Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:57, реферат
Современная система образования в КНР имеет ряд специфических черт, если сравнивать ее с зарубежными аналогами. Так, в отличие от еще одного азиатского исполина - Индии, Китай является страной с высоким и быстро растущим уровнем грамотности населения, в том числе крестьянского (составляющего основную массу населения в обеих странах). Неграмотными в Китае остаются лишь 15-17% взрослого населения (47% в Индии, 61% в Бангладеш, 59% в Пакистане, 27% в Иране, 17% в Турции, 15% в Индонезии). Еще лучше у КНР другой важный индикатор - доля неграмотных женщин в возрастной группе 15-24 года. Он показывает эффективность борьбы с неграмотностью за последние двадцать лет и косвенно свидетельствует о положении женщин в семье и обществе.
2) самостоятельное создание
школ одним гражданином или
группой лиц (часто на базе
уже действовавших
3) создание школ за
счет вкладывания капитала
4) акционерная форма;
5) совместное создание НОУ китайскими и зарубежными партнерами.
Наиболее распространены в Китае 90-х гг. первые три формы.
Структура первоначального капитала учредителей могла включать собственные средства владельцев, привлеченный капитал в паевой (акционерной) форме, а также банковские займы, кредиты и ссуды частных лиц.
Все имущество и доходы разрешалось использовать исключительно на развитие школы. Инвестиции предприятий в отдельных элитные учебные заведения составляли в период возрождения НОУ весьма внушительную сумму. Объяснялось это не только вышеперечисленными престижем и налоговыми льготами, возможностью создавать на земле, покупаемой по льготных ценам, филиалы предприятий, клубы и пр., но также и выгодой от связей с частным капиталом в лице родителей учеников. Школы, созданные коллективным либо частными предприятиями, постепенно превращались вместе с ними в единый холдинговый центр. Однако лишь немногие НОУ в Китае были основаны на таком прочном фундаменте. Для открытия маленькой школы достаточно было 20 тыс. юаней, которые могли внести на паях несколько человек.
Экономический эффект частного сектора в образовании КНР проявился достаточно ярко. Как и задумывалось, НОУ облегчили финансовую ношу государства и уже к середине 90-х гг. аккумулировали значительное количество общественных средств – более 10 млрд. юаней (свыше 100 млн. долл.).Тем не менее китайские власти на различных уровнях в 90-е гг. с сожалением констатировали и немалые финансовые трудности НОУ. В частности, из всех источников финансирования гарантированным оставался, пожалуй, единственный – взносы за обучение. Плата за обучение остается в настоящее время для большинства китайских НОУ и основным источником покрытия текущих расходов. Поскольку 90% негосударственных учебных заведений в Китае – интернатного типа, то в оплату входит и проживание учащихся. Общая сумма платы за обучение состоит из нескольких видов взносов на содействие развитию школы, за обучение, за общежитие и пр.
Взносы в НОУ зависят от множества факторов и резко колеблются по провинциям. Некоторые школы варьируют плату за обучение в зависимости от успеваемости учеников, снижая ее отличникам и увеличивая неуспевающим. Формы взимания взносов за обучение разнообразны. В основном по стране это делается раз в семестр. В настоящее время китайские НОУ переживают следующие трудности:
1) несформированность
базового образовательного
2) серьезные проблемы накопления капитала; поэтому сейчас в Китае раздаются призывы стимулировать банки к выдаче НОУ ссуд, а правительству предлагается оказывать помощь учащимся через систему поощрительных стипендий, субсидий специального назначения и студенческих займов;
3) отсутствие специальных фондов
(в отличие, например от
4) преграды на пути повышения эффективности НОУ за счет так называемой экономии на масштабах.
Большинство частных и “народных” школ в Китае невелико по размерам, численность учащихся в них колеблется от 100 до 200 человек. Крупных школ, не уступающих государственным или даже превосходящих их по численности учащихся ( 500 - 1000 и более учеников) и территории, мало - не более 10% всех НОУ.
Китайские специалисты подметили такую закономерность: в крупных городах страны обычно представлены все ступени НОУ (Именно здесь создаются “образовательные империи”), в средних и небольших преобладают средние школы первой ступени, а в уездных и поселковых центрах и в сельской местности сосредотачиваются по преимуществу начальные школы.
Анализ социального состава учащихся элитных частных школ Китая показывает, что они возникли прежде всего в ответ на дифференцированный спрос, рожденный в среде новых предпринимателей, руководителей высокого ранга, соотечественников с Тайваня, желающих учиться на материке. НОУ имеют классы малой наполняемости (25–35 человек), акцентируют изучение английского языка с 1 класса (в отличие от государственных школ, где он изучается с III класса и в меньшем объеме), овладение компьютером, эстетическое воспитание (в основном музыкальное), развитие индивидуальных способностей и т.п. Появление НОУ в Китае увеличило количество школ с различными уклонами (художественных, спортивных), экспериментальных и дополнительных учебных заведений, способствовало созданию широкой сети неформального образования.
В целом НОУ должны строго следовать учебным программам, разработанным Государственным комитетом по образованию и соответствующими ведомствами на уровне провинций, автономных районов и городов центрального подчинения (Пекин, Шанхай). Однако они имеют возможность повышать качество обучения за счет включения различных дополнительных курсов с учетом индивидуальных потребностей учащихся и рыночного спроса. В случае проведения эксперимента разрешается самостоятельно определять также и учебную программу, но непременным условием являются консультации со специалистами из административных органов образования.
Негосударственным вузам предоставлено право самим выбирать учебные пособия и определять набор специальностей. Их учебные программы могут быть ориентированы на насущные нужды местной экономики с целью заполнить пустоты, оставляемые государственными учебными заведениями.
Появление НОУ дало возможность резко повысить эффективность использования людских, финансовых и материальных ресурсов – в них работают вышедшие на пенсию опытные учителя, оплата их труда тесно увязывается с нагрузкой и квалификацией. Они имеют хорошо оснащенные компьютерные классы, лингафонные кабинеты, лаборатории, оборудование которых, в отличие от большинства государственных школ, используется и в вечернее, и в каникулярное время.
С другой стороны – указанные особенности НОУ вызывают тревогу властей в том смысле, что потенциально они могут способствовать элитарности выпускников, превращению их в оппозиционеров или носителей чуждых в данном обществе идей и ценностей. Кроме того, ориентация многих элитных частных школ и вузов Китая на подготовку выпускников к продолжению обучения за рубежом влечет за собой “утечку мозгов”.
Показателем эффективности работы учебных заведений является востребованность их выпускников. За 1992–1994 гг. более 85% выпускников-очников частных пекинских вузов были приняты на работу по профилю, их теоретическая подготовка и практические навыки не уступали уровню выпускников государственных вузов.