Образование как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Успешная деятельность института возможна лишь при реализации определенной совокупности условий: 1) наличии социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института; 2) интеграции его в социально-политическую и ценностную структуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой - позволяет осуществить социальный контроль над соответствующими типами поведения; 3) необходимо наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение институтами нормативных предписаний и осуществление социального контроля .

Содержание работы

Введение 3
I. Понятие образования 5
II. Внутренняя организация и структура системы образования 7
III. Функции института образования 9
IV. Образование в современном мире 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, система среднего образования (школа) также оказывает заметное воздействие на процесс социальных изменений в силу тесной связи ее с экономикой, наукой и культурой. Примечательной чертой школьного образования в нашей стране в последние годы становятся инновационные процессы, связанные с задачами поиска и освоения новых приемов и методов обучения, с помощью которых повышается эффективность образования.

Особенно велика роль школы в тех странах, которые  претерпевают процесс модернизации, находятся в состоянии перехода от традиционного общества к современному индустриальному.

В нашей стране, переживающей трудный процесс перехода от тоталитарного режима к демократическому общественному устройству, институту образования также принадлежит весьма важная роль, так как он призван сформировать новый тип личности, нового гражданина, лишенного догматических стереотипов коммунистической идеологии, способного быть активным участником социально-экономических и политических преобразований.

IV. Образование в современном мире

 

Процесс приобщения к  культуре поколений наблюдается на всех этапах развития человечества. В любом обществе, архаичном или современном, возникает необходимость передачи социального опыта, знаний и умений от старших поколений к младшим. Для осуществления трансляции культуры в духовной сфере жизни общества сформировался такой социальный институт, как образование.

В ХХ в. коренным образом  изменилось мировое сообщество, значительные изменения претерпели материальное и духовное производство, культурные стандарты, по-иному стали смотреть на роль и содержание образования в современном мире. Развитие системы образования в качестве стратегической социальной программы становится приоритетной задачей внутренней политики во многих государствах мира вследствие высоких требований к знаниям, умениям и навыкам выпускников средних учебных заведений, к квалификации специалистов с высшим образованием, к их духовному облику, а также необходимости непрерывного образования в современном обществе.

Россия, входящая в группу стран с наиболее высоким человеческим потенциалом во многом благодаря своей образовательной системе, также берет стратегический ориентир на накопление самого мощного социального капитала - знаний, которые превращаются в духовность личности, профессионализм работников, высокие технологии, культуру производства6.

В современном мире образование  характеризуется следующими чертами:

  1. демократичность (равный доступ к образованию);
  2. интегративность (охват всего жизненного периода);
  3. всеобщность (объединение различных образовательных cстадий и структур);

4) гибкость (использование разнообразных форм, средств и методов обучения).

Расширяется педагогическое пространство: изменяются стратегические ориентиры образования и роль преподавателя в учебном процессе, появляются новые образовательные технологии, меняется содержание учебных дисциплин. В настоящее время можно выделить следующие стратегические ориентиры образования:

  • теоретический фундаментализм, ориентирующий образование на новейшие теоретические достижения в современной науке, перевод научных текстов на язык учебно-познавательной деятельности;
  • познавательная целостность учебного знания, обусловленная современными представлениями о мироцелостности, о eдиной сущности креативных процессов самоорганизации в природе и обществе как сложноорганизованных системах;
  • гуманитаризация, связанная с развитием творческих способностей учеников и направленная на развитие их эстетического мировосприятия и этического отношения к действительности. Гуманитаризация должна ориентировать индивидов на необходимость понимания той социокультурной среды, в которой им приходится жить, и понимания людей иной культуры;
  • Методологизм;
  • Плюрализм.

Сейчас основной проблемой  стал поиск новых методологических ориентиров познавательной деятельности, изменились цели и задачи образования. В содержательном плане наметился переход от теоретизма к методологизму, от усвоения различных теоретических конструкций к усвоению многообразных способов познавательной деятельности. Это предопределило необходимость включения в современные образовательные программы новейших концепций и теорий, представляющих собой альтернативные картины мира.

Заключение

 

Культурная эстафета от поколения к поколению передается по разным каналам (семья, искусство, средства массовой информации и т.д.), но на первом месте стоит образование. Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

Образование – это  не только «процесс», но и «результат», который выражается в обретении грамотности (в широком смысле), компетентности в избранном жизненном деле, становлении общей культуры, кругозора, быстрого мышления, способного воспринимать и усваивать любую новую нестандартную информацию. В современном образовании необходимость передачи информации (знания) не только не отпадает, но и возрастает. Именно поэтому становится особенно необходимо внедрение интенсивных технологий передачи такой информации.

Образование поднимает  достоинство человека, его значимость и в собственных глазах, и у окружающих. Оно укрепляет престиж и повышает социальный статус личности. Для граждан нашей страны, проходящей драматический этап своей истории, особенно важно осмысление того, что грядущее общество будет обществом знания и информации

 

 

Список использованной литературы^

 

  1. Ананьев М.А. Образование и научно-технический прогресс. – М., 1992
  2. Комаров, М.С. Социальный институт Социология: Словарь-справочник. – М., 1990. – Т.1. С. 157
  3. Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии: учебник. – М.: ТК Велби: Проспект, 2006. – 352 с.
  4. Кравченко С. А. Куда идет развитие мировой социологии // Социологические исследования . – 2007. – № 1.
  5. Невский Н.А. Субъективный фактор в педагогической деятельности//Педагогика. – №5. – 1992
  6. Обществознание: учебное пособие/отв. ред. Ю.Г. Волков. – М., Гардарики, 2005. – 348 с.: ил.
  7. Общая социология / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2005.
  8. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М., 2004.
  9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
  10. Эффективность образования/Колесниченко Л.Ф. и др. – М., 1991. – С.5

 

1 Комаров, М.С. Социальный институт/Комаров М.С., Яковлев М.А//Социология: Словарь-справочник. – М., 1990. – Т.1. С. 157

2 Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии: учебник/А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби: Проспект, 2006. – С.54

3 Эффективность образования/Колесниченко Л.Ф. и др. – М., 1991. – С.5

4 Невский Н.А. Субъективный фактор в педагогической деятельности //Педагогика. – №5. – 1992

5 Ананьев М.А. Образование и научно-технический прогресс/М.А. Ананьев. – М., 1992. – С. 33

6 Обществознание: учебное пособие/отв. ред. Ю.Г. Волков. – М., Гардарики, 2005. – С. 67




Информация о работе Образование как социальный институт