Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:40, реферат
Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственнаяспециальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
1.Объект, предмет, функции педагогики
Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственнаяспециальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика как наука изучает
сущность, закономерности, тенденции,
перспективы образования и
Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
– цели обучения (для чего учить);
– содержание обучения (чему учить);
– формы и методы обучения (как учить).
Во взглядах ученых на педагогику,
как в прошлом, так и в настоящем
времени, существует три подхода (концепции).
Представители первой из них считают,
что педагогика - междисциплинарная область
человеческого знания. Однако такой подход
фактически отрицает педагогику как самостоятельную
теоретическую науку, т.е. как область
отражения педагогических явлений. В педагогике
в этом случае оказываются представленными
самые разные сложные объекты действительности
(космос, политика, социализация, развитие
и др.).
Другие ученые отводят педагогике роль
прикладной дисциплины, функция которой
состоит в опосредованном использовании
знаний, заимствованных из других наук
(психологии, естествознания, социологии
и др.) и адаптированных к решению задач,
возникающих в сфере образования или воспитания.
Так, на первый взгляд, объектом научной
педагогики является ученик, воспитанник
и вообще любой человек, которого обучают
и воспитывают. Однако в этом случае и
педагогика, и психология изучают психическую
реальность (психику человека), причем
педагогика - лишь прикладная часть психологии,
ее "практическое приложение". Этот
подход объясняет попытки подменить педагогику
психопедагогикой.
Сторонники второй концепции, как и первой,
фактически отрицают право педагогики
на свой предмет и, следовательно, собственное
теоретическое знание, подменяя его совокупностью
положений, взятых из других наук. Это
обстоятельство негативно сказывается
на педагогической практике. Ни одна из
смежных с педагогикой наук не изучает
педагогическую действительность целостно
и специально. При таком подходе не может
быть разработана целостная фундаментальная
основа для функционирования и преобразования
педагогической практики. Содержание
такой педагогики составляет совокупность
фрагментарных представлений об отдельных
сторонах педагогических явлений.
Продуктивной для науки и практики, по
мнению В.В.Краевского, является только
третья концепция, согласно которой педагогика
- это относительно самостоятельная дисциплина,
имеющая свой объект и предмет изучения.
Объект педагогики. А. С. Макаренко - ученый
и практик, которого трудно обвинить в
пропаганде "бездетной" педагогики,
в 1922 г. сформулировал мысль о специфике
объекта педагогической науки. Он писал,
что многие считают объектом педагогического
исследования ребенка, но это неверно.
Объектом исследования научной педагогики
является "педагогический факт (явление)".
При этом ребенок, человек не исключаются
из внимания исследователя. Напротив,
являясь одной из наук о человеке, педагогика
изучает целенаправленную деятельность
по развитию и формированию его личности.
Следовательно, в качестве своего объекта
педагогика имеет не индивида, его психику
(это объект психологии), а систему педагогических
явлений, связанных с его развитием. Поэтому
объектом педагогики выступают те явления
действительности, которые обусловливают
развитие человеческого индивида в процессе
целенаправленной деятельности общества.
Эти явления получили название образования.
Оно и есть та часть объективного мира,
которую изучает педагогика.
Предмет педагогики. Образование изучает
не только педагогика. Его изучают философия,
социология, психология, экономика и другие
науки. Так, например, экономист, изучая
уровень реальных возможностей "трудовых
ресурсов", продуцируемых системой
образования, пытается определить затраты
на их подготовку. Социолог хочет знать,
готовит ли система образования людей,
способных адаптироваться к социальной
среде, содействовать научно-техническому
прогрессу и социальным преобразованиям.
Философ, в свою очередь, применяя более
широкий подход, задается вопросом о целях
и общем предназначении образования -
каковы они сегодня и какими должны быть
в современном мире. Психолог изучает
психологические аспекты образования
как педагогического процесса. Политолог
стремится определить эффективность государственной
образовательной политики на том или ином
этапе развития общества и т.д.
Вклад многочисленных наук в изучение
образования как социального феномена,
бесспорно, ценный и необходимый, но эти
науки не затрагивают сущностные аспекты
образования, связанные с повседневными
процессами роста и развития человека,
взаимодействием педагогов и учащихся
в процессе этого развития и с соответствующей
ему институциональной структурой. И это
вполне правомерно, поскольку изучение
данных аспектов определяет ту часть объекта
(образования), которую должна изучать
специальная наука - педагогика.
Предмет педагогики - это образование
как реальный целостный педагогический
процесс, целенаправленно организуемый
в специальных социальных институтах
(семье, образовательных и культурно-воспитательных
учреждениях). Педагогика в этом случае
представляет собой науку, изучающую сущность,
закономерности, тенденции и перспективы
развития педагогического процесса (образования)
как фактора и средства развития человека
на протяжении всей его жизни.
На этой основе педагогика разрабатывает
теорию и технологию его организации,
формы и методы совершенствования деятельности
педагога (педагогическая деятельность)
и различных видов деятельности учащихся,
а также стратегий и способов их взаимодействия.
Функции педагогической науки. Функции
педагогики как науки обусловлены ее предметом.
Это теоретическая и технологическая
функции, которые она осуществляет в органичном
единстве.
Теоретическая функция педагогики реализуется
на трех уровнях:
описательном, или объяснительном, - изучение
передового и новаторского педагогического
опыта;
диагностическом - выявление состояния
педагогических явлений, успешности или
эффективности деятельности педагога
и учащихся, установление условий и причин,
их обеспечивающих;
прогностическом - экспериментальные
исследования педагогической действительности
и построение на их основе моделей преобразования
этой действительности.
Прогностический уровень теоретической
функции связан с раскрытием сущности
педагогических явлений, нахождением
глубинных явлений в педагогическом процессе,
научным обоснованием предполагаемых
изменений. На этом уровне создаются теории
обучения и воспитания, модели педагогических
систем, опережающие образовательную
практику.
Технологическая функция педагогики предлагает
также три уровня реализации:
проективный, связанный с разработкой
соответствующих методических материалов
(учебных планов, программ, учебников и
учебных пособий, педагогических рекомендаций),
воплощающих в себе теоретические концепции
и определяющих "нормативный, или регулятивный"
(В.В.Краевский), план педагогической деятельности,
ее содержание и характер;
преобразовательный, направленный на
внедрение достижений педагогической
науки в образовательную практику с целью
ее совершенствования и реконструкции;
рефлексивный, предполагающий оценку
влияния результатов научных исследований
на практику обучения и воспитания и последующую
коррекцию во взаимодействии научной
теории и практической деятельности.
2. Педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность
- это профессиональная активность педагога,
в которой с помощью разных средств влияния
на студентов реализуются задачи обучения
и воспитание.
В общем виде педагогическая деятельность
- это особый, многогранный и многоплановый
вид деятельности, связанный с обучением
и воспитанием.
Педагогическая деятельность бывает:
учебная, воспитательная, организаторская,
пропагандистская, управленческая, консультативная
и самообразовательная.
Психологическая структура педагогической
деятельности включает:
Мотивационно-ориентированную часть -
готовность к деятельности и постановка
преподавателем целей и задач.
Исполнительную часть - выбор и применения
средств влияния на студентов.
Контрольно-оценочную часть - контроль
и оценка своих собственных педагогических
влияний, т.е. педагогический самоанализ.
Заметим, что педагогическая деятельность
на самом деле начинается не с цели, а с
анализа исходной педагогической ситуации.
Педагогической ситуацией называют совокупность
условий, в которых преподаватель ставит
педагогические цели и задачи, принимает
и реализует педагогические решения. В
принципе, любая ситуация становится педагогической,
если в ней реализуются педагогические
цели и задачи.
Педагогическая задача (задача в данном
случае понимается как система, которая
состоит с предмета задачи и модели необходимого
состояния предмета) должна:
включать характеристику психического
развития к влиянию и желательные изменения
в психическом развитии после влияния;
учитывать студента как активного соучастника
процесса (в данном случае имеет место
«доопределение» задачи со стороны студента
в зависимости от его личной мотивации,
уровня требований или «переопределение»
- замена задачи педагогом на свою собственную.
«Доопределение» или «переопределение»
- это реальные процессы изменения, активного
принятия и переработки педагогических
задач в сознании студента в зависимости
от его возможностей.
Решение педагогических задач включает
несколько этапов: аналитический этап,
постановку целей и конструктивный, на
котором происходит планирование способов
решения задач.
Особенностью педагогических задач является
то, что их решение требует немедленных
действий, а результат бывает отсрочен
во времени, которое усложняет контроль.
В педагогическом процессе всегда существует
иерархия задач: глобальные задачи, стратегические,
поэтапные и тактические.
Для реализации педагогической деятельности
необходимые соответствующие умения.
В первую группу умений включают: умение
видеть в педагогической ситуации проблему
и формулировать ее в виде педагогической
задачи; умение видеть и изучать педагогическую
ситуацию.
Другу группу умений составляют: умение
«чему учить» (работа с содержанием материала)
и «как учить» (эффективное соединение
приемов и средств обучения).
Третья группа умений связана с использованием
психологических знаний: умение хронометрировать
процесс работы и анализировать свою деятельность.
Характеристика педагогической деятельности
Педагогическая деятельность - особый
вид социальной деятельности, направленный
на передачу от старших поколений младшим
накопленного человечеством опыта и культуры,
создание условий для их личностного развития.
Педагогическая деятельность - это вид
профессиональной деятельности, содержанием
которой являются обучение, воспитание,
образование и развитие учеников (детей
разного возраста, учеников школ, техникумов,
училищ, высших учебных заведений, институтов
повышения квалификации, учреждений дополнительного
образования).
Педагогическая деятельность может быть
профессиональной и непрофессиональной.
Целью профессиональной педагогической
деятельности есть цель воспитания личности
в гармонии с собой и социумом.
При всех отличиях педагогических профессий
в них есть общая цель, присущая педагогической
деятельности, - привлечение человека
к ценностям культуры. Именно в цели проявляется
специфика этой деятельности. Эта цель
(цель) определяется как особая миссия,
назначение которой - создание и самоопределение
личности в культуре, утверждение человека
в человеке.
Содержанием преподавательской деятельности
есть: процесс организации учебной деятельности
студентов, направленной на усвоение ими
предметного социокультурного опыта как
основы и условия развития; процесс организации
собственной деятельности.
Средствами деятельности преподавателя
есть: научные (теоретические и эмпирические)
знания; в качестве «носителей» знаний
выступают тексты учебников или результаты
самостоятельных наблюдений студентов;
вспомогательные средства: технические,
графические, компьютеры.
Результатом преподавательской деятельности
есть развитие студента, его личностное,
интеллектуальное усовершенствование,
становление его как личности, как субъекта
учебной деятельности.
Характеристика деятельности преподавателя
Наиболее характерные следующие четыре
стиля.
Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь
большей частью на процесс обучения, преподаватель
недостаточно адекватно планирует свою
работу по отношению к конечным результатам;
для преподавания отбирает наиболее интересный
материал, а важный, но неинтересный оставляет
на самостоятельное изучение. Ориентируясь
в основном на сильных студентов, старается,
чтобы его работа была творческой. Деятельность
преподавателя высоко оперативная, часто
меняет виды работы, практикует коллективные
обсуждения. Однако богатый арсенал методов,
которые используются в обучении, соединяется
с низкой методичностью, недостаточным
представлением о роли закрепления и повторение
учебного материала.
Эмоционально-методический. Ориентируясь
как на результат, так и на процесс обучения,
преподаватель адекватно планирует учебно-методический
материал, не упуская закрепление и запоминание,
включая повторение и контроль знаний,
которые планируются.
Умственно - импровизированный. Для преподавателя
характерны ориентация на процесс и результаты
обучения, адекватное планирование, оперативность,
объединение интуитивности и рефлексии.
Сам преподаватель меньше говорит, особенно
во время опрашивания, отдавая преимущество
влияния тем, кто учится, побочным путем,
давая возможность детально оформить
ответ.
Умственно-методический. Ориентируясь
большей частью на результаты обучения,
и адекватно планируя учебно-воспитательный
процесс, преподаватель обнаруживает
консервативность в использовании средств
педагогической деятельности. Высокая
методичность соединяется с малым, стандартным
набором методов обучения.
По результатам каждый преподаватель
может быть отнесен к одному из уровней,
при этом включать в себя все предыдущие:
Репродуктивный уровень - преподаватель
может и умеет рассказать то, что знает
сам.
Адаптивный уровень - преподаватель умеет
приспособить свое сообщение к особенностям
студентов и их индивидуальным способностям.
Локально-моделирующий уровень - преподаватель
владеет стратегиями обучения знанием,
умениями и навыками с отдельных разделов
курса, умеет формулировать педагогическую
цель, предусматривать этот результат
и создавать систему и последовательность
включения студентов в наставительно-познавательную
деятельность.
Системно-моделирующий уровень - преподаватель
владеет стратегиями формирования нужной
системы знаний, умений и навыков студентов,
со своего предмета в целом.
Системно-моделирующий творческий уровень
- преподаватель владеет стратегией преобразования
своего предмету в средство формирования
личности, усовершенствование нужд студентов
в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
Таким образом, деятельность педагога
представляет собой непрерывный процесс
решения огромного количества задач разных
типов, классов, уровней.
Психология преподавателя
Центральным звеном во всей педагогической
деятельности есть личность педагога.
Базовым психологическим требованием
к личности педагога есть любовь к детям.
Без этого условия педагогическая деятельность
как таковой не будет полноценной. Нелюбовь
со стороны педагога в конечном итоге
порождает нелюбовь со стороны обучающихся,
и тогда не только воспитание, а и нормальное
обучение станет невозможным.
Следующим наиболее важным требованием
к личности педагога есть наличие специальных
знаний в той сфере, в которой он учит детей,
и знаний психолого-педагогического характера
(закономерностей возрастного развития
организма и личности ребенка, владение
разнообразными педагогическими приемами).
Профессиональная компетентность педагога
состоит из многих параметров. Ниже приведена
психологическая карта оценки педагогической
деятельности, в которой было выделено
три основных блока:
педагогическую деятельность;
педагогическое общение;
личность педагога.
Необходимые характеристики, которыми
должен владеть педагог:
Педагогическая эрудиция - общий запас
современных знаний и способов, которыми
эти знания можно эффективно передать.
Педагогическое целеположение - потребность
в планировании своей работы и умение
выработать со сплавом с целей общества
и своих личных целей.
Педагогическое мышление - выявление среди
внешних, незаданных, скрытых свойств
педагогической действительности в ходе
сравнения и классификации ситуаций причинно-следственных
связей.
Практическое педагогическое мышление
- анализ конкретных ситуаций с использованием
теоретических закономерностей и принятие
на их основе педагогических решений.
Педагогическая интуиция - быстрое, одномоментное
принятие педагогического решения с учетом
предусмотрительности дальнейшего развития
ситуации без развернутого осознанного
анализа.
Педагогическая импровизация - нахождение
неожиданного педагогического решения.
Педагогический такт - чувство меры на
основе соотнесения задач, условий, возможностей
участников общения. Такт - это выбор и
осуществление такого мероприятия педагогического
влияния, которое основано на отношении
к личности обучающихся как главной ценности.
Педагогический такт - это одна из форм
реализации педагогической этики.
Педагогическая эмпатия - понимание обучающегося,
которое опирается на анализ его личности,
эмоциональное сопереживание и отклик
на его чувство.
Педагогическое творчество - поиск и нахождения
нового в педагогической деятельности.
В целом же к интегральным характеристикам
личности педагога можно отнести: педагогические
способности, характер и направленность
личности, психические состояния.
Я считаю возможным акцентировать внимание
на такой характеристике личности педагога,
как умение становиться в рефлексивную
позицию относительно самого себя и к
осуществляемой деятельности в целом.
Результатом выхода в такую позицию есть
способность педагога понять, осознать
свои настоящие мотивы, трудность, причины
проявления того или другого поведения
и отношений, которые разрешают своевременно
скорректировать свою поведенческую программу
по цели наиболее эффективного осуществления
профессиональной деятельности.
Различают перцептивно-рефлексивные (определяющие
возможность проникновения в личность
обучающегося и понимание себя) и управленческие
педагогические способности.
К более обособленным педагогическим
способностям относят способности:
видеть и ощущать, понимает ли обучающийся
исследуемый материал, устанавливать
степень и характер такого понимания;
самостоятельно подбирать учебный материал,
определять оптимальные способы и методы
обучения;
по-разному излагать, доступно объяснять
тот самый материал, чтобы обеспечить
его понимание и усвоение всеми обучающимися;
строить учение с учетом индивидуальности
обучающихся;
передать свой опыт другим педагогам и
учить на их примере;
к самообучению;
формировать у обучающихся нужную мотивацию
и структуру учебной деятельности;
вселять в человека уверенность, успокаивать
его, стимулировать к самоусовершенствованию;
находить нужный стиль общения;
вызывать к себе уважение со стороны воспитанников,
пользоваться неформальным признанием
с их стороны.
В литературе, посвященной педагогической
деятельности, особенно выделяют такую
характеристику в личности педагога, как
педагогическое сознание, которое включает:
осознание норм, правил и моделей своей
профессии; осознание этих качеств в других
людях; учет оценки себя как профессионала
другими людьми; самооценку отдельных
сторон своей личности.
Огромное значение в процессе обучения
и воспитания имеет стиль взаимодействия
и общение.
Здесь можно выделить две основные позиции:
«Закрытая позиция» - это обезличенная,
подчеркнуто объективная манера преподавания,
отсутствие собственных суждений и мыслей.
«Открытая позиция» характеризуется отказом
от собственного педагогического всеведения
и непогрешимости, открытием своего опыта
обучающимся.
Выбор той или другой позиции во многом
зависит от общего уровня личной психологической
свободы педагога. Первая позиция может
использоваться просто для маскировки
какого-то «страха», например, у начинающих
преподавателей. Как правило, преподаватели,
которые имеют достаточный опыт работы
и высокая степень личностной самореализации,
стремятся ко второй позиции.
Среди необходимых коммуникативных умений
педагога отмечают: умение управлять своим
поведением; умение наблюдать и переключать
внимание; умение социальной перцепции
(«чтение по лицу»); эмпатию - умение не
только видеть, а и понимать, сопереживать;
хорошие навыки языкового общения.
Коммуникативные способности педагога
подвергаются развитию. Хорошие результаты
в их формировании дают социально-психологический
тренинг и тренинг педагогических умений.
Выводы о взаимодействии педагога с обучающимися
можно строить на основе анализа:
результатов усвоения знаний (уровень
усвоения, перспективное и оперативное
значение этого усвоения);
результатов усвоенных способов и приемов
умственной деятельности;
характеристики отношения обучающихся
к предмету;
отношений между обучающимися и между
обучающимися и педагогом;
общей оценки педагогического процесса
с точки зрения обучения, развития и воспитание
обучающихся.
В целом в деятельности педагога выделяют
такие основные функции:
Информационную - точность, логичность
подачи информации, умение выделять главное,
доступность информации и опора на имеющийся
опыт, связь информации с практикой и умение
прогнозировать усвоение материала.
Перцептивную - умение воспринимать психическое
состояние и «видеть» личность обучающегося.
Коммуникативную - включает стиль общения,
педагогический такт, характеры-стыки
языка, экспрессивные качества, контакт
с аудиторией.
Организаторскую - организация преподавателем
собственной деятельности и познавательной
деятельности обучающихся.
Контролирующую - разные способы контроля
усвоения информации, объективность оценок,
обучение самоконтролю.
Реализация на практике всех этих функций
одновременно - довольно сложная задача.
Именно поэтому за уровнем психической
напряженности работа преподавателя и
занимает второе место после работы авиадиспетчера.
Таким образом, для эффективной профессиональной
деятельности в области обучения и воспитания
необходимы: во-первых, хорошая подготовка,
во-вторых, постоянное самосовершенствование.
Особое место в подготовке педагога занимают
психологические знания и умения. В данное
время в области психологической подготовки
педагогов высшей школы существует ряд
проблем:
Потребность в психологических знаниях
может быть большой, но она не подкрепляется
сформированной практикой работы, тому
массив уже готовых научных рекомендаций
остается невостребованным.
До сих пор не разработана целостная концепция,
которая легла бы в основу показателей
эффективности работы преподавателя.
Психологические исследования в этом
направлении раздробленные: одни изучают
деятельность, другие - общение, третьи
- способности.
Изучение психологии не упрощает работу
педагога, но поднимает ее на более высокий
уровень и повышает уверенность в себе,
в своих знаниях и способностях, поскольку
понимание внутренних причин поведения
изменяет сам тип мышления педагога.
До сих пор в некоторых педагогических
ВНЗ при изучении цикла психологических
дисциплин переходят из традиционных
лекционных занятий на тренинги с целью
более глубокого овладения будущими преподавателями
необходимыми умениями и привычками для
работы.
Информация о работе Объект, предмет, функции педагогики.Педагогическая деятельность