О проблемах детства, детского телевидения и демографической ситуации в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 19:22, доклад

Описание работы

Все мы не раз слышали, что смотреть телевизор вредно, особенно детям. Но в чем же состоит его вредность? Чаще всего говорят о том, что мерцание экрана вредно для детских глаз, а частая смена кадров может привести к сбоям в работе мозга и даже вызвать эпилептические припадки.Это правда, просмотр телепередач оказывает влияние на физиологическое, а также на психологическое состояние ребенка.

Содержание работы

I. Влияние телевидения на детей.
II. Демографическая ситуация в современной России.

Файлы: 1 файл

О проблемах детства,детского телевидения и демографической ситуации в современной россии.docx

— 23.56 Кб (Скачать файл)

I.Влияние  телевидения на детей.

1.влияние на физиологию.Все мы не раз слышали, что смотреть телевизор вредно, особенно детям. Но в чем же состоит его вредность? Чаще всего говорят о том, что мерцание экрана вредно для детских глаз, а частая смена кадров может привести к сбоям в работе мозга и даже вызвать эпилептические припадки.Это правда, просмотр телепередач оказывает влияние на физиологическое, а также на психологическое  состояние ребенка.

Вот факторы, действующие при телепросмотре:

1) различные физиологические  воздействия экрана, независимые  от особенностей программы и  связанные с физической неподвижностью  зрителя.

2) содержание и  жанр передачи (информационная программа,  художественный фильм, мультфильм  и т. д.);

3) зависимость зрительского  взгляда, воспринимающего все  спецэффекты, от камеры (наплыв, монтаж, смена кадра, смена перспективы  и т. д.), иллюзия свободного  наблюдения

Давать ли детям  смотреть телевизор — дело выбора и ответственности родителей, но прежде чем это сделать, нужно  очень хорошо подумать. Телевизор  способен глубоко повлиять на развитие ребенка, а при бесконтрольном пользовании  — принести ему большой вред.

Серьезная опасность  заключается в том, что в своих  решениях взрослый всегда обращает внимание лишь на содержание программ, а не на много более важные подпороговые (неуловимые для сознания) воздействия, начинающиеся, как только взгляд ребенка падает на телеэкран.

Каким же образом телевизор влияет на физиологию ребенка?

1. Замедление физического развития.

Внимательно глядя  в одну точку (а при просмотре телевидения глаза не двигаются), ребенок испытывает неестественное напряжение неподвижности, которое позже компенсируется состоянием неестественного возбуждения. Дети, после просмотра телевизора не могут заниматься ничем определенным, склонны к агрессии, неупорядоченной разрядке накопленной и неизрасходованной активности, пребывают в плохом настроении или ведут себя вызывающе.

2. Ограничение двигательной активности.

Просиживая у  телевизора, ребенок совсем не двигается, что ведет к общему напряжению и снижению жизненных сил (иммунитета).

3. Ухудшение зрения.

Просмотр телепередач  не стимулирует развитие глаз, так  как не обеспечивает им естественную деятельность, как это происходит при активной деятельности. Зрение начинает неправильно воспринимать тонкие оттенки цветов и пространственные объекты.

4. Ухудшение работы мозга.

Ребенок теряет способность  к активному творческому мышлению. Он постоянно ждет, что необходимая  информация поступит извне и становится неспособным самостоятельно генерировать собственные идеи и суждения, более  того, у него пропадает желание  к этому. Сильнее проявляется  критическое отношение к окружению, склонность к осуждающей оценке.

2.Влияние на психологию

За последние 20 лет резко  увеличилось количество детей, которые  умеют воспринимать только зрительную информацию, на слух же воспринимают плохо. И в общении с другими детьми у них возникают сложности. Почему это происходит?

Дело в том, что в  последние годы усиливается дефицит речевого общения. Есть два основных  фактора:

1. Телевизор.

Во время сидения у  телевизора ребенок не нуждается  в том, чтобы задействовать механизмы  активной речи – он только слушает.

На речь отрицательно влияет не только молчание перед телеэкраном. Передачи в основном построены стереотипно  и никак не побуждают ребенка  развивать собственную фантазию и творческие способности. Поэтому  речь детей в игре становится скудной  — они ограничиваются восклицаниями  наподобие тех, что встречаются  в комиксах, бессвязными обрывками  фраз и нелепыми имитациями шумов, сопровождая  их роботоподобными движениями.

2. Семья

У родителей сегодня все  меньше времени для детей: в среднем  у матери для нормального разговора  с ребенком остается примерно двенадцать минут в день, тогда как перед  телевизором дети проводят по несколько  часов в день.

Кроме влияния на речь, телевидение  способствует потере интереса ребенка к спонтанным, творческим играм и естественному движению, не давая детям достаточно стимулов для формирования двигательных навыков. Нехватка разнообразия внешних раздражений может привести к тому, что пострадают творческие способности, фантазия и интеллект. Дефицит ощущений усугубляется недостатком стимулирующих условий в больших городах.

Совсем запрещать ребенку  смотреть телевизор – наверное не выход, но следует ограничивать время просмотра. Для детей дошкольного возраста рекомендуется смотреть не более 1 часа, для школьников – до 2 часов в день.

В качестве компенсации подойдут любые совместные занятия с ребенком, такие как рисование, лепка, чтение, подвижные игры, домашние дела или  просто совместная прогулка. Окупится любое, даже самое малое ваше усилие.

Нужно постараться создать  ребенку как можно более благоприятные  условия для творческих игр, получения  живого чувственного опыта и энергичной активности. При этом не нужно брать  на себя роль массовика-затейника. Главное  — разбудить в ребенке естественную тягу к деятельности и направить  ее. Потом ребенок и сам отлично  сумеет себя занять.

3.Влияние на нравственность

Самая главная опасность, исходящая от увиденного в телевизоре, состоит в том, что дети все  принимают за чистую монету, то есть у них не развито критическое мышление – поэтому они привыкают к тому, что им показывают, считают это нормальным, у них формируется определенное видение мира. Теперь подумаем, чему может научиться ребенок, если будет смотреть все подряд. Конечно, в большой степени мировоззрение зависит от родителей, от воспитания, но всё же…

Что обычно показывают по телевизору?

Различные передачи, детские и взрослые, кино, мультфильмы, новости и рекламу. Добавьте, если я что-то упустила.

1. Мультфильмы.

Для начала посмотрим  на мультики, т.к. считается, что они  предназначены именно для детей, и поэтому родители  чаще всего разрешают смотреть их детям. Начнем с того, что многие мультфильмы уже не предназначены для детского просмотра вообще, но не все родители об этом знают, поэтому ребенок смотрит Южный парк, Симпсонов и подобные им мульты и думает что это нормальная жизнь.

Современные полнометражные мультфильмы тоже сделаны не совсем для детей, в них много взрослого  юмора (зачастую «ниже пояса»), при  этом взрослый понимает, например, что  громко пукать нехорошо, и поэтому  смеется, а ребенок просто видит  чужой смех и начинает делать так  же, а иногда сам стремится «рассмешить» других таким нехитрым способом. Но если западные мультфильмы соответствуют  менталитету западного же зрителя, то рвение наших сценаристов просто удивляет: создали трилогию про русских  богатырей (Алеша Попович, Добрыня  Никитич, Илья Муромец), при этом изобразили их придурковатыми недотепами. И что  самое страшное, многим эти мультфильмы  нравятся.

А как же традиционные мультсериалы Диснея? Об этом твердили уже тысячу раз, но я повторюсь: задумайтесь, какие модели поведения усваивает  ребенок, когда смотрит мультфильмы  про Тома и Джерри или про Дональда Дака? Герои классических американских мультсериалов дерутся, делают друг другу пакости, ругаются, кривляются. А это все модели межличностных  контактов, взаимоотношений. Не говоря уж от том, что эти же персонажи  падают с высоты, тонут, ошпариваются, бьют друг друга кувалдами и с  ними ничего не случается… А если ребенку  придет в голову попробовать проделать  то же самое?

Не буду подробно останавливаться на покемонах, улице  Сезам, телепузиках (созданных по «новейшим  образовательным технологиям»), и  прочих искажениях, скажу только, что  недавно руководство ВВС призналось, что эти самые телепузики создавались  в состоянии наркотического бреда. Вот вам и передовые технологии!

2. Кино и сериалы.

Кроме мультфильмов, дети часто смотрят по телевизору то, что совсем для них не предназначено. И, опять же, учатся на примерах.

Например, популярный сериал «Счастливы вместе»: вульгарная мать, которая ничего не хочет  и не умеет делать по дому; отец-неудачник, смысл жизни которого сводится к тому, чтобы лежать на диване, глядя в телевизор; и дети, которые тоже мечтают только о развлечениях – работа, развитие, устремления не для них. Вот модель семьи, которую воспринимает ребенок как нормальную и обычную, и возможно, будет неосознанно ее воспроизводить в своей жизни. И что самое печальное, ОЧЕНЬ много детей смотрят этот «фильм».

Цитата, вынесенная в начало статьи – это диалог, услышанный мной в детском саду. Я спросила девочек, во что они  играют. Оказывается, это сериал «Универ». Вот что теперь в почете вместо игры в дочки-матери. Когда я сказала, что лучше бы они смотрели что-нибудь полезное, ответ был: «А мы еще смотрим  Дом-2!».

3. Передачи

Теперь про Дом-2 и другие передачи. Многие каналы в  погоне за рейтингами показывают сплетни  и скандалы, жестокие преступления и расследования, эротику и секс, причем часто это происходит в  дневное время (те же самые ТНТ, НТВ, и особенно MTV). В новостях ведут  речь о том, что кого-то убили, где-то был взрыв или пиарят очередной  звериный грипп. А зачастую вполне безобидный детский фильм или передача прерывается  рекламой, посреди которой показывают анонсы вечерних и ночных программ со всей их спецификой.

4. Реклама

Кстати, о рекламе. Внимание детей привлекают яркие  краски и быстрая смена кадров. Но, если взрослый человек может  критически оценивать содержание рекламных  роликов, то ребенок впитывает и  воспринимает все как должное  и верит каждому слову, которое  слышит в рекламе. Плюс к этому  он копирует поведение персонажей –  преувеличенная мимика, ужимки, громкий  смех «за кадром», интонации, агрессивно-сексуальное  поведение, демонстративность. Детям  навязывают штампы и стереотипы (красоты, успешности, счастья, легкой жизни –  ничего не делать и все иметь). Идеальное  для продавцов общество потребления.

II.Демографическая ситуация в современной России.

Одной из важнейших общественно-политических проблем в России сегодня является проблема депопуляции. С девяносто  второго года население России постепенно убывает, с каждым годом всё быстрее. Этой проблемой озабочены и политики и простые люди, но, к сожалению, в целом бытует совершенно неверное мнение о причинах и методах входа  из кризиса. Задача науки здесь –  найти реальные причины и реальные способы решения проблемы.

В мире сейчас очень многие люди и  организации озабочены проблемой  перенаселения. Боязнь перенаселения  некогда имела под собой основания: в начале XIX века Т. Мальтус предсказывал удвоение населения Земли по экспоненте каждые 25 лет. И его прогнозы были достаточной причиной для беспокойства в XX веке, т.к. в XX веке численность населения  действительно росла взрывообразно.

Двухмиллиардный житель Земли родился  совсем недавно – в 1925 году, когда  как шестимиллиардный – в 1999 году. Движение «мальтузианцев», озабоченных  проблемой населения ещё сильно, но они не желают замечать, что теперь, в наше время, на самом деле, такой  проблемы не существует, а, наоборот, в  мире, особенно в развитой его части, существует другая проблема – проблема снижения рождаемости.

В 2000 году в 64-х странах, в которых  проживает 44% всего мирового населения, уровень рождаемости ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства  населения. И всё это те страны, которые мы называем развитыми. Между  тем, в менее развитых странах  ситуация обратная – в них население  не снижается, а растёт, и если в  десятку стран с наинизшим  естественным приростом населения  входят в основном восточноевропейские  страны, то в десятку стран с  наивысшим приростом населения  входят беднейшие африканские страны, в большинстве из которых эпидемия СПИДа. То есть в то время, как население  в развивающихся странах только увеличивается, население цивилизованного  мира стареет и вымирает.

Депопуляция – прямая угроза всей европейской цивилизации. И хотя депопуляция – проблема не только для России, в России она стоит  очень остро.

Среди 186 стран, Россия стоит на восьмом  в числе стран с наиболее низкой рождаемостью, и на третьем в числе  стран с наинизшим естественным приростом населения. Обычно смертность и рождаемость взаимосвязаны  – в странах с высокой смертностью  высока и рождаемость, и наоборот. Но в случае с Россией всё складывается крайне неудачно – в то время  как рождаемость падает смертность остаётся на очень высоком уровне. В результате многих научных исследований получены данные, что процесс депопуляции  практически не связан с реформами  в нашей стране, а это значит, что когда в России всё более  или менее наладится, демографический  кризис не прекратится сам собой. Поэтому необходимо разработать  эффективные меры борьбы с ним. Но прежде чем разрабатывать меры борьбы с демографическим кризисом, необходимо разобраться в его причинах. Для  этого следует проанализировать все существующие основные концепции  в этой области, а также имеющиеся  статистические данные и данные различных  социологических исследований.

По данным Википедии:

Число родившихся:

  • 1990—1988,8 тыс. чел
  • 1991—1794,6 тыс. чел
  • 1992—1587,6 тыс. чел
  • 1993—1378,9 тыс. чел
  • 1994—1408,1 тыс. чел
  • 1995—1363,8 тыс. чел
  • 1996—1304,6 тыс. чел
  • 1997—1259,9 тыс. чел
  • 1998—1283,2 тыс. чел
  • 1999—1214,6 тыс. чел
  • 2000—1266,8 тыс. чел
  • 2001—1311,6 тыс. чел[42]
  • 2002—1397,0 тыс. чел
  • 2003—1477,3 тыс. чел
  • 2004—1502,5 тыс. чел
  • 2005—1457,4 тыс. чел
  • 2006—1479,6 тыс. чел
  • 2007—1610,1 тыс. чел
  • 2008—1717,5 тыс. чел
  • 2009—1764,0 тыс. чел
  • 2010—1788,9 тыс. чел

Информация о работе О проблемах детства, детского телевидения и демографической ситуации в современной России