Образовательная программа «Школа 2100»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 18:32, доклад

Описание работы

Программа «Школа 2100» построена на основе концепции «педагогики здравого смысла» и концепций отдельных предметов. Объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный и др.). Эта концепция противопоставлена устаревшей «манипулятивной» парадигме, где учащийся выступает как объект обучения и воспитания, а не как равноправный участник или субъект образовательного процесса.

Файлы: 1 файл

progr_Shkola2100.docx

— 27.22 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

 высшего  профессионального образования

«ИВАНОВСКИЙ государственный университет»

Шуйский  филиал ИвГУ

 

 

 

презентация образовательной  программы 

«Школа 2100»

 

 

 

 

                                                            Работу выполнила:   

                                                                          студентка 1 курса 6 группы                                                                    

                                                                                         факультета педагогики и психологии

                                                                                                   направления подготовки

050400.6 Психолого-педагогическое   образование

профиль «Психология  и социальная      педагогика»

                                                                                                  заочной формы обучения                                    

                                                                          

 

                                                                      

 

 

 

Шуя, 2013

 

Программа "Школа 2100"

 

 

Образовательная система «Школа 2100» – это одна из программ развития общего среднего образования, направленная, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания образования и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами. Авторы и  научные руководители программы c 1990  по август 2004 года – академик РАО А. А. Леонтьев, с сентября 2004 года - академик РАО Д.И. Фельдштейн. 
Все учебники (кроме ИЗО и риторики) включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год.  Авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100» стал Лауреатом премии Правительства РФ 2008 года в области образования  «За теоретическую разработку основ образовательной системы нового поколения и ее практическую реализацию в учебниках».  Содержание образования определяется государственными стандартами и воплощается в содержании и формах учебной литературы для учащихся. Эксперты Российской академии образования отмечают, что авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования, непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы.

Главное преимущество учебно-методического комплекта «Школа 2100» заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с дошкольного возраста и до окончания общеобразовательной школы (в основном по направлению русский язык-литература).

Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип "минимакса": учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. 
Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100» попытался разработать такую образовательную систему, которая: 
• во-первых, была бы системой развивающего образования, готовящей школьника нового типа – внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и поставить новую проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения; 
•во-вторых, была бы доступна массовой школе, не требовала бы от учителей переучиваться заново; 
•в-третьих, была бы разработана именно как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы; 
• в-четвертых, была бы системой целостного и непрерывного образования.

Программа «Школа 2100» построена на основе концепции  «педагогики здравого смысла» и  концепций отдельных предметов. Объединяет основные современные подходы  к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный  и др.). Эта концепция противопоставлена  устаревшей «манипулятивной» парадигме, где учащийся выступает как объект обучения и воспитания, а не как  равноправный участник или субъект  образовательного процесса. В ней  сформулированы цели, принципы и перспективы  развития содержания и технологии российского  образования (включая воспитание) на ближайшие десять лет, отвечающие развивающему и вариативному подходу и основанные на идее непрерывного образования.

Авторы Образовательной  системы "Школа 2100" разработали систему психолого-дидактических принципов развивающего образования, а именно:  
а) личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности; 
б) культурно ориентированные принципы: принцип картины мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип; 
в) деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее развитие, принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок «объяснения» нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов обучения и их взаимосвязей с содержанием, формами и средствами обучения. Данная технология результативна, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся. Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Предложена  оптимальная для условий развивающего образования трактовка образовательного стандарта, в основе которой лежит  принцип минимакса – несовпадение уровня требований к содержанию предъявляемого материала и уровня требований к  усвоению его учащимися. На основе этого  принципа созданы учебники, которые  существенно различаются по объему того материала, которые ученики  могут и должны (стандарт и требования программы) усвоить. Это позволяет  формировать информационную компетентность, т.е. способность определить недостающую  информацию, искать, анализировать  и синтезировать новую информацию. 
 
Воспитательные принципы программы:

 — социальной  активности;

— социального  творчества;

 — взаимодействия  личности и коллектива;

— развивающего воспитания;

— мотивированности;

— индивидуализации;

— целостности  воспитательного процесса;

— единства воспитательной среды;

— опоры на ведущую деятельность.

В настоящее время учебники Образовательной  программы «Школа 2100» активно  входят в практику массовой школы, авторы учебников регулярно проводят методические курсы, консультации и семинары для  учителей, научно-практические конференции.


Информация о работе Образовательная программа «Школа 2100»