Образование в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

Современная система образования в КНР имеет ряд специфических черт, если сравнивать ее с зарубежными аналогами. Так, в отличие от еще одного азиатского исполина - Индии, Китай является страной с высоким и быстро растущим уровнем грамотности населения, в том числе крестьянского (составляющего основную массу населения в обеих странах). Неграмотными в Китае остаются лишь 15-17% взрослого населения (47% в Индии, 61% в Бангладеш, 59% в Пакистане, 27% в Иране, 17% в Турции, 15% в Индонезии). Еще лучше у КНР другой важный индикатор - доля неграмотных женщин в возрастной группе 15-24 года. Он показывает эффективность борьбы с неграмотностью за последние двадцать лет и косвенно свидетельствует о положении женщин в семье и обществе.

Файлы: 1 файл

Education.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

2) самостоятельное создание  школ одним гражданином или  группой лиц (часто на базе  уже действовавших образовательных  учреждений);

3) создание школ за  счет вкладывания капитала отдельными  лицами либо организациями, становящимися  соучредителями НОУ совместно с государственным предприятием либо учреждением.

4) акционерная форма;

5) совместное создание  НОУ китайскими и зарубежными  партнерами.

Наиболее распространены в Китае 90-х гг. первые три формы.

Структура первоначального  капитала учредителей могла включать собственные средства владельцев, привлеченный капитал в паевой (акционерной) форме, а также банковские займы, кредиты и ссуды частных лиц.

Все имущество и доходы разрешалось использовать исключительно  на развитие школы. Инвестиции предприятий в отдельных элитные учебные заведения составляли в период возрождения НОУ весьма внушительную сумму. Объяснялось это не только вышеперечисленными престижем и налоговыми льготами, возможностью создавать на земле, покупаемой по льготных ценам, филиалы предприятий, клубы и пр., но также и выгодой от связей с частным капиталом в лице родителей учеников. Школы, созданные коллективным либо частными предприятиями, постепенно превращались вместе с ними в единый холдинговый центр. Однако лишь немногие НОУ в Китае были основаны на таком прочном фундаменте. Для открытия маленькой школы достаточно было 20 тыс. юаней, которые могли внести на паях несколько человек.

Экономический эффект частного сектора в образовании КНР  проявился достаточно ярко. Как и  задумывалось, НОУ облегчили финансовую ношу государства и уже к середине 90-х гг. аккумулировали значительное количество общественных средств – более 10 млрд. юаней (свыше 100 млн. долл.).Тем не менее китайские власти на различных уровнях в 90-е гг. с сожалением констатировали и немалые финансовые трудности НОУ. В частности, из всех источников финансирования гарантированным оставался, пожалуй, единственный – взносы за обучение. Плата за обучение остается в настоящее время для большинства китайских НОУ и основным источником покрытия текущих расходов. Поскольку 90% негосударственных учебных заведений в Китае – интернатного типа, то в оплату входит и проживание учащихся. Общая сумма платы за обучение состоит из нескольких видов взносов на содействие развитию школы, за обучение, за общежитие и пр.

Взносы в НОУ зависят  от множества факторов и резко  колеблются по провинциям. Некоторые  школы варьируют плату за обучение в зависимости от успеваемости учеников, снижая ее отличникам и увеличивая неуспевающим. Формы взимания взносов за обучение разнообразны. В основном по стране это делается раз в семестр. В настоящее время китайские НОУ переживают следующие трудности:

1) несформированность  базового образовательного рынка,  столь необходимого для полного  раскрытия роли рыночных отношений в оптимизации распределения образовательных ресурсов. Он должен включать рынок капитала, помещений, оборудования, учителей (как часть рынка рабочей силы). Препятствуют его созданию прежде всего официальные образовательные структуры и чиновники, которые предпочитают привычное административное распределение ресурсов, а не их свободное перемещение, опасаясь негативного влияния этого процесса на государственные учебные заведения. Отсутствие образовательного рынка - одна из причин того, что большинство НОУ в Китае арендуют помещения и оборудование, что, в свою очередь, не стимулирует учредителей делать вложения в основной капитал;

2) серьезные проблемы  накопления капитала; поэтому сейчас  в Китае раздаются призывы  стимулировать банки к выдаче  НОУ ссуд, а правительству предлагается оказывать помощь учащимся через систему поощрительных стипендий, субсидий специального назначения и студенческих займов;

3) отсутствие специальных фондов (в отличие, например от Японии) содействия развитию НОУ (при  том, что действуют многочисленные фонды поддержки государственных учебных заведений);

4) преграды на пути повышения  эффективности НОУ за счет  так называемой экономии на  масштабах.

Большинство частных и “народных” школ в Китае невелико по размерам, численность учащихся в них колеблется от 100 до 200 человек. Крупных школ, не уступающих государственным или даже превосходящих их по численности учащихся ( 500 - 1000 и более учеников) и территории, мало - не более 10% всех НОУ.

Китайские специалисты подметили  такую закономерность: в крупных городах страны обычно представлены все ступени НОУ (Именно здесь создаются “образовательные империи”), в средних и небольших преобладают средние школы первой ступени, а в уездных и поселковых центрах и в сельской местности сосредотачиваются по преимуществу начальные школы.

Анализ социального состава  учащихся элитных частных школ Китая  показывает, что они возникли прежде всего в ответ на дифференцированный спрос, рожденный в среде новых  предпринимателей, руководителей высокого ранга, соотечественников с Тайваня, желающих учиться на материке. НОУ имеют классы малой наполняемости (25–35 человек), акцентируют изучение английского языка с 1 класса (в отличие от государственных школ, где он изучается с III класса и в меньшем объеме), овладение компьютером, эстетическое воспитание (в основном музыкальное), развитие индивидуальных способностей и т.п. Появление НОУ в Китае увеличило количество школ с различными уклонами (художественных, спортивных), экспериментальных и дополнительных учебных заведений, способствовало созданию широкой сети неформального образования.

В целом НОУ должны строго следовать  учебным программам, разработанным  Государственным комитетом по образованию  и соответствующими ведомствами  на уровне провинций, автономных районов  и городов центрального подчинения (Пекин, Шанхай). Однако они имеют возможность повышать качество обучения за счет включения различных дополнительных курсов с учетом индивидуальных потребностей учащихся и рыночного спроса. В случае проведения эксперимента разрешается самостоятельно определять также и учебную программу, но непременным условием являются консультации со специалистами из административных органов образования.

Негосударственным вузам предоставлено  право самим выбирать учебные  пособия и определять набор специальностей. Их учебные программы могут быть ориентированы на насущные нужды местной экономики с целью заполнить пустоты, оставляемые государственными учебными заведениями.

Появление НОУ дало возможность  резко повысить эффективность использования  людских, финансовых и материальных ресурсов – в них работают вышедшие на пенсию опытные учителя, оплата их труда тесно увязывается с нагрузкой и квалификацией. Они имеют хорошо оснащенные компьютерные классы, лингафонные кабинеты, лаборатории, оборудование которых, в отличие от большинства государственных школ, используется и в вечернее, и в каникулярное время.

С другой стороны – указанные  особенности НОУ вызывают тревогу  властей в том смысле, что потенциально они могут способствовать элитарности  выпускников, превращению их в оппозиционеров или носителей чуждых в данном обществе идей и ценностей. Кроме того, ориентация многих элитных частных школ и вузов Китая на подготовку выпускников к продолжению обучения за рубежом влечет за собой “утечку мозгов”.

Показателем эффективности работы учебных заведений является востребованность их выпускников. За 1992–1994 гг. более 85% выпускников-очников частных пекинских вузов были приняты на работу по профилю, их теоретическая подготовка и практические навыки не уступали уровню выпускников государственных вузов.


Информация о работе Образование в Китае