согласен
и поправляет их). Нет, не правильно. Здание должно быть
объемным. Теперь Вы попробуйте. Нет, неправильно.
Окна должны быть арочными. Теперь Вы попробуйте.
Нет, неправильно. Двери нет. Никто не справился
с моим заданием. Почему? Мы не определили
правила рисования здания. Правила нам
необходимы в любой деятельности, а уж
в воспитании и тем более, да и в жизни
в целом.
4) По данным статистики родители
общаются с детьми 20 минут в неделю!! Задумайтесь,
сколько времени вы общаетесь со своими
детьми? А как?
В наш информационный век,
все чаще и чаще мы это делаем при помощи
СМС. Прокомментируйте полученные сообщения.
- Еда в холодильнике.
Делай уроки. Буду поздно.
- Доченька, я сегодня
задержусь. Будь умницей, не скучай.
- На совещании. Отключаюсь.
- Ну как сочинение?
- Я тебя люблю
К чему приводит вот такое
общение? К тому, что и дети, и родители
отдаляются друг от друга, между ними исчезает
доверие. А ведь именно доверие – один
из главных приоритетов воспитания в семье.
Характер и нравственное поведение ребенка
– это слепок с характера родителей, он
развивается в ответ на их характер и их
поведение. (Эрих Фромм)
И главное помните: “Для того чтобы воспитание
детей было успешно, надо, чтобы воспитывающие
люди, не переставая, воспитывали себя”.
(с) Л.Н.Толстой.
И он действительно прав,
так как родители являются образцом для
своих детей. Родители должны воспитывать
себя, не переставая. А эта памятка пусть
станет для всех родителей руководством
в воспитании своих детей.