Образование в России как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:03, доклад

Описание работы

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

Файлы: 1 файл

Образование в России как система.doc

— 35.50 Кб (Скачать файл)

                                        Образование в России как система.

 

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых  действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

К образовательным учреждениям  относятся:

- дошкольные;

- общеобразовательные;

-учреждения для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей;

- профессиональные (начальные,  средние специальные, высшие и  т.п.);

- учреждения дополнительного  образования;

-другие учреждения, предоставляющие  образовательные услуги.

Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Центральным звеном системы  образования в Российской Федерации  является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным  изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). Появляются новые виды образовательных учреждений (школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты, школы народных ремесел и др.).

Главные задачи общеобразовательных учебных учреждений состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности.

Дошкольное  образование предусматривает воспитание детей от 2-х до 7 лет. В настоящее  время детские сады являются многофункциональными учреждениями: помимо образовательных функций здесь предоставляются также психологические, социальные и здравоохранительные услуги. Для детей с умственными или физическими недостатками имеются специальные детские сады, где работают профессиональные психологи и врачи.

Дети в возрасте 6-7 лет начинают обучение в начальной школе, где учатся 4 года, затем переходят в среднюю школу. Продолжительность обязательного среднего образования составляет 9 лет.

Школьная учебная программа  включает в себя изучение таких предметов  как русский язык, литература, математика, иностранные языки, российская и мировая истории, экономика, информатика, география, биология, физика, астрономия, химия, экология, правоведение и другие.

Помимо средних  общеобразовательных школ в стране распространены школы среднего образования с углубленным изучением отдельных предметов (спецшколы английского языка, математики, физики и т.п.), гимназии и лицеи. Имеются также школы внешкольной деятельности – спортивные, художественные, музыкальные, по окончании которых, выдается диплом об окончании данной школы и выпускник может продолжить образование в выбранном направлении, например, поступить в музыкальное училище или академию.

По окончании 9-го класса учащиеся проходят государственную  итоговую аттестацию, т.е. сдают выпускные экзамены и получают аттестат об основном общем образовании.

Выпускники 9-х  классов могут продолжить образование  в школе, либо поступать в профессионально-техническое  училище, колледж или техникум. Среднее  профессиональное образование направленно  на подготовку специалистов-практиков в различных областях. Учебные программы среднего профессионального образования составляют от 2-х до 4-х лет в зависимости от профиля подготовки.

Аттестат о  полном среднем образовании выдается по окончании 11-го класса и сдачи выпускных экзаменов (Единый Государственный Экзамен). Наличие аттестата о полном среднем образовании и успешно сданные экзамены позволяют продолжить образование в вузах. Прием в вузы ведется на основании ЕГЭ, некоторые университеты устраивают дополнительные вступительные экзамены или собеседование.

Высшее образование  в России представлено государственными и частными вузами. Крупные университеты имеют филиалы по всей стране. Вуз  должен иметь лицензию, которая даёт право вести образовательную  деятельность и быть аккредитованным, чтобы выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца. Как правило, длительность обучения в вузах составляет от 4-х до 6 лет. Формы обучения бывают: дневная (очная), вечерняя и заочная. Учебные заведения высшего образования подразделяются на 3 типа: университет, институт и академия.

Система высшего  образования Российской Федерации  имеет следующую структуру:

- Диплом бакалавра  присуждается после 4-летнего  курса обучения и дает право  профессиональной деятельности. В  период обучения экзамены проходят в конце каждого семестра, т.е. дважды в год – зимняя и летняя сессии. По окончании учебы выпускники сдают выпускные государственные экзамены и защищают дипломную работу или проект.

- Диплом специалиста  присваивается после 5-6 лет обучения и дает право поступления на докторские программы обучения. Здесь также необходимо сдавать экзамены и защитить дипломную работу.

- Диплом магистра присваивается  после 2-х лет учебы в магистратуре, проведения исследовательских работ,  написания и защиты диссертации. Для поступления в магистратуру необходимо иметь диплом бакалавра (или специалиста) и сдать вступительные экзамены или пройти собеседование.

- Докторская степень присваивается  по результатам публичной защиты  докторской диссертации. Кроме  того, результаты научных исследований докторанта должны быть опубликованы в известных научных журналах.

Иностранные граждане могут  стать студентами российских вузов. Для этого требуется аттестат о среднем образовании и знание русского языка. Поэтому лучший вариант – окончить годичные подготовительные курсы, где обучают не только русскому языку, но также дисциплинам выбранной специальности. По окончании курсов сдаются выпускные экзамены, на основании которых проводится прием в вуз.

Онищук В.А. “Урок в  современной школе”. Москва, “Просвещение”, 1991 г.

Кларин М.В. “Инновации в обучении. Метафоры и модели.” Москва, “Наука”, 1997г.

Арапов М.В., Загвоздкин, В.К. “Вольдорфские  школы в России”, 2000г.


Информация о работе Образование в России как система